Спектакль о военном детстве показали новосибирские артисты на фестивале КУKART.
НОВОСИБИРСКИЙ театр кукол впервые в своей истории принял участие в Международном фестивале-биеннале кукольных и синтетических театров КУKART, который проходит с 22 по 30 июня в Санкт-Петербурге. Свой спектакль «Когда папа вернется с войны» сибирские кукольники показали в День памяти и скорби на углу Малой Садовой — особом памятном месте для жителей пережившего блокаду города.
Спектакль «Когда папа вернется с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита» появился в репертуаре Новосибирского театра кукол чуть больше года назад. Проект задумывался как творческое посвящение 75-й годовщине Победы. Режиссеру Борису Саламчеву и художнику Александре Павловой предстояло современными средствами рассказать историю о двух состояниях жизни — войне и мире, слившихся в чувствах и фантазиях маленького героя. Команда спектакля выстроила композиционно сложное действие, полноправными участниками которого выступают самобытный язык Андрея Платонова, работа актеров с куклами и образно подобранные видеокадры, однако в силу известных обстоятельств приуроченные к дате. Майские показы проходили в онлайн-режиме. В 2021 году творческая группа спектакля получила еще более необычный опыт. Новосибирские кукольники сыграли «Когда папа вернется с войны» прямо под открытым небом — уже в память о 80-летии с начала Великой Отечественной войны. Единственный показ в Санкт-Петербурге прошел 22 июня в четыре утра на углу Малой Садовой — особом памятном месте для жителей города. В угловом здании на пересечении с Невским проспектом в годы войны находилась парикмахерская, которая работала в течение всей блокады, а сейчас виднеется памятный знак блокадному репродуктору, посвященный подвигу тружеников военного радиоэфира. Напротив здания — магазин купцов Елисеевых. В годы блокады там располагался театральный зал, в котором проходили постановки и работало первое в городе информационное «Окно ТАСС». Пока в магазине готовили очередное представление, пожарные смывали с Невского проспекта кровь убитых, а похоронные бригады грузили в машину погибших людей. Чуть дальше находится знаменитый Дом радио, в годы блокады ставший центром жизни: именно оттуда поступали на репродукторы ежедневные новостные сводки, читались материалы фронтовых корреспондентов и транслировались сигналы опасности.
«Наш выбор спектакля для первого фестивального дня не случаен, — рассказывает президент Международного фестиваля КYKART Давид Бурман. — Здесь есть два события, которые совместились. Во-первых, Новосибирск принимал у себя во время Великой Отечественной войны петербуржцев и блокадников. Память тех дней как раз отражена в спектакле «Когда папа вернется с войны». Во-вторых, на том месте, где будет выступать новосибирский театр, во время блокады Ленинграда, укладывали тела погибших — складывали, как дрова. Атмосфера соединения памяти и творчества, передаваемая современными молодыми людьми через оживление кукол, видео документальных кадров военной хроники здесь и сейчас, через 80 лет, дает возможность помнить об ужасах войны и помогает нам жить сегодня».
КУКART — один из крупнейших кукольных смотров страны, который объединяет под своим крылом не только кукольников со всего мира, но и разные виды искусства. Форум проходит в Санкт-Петербурге, насчитывает историю в 28 лет и позиционирует себя как благотворительный проект: билеты не продаются, соответственно, зрители смотрят спектакли бесплатно.
Нынешний КУКART ориентирован на проекты, сочетающие участие профессиональных бюджетных театров и негосударственных театров кукол. География форума обширна — в город на Неве приедут театры от Калининграда до Южно-Сахалинска. Заглянут на кукольный огонек и зарубежные коллективы — из Болгарии, Германии, Израиля, Казахстана, Китая, Финляндии, Эстонии, частично вынужденные выступать в онлайн-формате. Фестивальные спектакли разместятся на 18 площадках города и распределятся по трем программам. В основной блок войдут уже получившие признание коллег работы. В специальном блоке окажутся спектакли, которые будут идти в режиме нон-стоп под открытым небом. А клубная программа сосредоточит внимание на новых именах, необычных названиях и недавно родившихся театрах. Кроме того, в рамках КУКARTа состоится презентация проекта синтетического театра с использованием современных технологий VR, заработает своя лаборатория и телевидение. «КYKART создает систему культурных мостов и таким образом показывает, как можно соединить людей в культурном пространстве Санкт-Петербурга, разрушая и политические препоны, и препоны, созданные пандемией. Воздухом культуры мы разрушаем все преграды, чтобы объединение кукольников со всего мира помогало созидать дальше», — резюмирует президент фестиваля.
Юбилейный пятнадцатый фестиваль открылся 22 июня — в самую короткую ночь года и вместе с тем день годовщины начала Великой Отечественной войны, что позволило организаторам КУКARTа отдать должное антивоенной теме. Участники из Южно-Сахалинска представили моно- спектакль «Сколько страданий судьбой завещано» — об ужасах концлагеря «Саласпилс». Театр «Святая крепость» из Выборга показал драматический спектакль «Рядовые» по одноименной пьесе Алексея Дударева. Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» привез в Петербург ширмовый спектакль «Петрушка на войне», в котором любимый персонаж площадного театра храбро сражается с врагами и добирается до самого Гитлера. Хабаровский театр кукол познакомил со спектаклем «Станция Тевли». В основе его сюжета — реальные воспоминания польки, которую фашисты во время войны малышкой вместе со взрослыми отправили в концлагерь. Новосибирцы рассказали трогательную историю о том, как чувствует войну ребенок, оставшийся волею судьбы один в доме (отец — на фронте, мать — в поле).
«Участие в фестивале подобного уровня — это и новые возможности коммуникации, позиционирования себя в культурном пространстве кукольного мира, и большая ответственность для нашего коллектива, — говорит директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых. — Наши артисты и технические службы активно готовились к спектаклю. Репетировали, подбирали оптимальные технические решения, ведь спектакль технически очень сложен: актеры работают с куклами за сценой, а изображение передается на экраны в реальном времени. Три экрана, смонтированные на сцене в одном пространстве, будто на одной плоскости показывают жизнь ребенка, его страхи, переживания и саму войну».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА