«Мертвые души», выпущенные «Красным факелом» в прошлом году и ставшие для Новосибирска одним из самых ярких спектаклей сезона, взяли новую высоту. Покорив публику Минска и Уфы, нестандартная сценическая интерпретация поэмы Гоголя отправилась в Санкт-Петербург, где получила 10-минутные овации, а также приз зрительских симпатий XXXIV Театрального фестиваля «Балтийский дом».
«Мертвые души» ‒ первая режиссерская работа Андрея Прикотенко в статусе художественного руководителя театра «Красный факел». И ‒ безусловный успех. Кажется, в этом спектакле сошлось всё: и мастерство постановочной команды, и благословенный всенародно любовью текст, и иронично-парадоксальный взгляд режиссера, обнаруживающий самый глубокий смысл в очевидной и нарочитой бессмыслице, и блестящая труппа, демонстрирующая высокое искусство ансамбля. Отсюда и слава, которая бежит впереди и заставляет публику сметать билеты в считанные дни и часы. Буквально и без преувеличений.
В Минске, куда спектакль в мае отправился на свою первую гастроль, в зале на 600 с лишним мест яблоку негде было упасть: заняты были не только «сидячие», но и «стоячие» места. В Уфе, где спектакль «Красного факела» открывал вне конкурса Фестиваль театров малых городов России, вновь безоговорочный аншлаг. Наконец, в рамках XXXIV Театрального фестиваля «Балтийский дом» на единственный показ спектакля собралось около 900 зрителей. Спектакль закончился бурными овациями, а по итогам смотра «Мертвые души» получили приз зрительских симпатий как самая яркая из представленных на большой сцене фестиваля работ.
«“Мертвые души” производят самое глубокое, самое мощное художественное впечатление. Это мое личное ощущение, но главное ‒ реакция зрителей, — отметил генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. — Спектакль потряс. Публика не хотела вас отпускать. Такие овации у нас звучат не всегда. Я уверен, что этот спектакль войдет в когорту выдающихся работ, которые когда-либо были показаны на нашей сцене».
Фестиваль «Балтийский дом» ‒ крупнейший арт-форум страны, а его бессменный организатор ‒ театр «Балтийский дом» ‒ стратегический партнер новосибирского «Красного факела». В мае 2023 года коллективы, каждый из которых выступает флагманом культурной жизни своего региона, подписали соглашение о сотрудничестве. Визит новосибирцев в Санкт-Петербург стал первым шагом на пути становления прочных творческих отношений.
«Показ спектакля “Мертвые души” в Санкт-Петербурге был для нас вдвойне ответственным, — подчеркнула директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Это родина нашего художественного руководителя и город, в котором наш театр знают и любят. Стать участниками фестиваля “Балтийский дом”, занимающего особе место на карте России и известного далеко за пределами нашей страны, приятно и почетно. Мы гордимся тем, что творческое взаимодействие, запланированное “Красным факелом” и “Балтийским домом” в прошлом году, в этом сезоне нашло свое первое воплощение в столь знаковом фестивальном проекте».
XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» проходил в Северной столице с 4 по 18 октября. Форум ведет отсчет с 1991 года и имеет свои традиции, миссию и культурные ценности. Участие в фестивале, ставшем на исходе тысячелетия первым ежегодным международным театральным форумом в истории новой России, за время его существования приняли более 300 театров из 32 стран мира. В 2023 году «Балтийский дом» прошел под девизом «Взгляд на Восток» и впервые познакомил зрителей с уникальными постановками Индии и Ирана. В этом году культурный форум продолжил курс на восток и сфокусировал внимание петербургской публики на спектаклях коллективов из Китая и Южной Африки.
Программа российского театра на фестивале «Балтийский дом» была представлена тремя поколениями режиссеров. За молодую режиссуру отвечал Антон Федоров, возглавляющий театр «Старый дом». Мэтров отечественной сцены представлял Кама Гинкас. Андрей Прикотенко и его спектакль «Мертвые души» оказались точно в центре поколенческой концепции.
Художественный лидер «Красного факела» и легенда российского театра Кама Гинкас не только представили свои спектакли в конкурсной программе «Балтийского дома», но и приняли участие в открытом разговоре «За/чем мы ходим в театр?». Режиссеры обсудили миссию современного театра, перспективы и реальные вызовы, с которыми сталкивается сценическое искусство сегодня. Встреча, проходившая в живом диалоге с петербургской публикой, стала платформой для обмена мнениями и возможностью задуматься о будущем театра ‒ о том, как он может оставаться актуальным и значимым в быстро меняющемся мире.
«Фестиваль “Балтийский дом” вырастил меня как режиссера. Здесь я смотрел спектакли со всего мира, расширял кругозор и влюблялся в режиссуру, — рассказал художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Я рад тому, что именно на фестивале “Балтийский дом” мои новосибирские спектакли неоднократно представляли Сибирь. В этом году мы привезли премьеру прошлого сезона “Мертвые души” ‒ большой спектакль о России, ее протяженности и бесконечности. Специально для этой постановки мы увеличили глубину сцены “Красного факела” до 35 метров, что дало ощущение бескрайних просторов. Сценическое пространство “Балтийского дома” само по себе заключает эту сценическую бесконечность. Наш спектакль хорошо встал на новую площадку, и мы смогли показать зрителям не адаптированный вариант, а полноценный спектакль, который нашел отклик у фестивальной публики и смог произвести достойное впечатление».
Среди зрителей и гостей краснофакельцы встретили много знакомых лиц. Друзья, коллеги, в том числе и бывшие артисты новосибирского драматического театра, мастера российской сцены и известные представители арт-среды Северной столицы пришли поддержать сибиряков.
«Спектакль действительно прекрасный и наверняка станет предметом удивления для всей театральной России. Но все два с половиной часа, которые я сидел в зале, я думал о труппе, — подчеркнул театральный режиссер и педагог Вениамин Фильштинский, воспитавший не одно поколение учеников, среди которых и режиссер спектакля «Мертвые души» Андрей Прикотенко. — Что же это за чудесная труппа? Почти 30 человек, как один. Энергия и энергетика у этой команды – сумасшедшая. Спасибо вам! Позволю себе погордиться и режиссером. Андрей Михайлович ‒ неутомимый человек и мощный художник. Мы в институте много делали для воспитания режиссеров, но мы ‒ только заложили нравственные основы и самочувствие своего места в искусстве. Далеко не всем удается это сохранить в себе и приумножить. Теперь я вижу большого мастера. Сижу смиренно. У меня чувство гордости, любви. Андрей ‒ один из самых ярких, последовательных, многообразных и неутомимых наших учеников».
«Я никогда в жизни не была в Новосибирске и никогда не видела спектакли “Красного факела”. Я только знала, что такой театр есть, — поделилась впечатлениями после показа петербургский журналист, телеведущая, автор и режиссер документальных фильмов Ника Стрижак. — Но, когда я увидела в афише фестиваля спектакль, поняла: нужно идти и смотреть. И могу сказать, что такого удовольствия от спектакля я не получала очень и очень давно. Это просто “майский день, именины сердца”, говоря гоголевским языком. Это так прекрасно, так тонко, так умно. Ставить Гоголя действительно сложно. Все мы проходили эту Коробочку, Плюшкина. “Мертвые души” заезжены и выучены нами в школах и институтах. Очень непростая история получилась, но так красиво, так легко. Здесь все хороши – и Чичиков, и Маниловы, и Собакевичи, и Ноздрев. Потрясающий музыкальный ансамбль. Фантастическая работа художника Ольги Шаишмелашвили. Спасибо вам огромное. Пусть нам завидуют те, кто не был на этом спектакле».
15 октября в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная итогам XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», в ходе которой были названы обладатели призов. Помимо диплома каждый лауреат получил авторскую статуэтку с символикой фестиваля, созданную художником Катей Гофман. Пока победители познакомились с наградами лишь виртуально, но в самое ближайшее время прекрасное послание найдет своих героев.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Василия ВАГИНА и Данилы НЕРОЗНАКА