Новосибирский музыкальный театр хочет обрести новое имя. Соответствующее заявление коллектив сделал 4 мая, объявив конкурс на выбор нового названия. Это вторая попытка экс-Музкомедии разработать яркий и эффективный нейминг: пять лет назад Новосибирский музыкальный театр уже объявлял подобный конкурс, но тогда имя собственное для театра так и не удалось найти.
Свое нынешнее название Новосибирский музыкальный театр обрел в 2017 году, сменив предыдущее имя «Новосибирский театр музыкальной комедии», с которым родился и просуществовал на протяжении почти шестидесяти лет. Решение прибегнуть к ребрендингу дирекция аргументировала расширением репертуарных границ, предельное суженное старым наименованием. На выбор нового названия был объявлен конкурс, и за победу в нем сражалось более сотни вариантов. «Перемена статуса и поиск для названия имени собственного оказались просто национальной забавой, — комментировал тогда директор НМТ Леонид Кипнис. — Кто нам что только не предлагал! Такого ажиотажа мы не видели уже давно. Народ включился, как будто это ‒ национальный вид спорта, а рост продаж заметно повысился. Народ заинтригован, будирован ситуацией и хочет к тому же посмотреть спектакли».
Фантазии новосибирских любителей бренд-нейминга не знали границ. В списке предложенных названий фигурировали исторические варианты: «Вольный ветер» – в честь первой оперетты, поставленной на сцене новосибирского театра, «Альгамбра» ‒ по аналогии с городским садом, где располагалась самая первая концертно-театральная площадка Новониколаевска. Версии с цифровыми символами, например, «1959» ‒ по году основания театра. Разномастные сокращения в духе «МузыкаНТ», «Музкомтраг», «Муздрамком», ТОМАС (театр оперетты, мюзикла, академический и современный), «Музком» (Театр музыкальной коммуникации) или «ГалаНТ». Патриотические («Голос Сибири», «Центр России», «Сибирский Бродвей», «Гранд-мюзикл», «Обитель Сибирского мюзикла»), романтические («Орфей», «Галатея», «Галактика», «Гармония», «Сияние», «Комета», «Звуки музыки»), музыкальные («Аккорд», «Октава» «Ритурнель», «Триоль», «Хемиола»), топонимические («Театр на Каменской», «Центральный») и совсем курьезные – «Яхта», «Апельсин», «Изумруд», «Карусель», «СибиШка» («Сибирская шкатулка»), «Юнкерс», «Шатер Мнемосины» «Муз Инь и Ян», «Фантазия и унисон» и даже «Кладбищенский» — с привязкой к предтечи Центрального парка, где расположено учреждение.
Выбрать идеальное название организаторам конкурса тогда не удалось, и театр ограничился сменой статуса в наименовании. Однако нынешней весной руководство НМТ вновь вернулось к вопросу изобретения узнаваемого и звучного имени, которое станет близким для новосибирцев и гостей нашего города. «Пять лет назад наш театр назывался Новосибирским театром музыкальной комедии, — вспоминает на старте нового конкурса директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. — Название, казалось бы, вполне устоявшееся в сознании наших зрителей, но ограничивающее наши жанровые предпочтения. Оно акцентировало внимание на том, что зритель должен был приходить в наш театр и смеяться, а мы свободно и легко чувствовали себя и в трагедии, и в драме, и в любом другом, доступном музыкальному театру направлении. И хотели уйти от такого плоского и одностороннего понимания нашей деятельности. Остановившись на варианте “Новосибирский музыкальный театр”, мы подчеркнули общее направление, в котором работаем, но столкнулись с отсутствием собственного имени, а это ‒ отсутствие собственного лица. Сейчас наше название принадлежит всем и никому отдельно, а мы хотим вместе со зрителями выбрать такое имя, которое стало бы знаменем нашего театра, как “Геликон-опера” в Москве, “Карамболь” и “Зазеркалье” в Санкт-Петербурге. Да и наименования большинства новосибирских драматических театров свидетельствуют в пользу такого решения».
Следует заметить, что драмтеатры Новосибирска вряд ли могут похвастаться сверхоригинальными и активно работающими на смыслы названиями, но как давние и глобальные игроки рынка каждый из них сегодня представляет собой полноценный бренд – со своей историей успеха, преданной аудиторией и слоганом. Театр «Старый дом» получил свое название с легкой руки режиссера Семена Верхградского, отразившего таким образом специфические жилищные реалии облдрамы. «Красный факел» обрел свое имя столетие назад в Одессе, и родилось оно совершенно случайно ‒ из рисунка, сделанного на очередном собрании молодой и горящей идеями театральной труппы. А вот «Глобус», тогда еще просто театр юного зрителя, действительно объявлял конкурс на выбор названия, и победил в состязании один из городских театралов. Так что у Музкома, а именно так предпочитают сейчас называть свой любимый театр поклонники, есть перед глазами хороший пример народного голосования. Конкурс на новое имя завершится 4 июня. Автор самого интересного варианта сможет стать постоянным посетителем театра: в течение всего следующего театрального сезона победитель конкурса будет бесплатно посещать любые спектакли театра вместе со своим спутником.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено Новосибирским музыкальным театром