Новосибирский музыкальный театр погрузился в репетиционный процесс финальной премьеры сезона. Под занавес года впервые в истории российского музыкального театра команда Леонида Кипниса выпустит мюзикл по мотивам произведений Ивана Бунина, точкой отсчета и магистральным сюжетом которого станет рассказ «Солнечный удар». Именно такое название получит новое произведение композитора Ульяны Стратонитской и либреттиста Нонны Кротовой.
Для музыкальных театров проза Ивана Бунина ‒ terra incognita. Слишком своеобразна его художественная манера, слишком предельная чувствительность того, что лежит за буквами, слишком тонко и хитро сплетены нити между сиюминутными биением жизни, потоком памяти и провидческим даром автора. Бурлящий и искрящий мюзикловый мир требует лихо закрученной интриги, накала страстей, движения масс, динамики действия, а у великого Бунина все камерное, личное, глубинное, построенное на незримых материях ‒ наплывающие впечатления, цепочки воспоминаний, поэтическое дыхание, пластическая природа слова, предельно сгущенное существование, умножение смыслов друг на друга. Вместо ярких поступков ‒ тайные мысли и желания. Вместо манких героев ‒ темные закоулки человеческой души. Вместо сюжетной пружины ‒ причудливые повороты судьбы, да и те складываются в такие узоры, что из путей превращаются в замкнутый лабиринт. Переплавить все эти текстуальные особенности в достоинства большого сценического произведения решил худрук НМТ Леонид Кипнис. И первыми бросил на амбразуру двух прекрасных дам ‒ либреттиста Нонну Кротову и композитора Ульяну Стратонитскую.
«Идея Леонида Михайловича показалась мне крайне сложной, но очень заманчивой и творчески интересной, ‒ рассказывает драматург Нонна Кротова, уже сотворившая слово в четырех спектаклях Новосибирского музыкального театра («Вий», «Римские каникулы», «А зори здесь тихие…», «Два капитана»). — Проза Бунина – тонкая, прекрасная, изумительная по языку, при этом редко звучащая в музыкальном театре. Причина, думаю, как раз в том, что нет готовых решений, развернутых сюжетов, удобных для сценического воплощения. Поэтому и работа складывалась непросто, потребовала тонкой проработки и сюжетных линий, и исторического контекста. Но в первую очередь это, конечно, история любви. Большого настоящего чувства и сложнейшего выбора, поскольку два любящих человека на волне происходящих событий оказались по разные стороны».
Мюзикл «Солнечный удар» (16+) с творчеством Ивана Бунина соотносится в рамках стратегии «по мотивам» ‒ есть здесь и сверхсюжет, и аура, и конкретные произведения, и биографический ландшафт. «Рассказ Ивана Бунина “Солнечный удар” – это яркая вспышка, ключевой момент истории, в которой мы не знаем, что было до и после, — отмечает драматург. — Образы, сюжетные линии других произведений не звучат напрямую в либретто мюзикла, они “растворены” в тексте как бунинское “легкое дыхание”, и мы можем говорить только о каких-то аллюзиях, возможных предысториях персонажей. Пожалуй, в большей степени это мотивы романа “Жизнь Арсеньева” и дневниковых записей “Окаянные дни”».
В центре сюжета спектакля «Солнечный удар», как гласит аннотация, окажутся две сильные личности, мужчина и женщина, каждый со своим бэкграундом и со своей непростой судьбой. На сцене развернется история большой внезапно вспыхнувшей всепоглощающей любви ‒ любви «вопреки», любви, которой не должно было случиться. Нахлынувшее чувство таит в себе смертельную опасность и грозит каждому из героев разоблачением и гибелью. И все будет зависеть от того, какой выбор сделают герои.
«У наших героев, Алексея Азарова и Елены Сокольской, постепенно рождалась “биография”, вокруг них появлялись яркие персонажи. Это две вечные соперницы-примы – оперная дива и звезда варьете. Импресарио Харцев, который решительно меняет свою жизнь, превращаясь из Венечки на побегушках в пролетарского куплетиста Вольдемара. Поручик Николя Корецкий, сослуживец Азарова. Профессор Вишневский, который многое может рассказать о пятнах на солнце. Они вовлечены в стремительный круговорот событий, и вся эта история оживает благодаря замечательной музыке московского композитора Ульяны Стратонитской. Мы первый раз работали в тандеме, и это было очень увлекательное сотворчество».
Еще одна козырная карта в рукаве мюзикловой команды ‒ художник-постановщик. Сплетать визуальные миры бунинского кружева предназначено Елене Вершининой, создавшей сценографию и костюмы самых заметных спектаклей Новосибирского музыкального театра последних сезонов.
«Художник Елена Вершинина придумала очень стильный сценический мир, в котором будет и пароход, и закулисье театра варьете, и маленькая провинциальная гостиница, и вокзал с уходящим поездом, где принимаются самые важные решения, ‒ анонсирует Нонна Кротова. ‒ Сейчас именно то время, когда рождается спектакль, идут постановочные репетиции. Время, когда мы ждем лета, солнца и премьеры “Солнечного удара”».
Дополнят женский триумвират июньской премьеры три главных стратега и тактика из другой половины вселенной. Для воплощения замысла на сцене в качестве режиссера спектакля приглашен главреж Санкт-Петербургского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов ‒ и «Солнечный удар» станет его дебютной работой в Новосибирском музыкальном театре. Пластический образ мюзикла создаст проверенный «Смешной девчонкой», «Опасными связями» и «Веселой вдовой» хореограф Антон Дорофеев. А музыкальное руководство постановкой осуществит главный дирижер театра Александр Новиков. Впервые случится «Солнечный удар» 20 июня.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ