Наталья Багрова — потомственный архитектор: доктор культурологии, член-корреспондент государственной Российской академии архитектуры и строительных наук, возглавляет общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области, входит в число влиятельных лиц в управляющих структурах образовательного центра «Сириус». Но самым важным местом работы для нее по-прежнему остается родной вуз — Новосибирский университет архитектуры и дизайна, который она окончила в 1997 году, а возглавила в 2014-м.
Глубокие знания еще советских основ архитектуры и дизайна в сочетании с «ожогом» от революционных либеральных преобразований, высокая степень самоорганизации, неиссякаемая энергия сделали деятельность Натальи Багровой чрезвычайно востребованной обществом именно тогда, когда возник запрос на возрождение культуры в ее классическом, а не либеральном понимании, в основе которого, с одной стороны, глубокое знание мировой культуры, а с другой — здоровый патриотизм.
Два года назад в «Новая Сибирь» уже публиковала пространное интервью с Багровой, — тогда она объясняла суть понятия креативных индустрий и рассказывала о перспективах наукоемкого производства в этих сферах, и об инновационных продуктах сферы обучения и развлечений.
Весной этого года у Натальи Викторовны юбилей. Трудно было отказать себе в удовольствии воспользоваться поводом и еще раз встретиться со столь интересным собеседником. Сегодня ректор Новосибирского университета архитектуры, дизайна и искусств рассуждает о демократичных способах поддержки талантливой молодежи, о создании новых творческих элит, о сдвиге «тектонических пластов» в сознании человечества и о необходимости глобальной солидарности.
— Наталья Викторовна, когда мы с вами разговаривали несколько лет назад, речь во многом шла о так называемых креативных технологиях. Надо признать, что роль культуры у нас в стране по большому счету долгое время недооценивалась, и, поведясь на либеральную повестку, мы имеем весьма серьезные издержки в этой области. Что вы думаете по этому поводу?
— Мы понимаем, что в сегодняшней повестке очень серьезные вопросы. Но есть ощущение и доводы рассудка, что именно сейчас нужно обратить внимание на культуру. И то, что мы называли «креативными индустриями», сегодня усилило свое значение, потому что есть действительно огромный запрос на импортозамещение в сфере культуры. Комплексное гибридное противостояние имеет когнитивную и социально-культурную составляющие. Поэтому, безусловно, нужно отрабатывать свое содержание, которое мы могли бы транслировать молодежи, в том числе и с помощью цифровой доставки посредством современной телекоммуникации. Визуальное искусство обладает чрезвычайными проникающими возможностями: оно без затруднения заходит в наши дома, в общественные здания, в образовательный процесс, в воспитание. Все подлежит визуализации, и та самая экранная культура, о которой говорил в свое время Михаил Михайлович Бахтин, неизбежна, потому что все равно «лошадей заменит телеграф».
Сегодня нам необходимо работать над содержанием с двойными усилиями. Нужно искать свою аутентичность, свои культурные истоки, свои коды, интерпретировать их и транслировать нашей молодежи в преемственной культуре, как длительность истории России.
Россия была, есть и будет! Как это объяснить молодежи? Предстоит поработать. Современная отечественная гуманитаристика в весьма фрагментарном состоянии, поэтому обеспечить достаточную системную академическую опору пока не в силах. Обслуживая иностранные франшизы, своего не развить. До недавнего времени ведущие линии визуальных искусств через трансляцию нематериального работали с сознанием потребителей в маркетинговых интересах. В этой связи в настоящее время можно говорить об открытых возможностях для деятелей искусства. Мы предвидим еще один ренессанс русского искусства, уже на новых основаниях. Но предстоит ответить на ряд вопросов. Что есть русская культура? Откуда истоки? В чем уникальность и ценность? В чем опоры? Что для нас эстетически приемлемо? Что такое русские «потребительские стандарты» в культуре повседневности, быта, жилища?
— У вас оптимистические прогнозы на этот счет?
— У меня глубокая вера в то, что мир устал, мир поумнел, мир обновляется. Сдвинулись «тектонические пласты», человечество встало перед необходимостью глобального переосмысления во всех сферах, причем очень глубокого переосмысления. Мир осознает свое недомыслие. Мы в суете потребительской в какой-то момент просто потеряли разум и не смогли вовремя остановиться, чтобы понять, где мы оказались, каковы причины и последствия того, что сейчас происходит. В такие критические моменты сдвигов мировоззренческих, экономических, которые взаимообусловлены, на поверхность выходят язвы, которые наши недружественные соседи уже не в состоянии скрывать.
Сейчас, мне кажется, наступает момент, когда миру необходимо приостановиться и без спешки подумать над тем, что мы есть, откуда мы, куда мы идем. Как и во всем, должен быть избыток мысли. Мы должны действовать предусмотрительно и взвешенно.
Необходимо осознать и донести до молодежи, что российское общество объединено общей судьбой: у нас общая история, общая культура и общее будущее. На мой взгляд, будущее за новой солидарностью на основе связности межпоколенческой, межрегиональной, межконфессиональной, межпрофессиональной.
— Получается ли у вас объединительная работа творческих вузов и союзов, — для вас это всегда было важным?
— С нашей стороны есть ряд инициатив, направленных на развитие творческих связей между всеми сферами культуры. В связи с этим был создан консорциум творческих вузов на территории Новосибирской области: у нас есть планы совместно с Новосибирской государственной консерваторией имени Глинки и Новосибирским государственным театральным институтом. В ближайшем будущем нам предстоит подготовить предложение о проведении форума творческих союзов в Новосибирске. Необходимость в объединении всех творческих сил более чем очевидна: она обязательна для решения задач укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей.
С ректором Новосибирской государственной консерватории Лавелиной Жанной Алийевной, заместителем губернатора Новосибирской области Мануйловой Ириной Викторовной и ректором Новосибирского государственного театрального института Кузиным Василием Ивановичем
2023 год по предложению президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Понимание роли творческой интеллигенции как в сохранении культурного наследия, так и в формировании перспективных взглядов, осмысление отечественного культурного кода и ответственности творческих элит в настоящее время очень важны для воспитания творческой молодежи. Наша задача сегодня — подготовить молодежь для будущего России. Нам очень важно, чтобы молодежь была готова к «деколонизации мышления», готова к пересозданию старого мира, который, в своей определенной части, несправедлив к России. Будущее за молодежью. Им очень много работы предстоит, им надо быть готовыми к созиданию нового. Нам нужно сплотиться вокруг них: я считаю, будущую творческую элиту надо воспитывать обдуманно и серьезно.
— В основе деятельности сегодняшних творческих союзов должен стоять, как теперь это принято, вопрос материальный. Но все творческие мастерские в городе были созданы в советское время: то есть, с одной стороны, надо, конечно, воспитывать молодежь, а с другой стороны, эта молодежь станет восприимчивой тогда, когда поймет, что эти союзы могут приносить реальную пользу в самореализации.
— Я практически выросла на Потанинской, 8. По этому адресу находится новосибирский Дом архитектора. Мой отец был активным участником Союза архитекторов СССР. Я запомнила, что в его профессиональной и общественной работе творческое объединение имело большое значение: в те времена ни один знаковый объект в Новосибирске не был построен без проведения творческого конкурса, градостроительные и архитектурные решения тщательно рассматривались в комиссиях и на заседаниях президиума Союза архитекторов, состоящего из опытных профессионалов. Случалось всякое, но если не фокусироваться исключительно на негативных явлениях, можно с уверенностью утверждать, что в дискуссиях и открытых обсуждениях в экспертных сообществах передавались нормы профессиональной культуры, частью которых был высокий функциональный и эстетический уровень проектных решений.
Переживая 1990-е годы почти подростком, я никак не могла принять ситуацию, в которой люди с высочайшей квалификацией и профессиональным опытом вдруг стали работать не по специальности. Затем, получив свой диплом архитектора, я услышала слова профессора, произнесенные со вздохом: «Вы такие талантливые! Жаль, что вы никому не нужны…» А затем мы увидели кирпичные «замки», безграмотные и безвкусные непрофессиональные решения. Вскоре творческие конкурсы будут заменены строительными тендерами, а архитектурные решения огульно станут называть картинками, обесценивая талант и труд архитектора. Полагаю, все творческие союзы могут рассказать подобные истории.
— Как я понимаю сейчас мы подошли к очень больной теме, о которой мы много раз уже говорили. Вы продолжаете делать шаги по подготовке критиков и журналистов…
— Раньше отношение к печатному слову было весьма серьезное, ответственное и трепетное. Сегодня, да, действительно, может быть, молодые писатели не могут получить помощи, но есть же и обратная история: когда есть деньги, могут издать вообще все, что угодно. Потом, бывает, берешь в руки книгу и не понимаешь, каким образом она могла попасть в школьную программу или к ребенку-дошкольнику. Поэтому вопрос о культуре, о высокой эстетической планке, которую держали объединения профессионалов, — это серьезный вопрос. С уходом из активной жизни творческих союзов исчез и институт профессиональной критики. Это существенный урон, который понесла культура. Возможно, этот инструмент самоорганизации творческих элит не был совершенен. При всей своей сложности, институция экспертизы и критики относительно молода во всем мире. Но, прекратив развитие в России, она освободила поле, на котором развернулась совсем иная «игра».
Для меня это уходящее сегодня время так и останется временем несправедливости в отношении к людям труда, к нашей величайшей культуре, к России, к ее масштабу. Сейчас, мне кажется, наступило время восстановления справедливости, и все наконец-то переворачивается с головы на ноги. Уверена, мир прозреет в переосмыслении ключевой международной значимости России и ее великого будущего.
Сегодня, когда мы обсуждаем базовые для осуществления общественного контроля в сфере культуры понятия, мы теряемся в поиске потерянных ценностных ориентиров. Не явно экспертное сообщество, к которому мы могли бы обратиться. Не линейны и неоднозначны оценки…
Но если медицинский работник, опираясь на объективные данные, может сказать определенно, что на пользу больному, а что во вред, то эксперты-искусствоведы могут определенно сказать, что в культуре и в обществе конвенционально, а что нет. Причем сделать это они могут с ретроспективных и перспективных позиций.
— Какое будущее вы видите у вашего любимого учреждения?
— Мы сейчас стоим на пороге новой стратегической программы и модели управления университетом, потому что сегодня вуз достиг такой точки роста, когда нам надо принять ряд принципиальных решений. НГУАДИ за последние годы очень динамично развивался. Мы завершили инфраструктурную реорганизацию, открыли колледж, новые подразделения, много творческих мастерских. Мы выстроили систему непрерывной практической творческой подготовки от дошкольного возраста к студенчеству и постдипломным программам, к сопровождению саморегулируемых организаций в повышении квалификации и переподготовке, наконец, к хобби-центру и дистанционным программам. Теперь у нас в НГУАДИ можно осваивать все ступени обучения. Мы открываем новые специальности, получили лицензии. С сентября этого года на продюсерском факультете будем обучать управленцев и журналистов, специализирующихся в сфере искусства и культуры.
— Вы уже давно большое внимание уделяете Образовательному центру «Сириус» в Сочи. Меня эта тема очень интересовала, потому что после завершения Олимпийский игр нередко вставал вопрос об использовании комплекса олимпийских объектов. Сама идея мне понравилась, но мне и в голову не могло прийти, что это станет началом целого федерального движения поддержки одаренных детей в России, точкой роста и развития. В процессе создания первых проектов развития будущей федеральной территории «Сириус» участвовала команда НГУАДИ. Сегодня даже не спрашиваю, насколько это серьезно. Я это вижу.
— Когда Елена Владимировна Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех» посетила наш университет и, увидев работы студентов, предложила поработать над созданием архитектурной среды уникальной территории Имеретинской низменности, мы даже не могли предположить, насколько это будет серьезная и увлекательная работа! Площадь более девятисот гектаров. Уникальная природа российской части субтропической зоны. Наши сибирские профессора и студенты начали с консультаций в научно-исследовательских институтах растениеводства, приезжали на натурные наблюдения в Сочи. Мы изучали особенности работы и образ жизни резидентов технопарка, исследовали потребности территории в объектах социальной инфраструктуры, маятниковую внутреннюю и внешнюю миграцию изучали, пульсацию плотности населения соотносили с нормативами и, конечно, наблюдали за нашими юными талантливыми подопечными.
Помню, что тогда меня поразила интенсивность работы «Сириуса»: уже на старте в центре сотни ребятишек ежегодно проходили обучающие программы под руководством ведущих ученых, деятелей искусств, спортсменов. И каждый год поток возрастал! Сегодня мы с гордостью можем сказать, что на тот период стали свидетелями рождения «Планеты Сириус» — комплекса уникальных идей, усилий выдающихся людей и доброй воли в создании равных возможностей для детских талантов по всей России. Концентрация сил многих серьезных руководителей для того, чтобы дать детям поддержку, чрезвычайно вдохновляла. Мы тоже постарались сделать многое: разработали задание на проектирование, мастер-план территории, объемно-пространственные решения архитектурных объектов и концепцию благоустройства, развели потоки пешеходов, транспорта и популярных в Сочи средств индивидуальной мобильности. Наука, образование, туризм, экспериментальное производство и культура, конгрессно-выставочная деятельность — все детали этих процессов необходимо было предусмотреть. Мы очень много провели исследований тогда, очень много эскизировали, в результате получилось разнообразие вариантов проектных предложений — от самых фантазийных и футуристичных до самых прагматичных и бюджетных. А сколько интересных идей дали молодые преподаватели и студенты! Многие из наших предложений по размещению и функционально-планировочной организации сегодня уже реализуются на федеральной территории «Сириус». Не зря наша команда детально расспрашивала об особенностях этого места коренных жителей, музеологов, таксистов, прохожих на улицах, людей в магазинчиках, резидентов и туристов, работающих и отдыхающих, обучающихся и обучающих!
— Как эта работа повлияла на руководимый вами университет архитектуры, дизайна и искусств?
— Сейчас мы понимаем, что предложение Елены Владимировны тогда стало судьбоносным и для нашего университета. Особый талант — видеть таланты и верить в будущее. У Елены Владимировны есть такой талант. «Попробуйте!» С этого ее слова началась новая жизнь нашего университета: получив доверие и опыт участия в реальном деле, мы и в дальнейшей работе сделали ставку на практико-ориентированную подготовку выпускников НГУАДИ и не ошиблись, я считаю. Сегодня уже очевидно, что в творческих мастерских, созданных при кафедрах НГУАДИ, мы можем давать студентам практический опыт разработки реальных проектов с заказчиками по договорам. Теперь ежегодно более трехсот проектов по реальным заказам по всей территории России составляют корпоративный портфель университета. Наши студенты могут учиться и получать оплату за работу по выбранной специальности уже со студенческой скамьи. Меня радует, когда удается найти для них заказчиков через мастерские НГУАДИ во время учебы, чтобы закрепить их на «домашней» территории и в отрасли, доказать им, что они нужны здесь, в России и в Новосибирской области.
Мы рады, что в работе центра урбанистики Научно-технологического университета «Сириус» есть преемственность, сотрудничество продолжается. Этим летом наши студенты приняли участие в проектировании дальнейшего развития «Сириуса» по предложению и под руководством директора центра урбанистики НТУ «Сириус» и члена совета федеральной территории «Сириус» Андрея Андреевича Литвинова. Думаю, что многие наши идеи прорастут, будут развиты и реализованы в «Сириусе» в будущем.
Конечно, команда студентов, профессоров, мастеров нашего университета переполнены благодарности Елене Владимировне, которая верит в молодежь, всеми силами поддерживает их будущее, где бы они ни родились и где бы ни учились. Все регионы представлены в «Сириусе». Так, например, с 2018 года преподаватели НГУАДИ проводят в «Сириусе» профильные образовательные смены для одаренных детей в области пространственно-пластических и визуальных искусств, архитектуры, градостроительства, дизайна, компьютерной графики. Это сотрудничество прежде всего существенно развивает наших педагогов: они не останавливаются в поисках новых методов работы с детьми и молодежью в научно-образовательном центре подготовки детей и молодежи при НГУАДИ, на студенческих программах и в аспирантуре. «Сириус» сегодня — это еще и мощный методический центр: в регионах работают центры, созданные по модели «Сириуса». Знаю, что в регионах работает сеть ассоциаций выпускников «Сириуса». Мы гордимся, что являемся частью «Планеты Сириус» и полезны для ее развития как объединяющего федерального движения.
— Я не зря этот вопрос задал. Потому что, как многие говорят: «Ну это ж где-то там... Это опять Сочи, это опять море». Я же исхожу из того, что на болотистой местности был реализован проект, который стал стартом для многих других проектов в регионах.
— Сегодня «Сириус» — это экосистема федерального масштаба: любой талантливый ребенок может туда попасть. Это честный, объективный, демократичный способ выявления и поддержки талантливой молодежи по всей России. Каких успехов за одну профильную смену длительностью в двадцать один день добиваются выпускники «Сириуса»! Их выпускные работы ошеломляют даже профессионалов. Нашему университету чрезвычайно важно сотрудничество с «Сириусом», оно необходимо для развития компетенций профессорско-преподавательского состава нашего вуза. Педагоги приезжают после работы на профильных сменах в «Сириусе» вдохновленными и окрыленными! Мы стараемся формировать молодежные команды под руководством профессионалов самого высокого класса. Именно там, в занятиях с одаренными детьми, идет серьезная работа по оттачиванию педагогических технологий, проводятся эксперименты. Ни одна новая смена не повторяет прошедшие. Результат видим на выставках и защитах выпускных проектов, конференциях и на курсах повышения квалификации педагогов, специализирующихся в области работы с одаренностью. Не только выпускники «Сириуса» возвращаются в регионы, но и педагоги со своими победами и открытиями, которые можно масштабировать. «Сириус» сегодня стал, как и задумывался, одним из ключевых элементов в повышении качественного уровня подготовки в образовательных учреждениях на всей территории России. При этом у каждой школы свое лицо, свои особенности, которые, безусловно, определяются педагогическим составом. Но думаю, все согласны с тем, что уровень образования должен быть сопоставимым в столице и в регионах, а лучшие практики работы с одаренными детьми должны быть адаптированы в работе со всеми. Замечу, я глубоко убеждена, что неодаренных детей не существует: есть дети не понятые, не открытые, не найденные взрослым миром. Педагогическая наука совершенствуется, осознаются все новые умения, полезные для общества. Вместе эти два процесса вскоре сложатся в персональную историю таланта и успеха каждого ребенка.
— Я совершенно с вами согласен, потому что в сегодняшних непростых условиях создание равных возможностей на всей территории страны — это уже жизненно важно для существования страны. Понятно, что нельзя всех талантливых и перспективных в Москве принять. Поэтому то, что вы сейчас делаете, чрезвычайно значимо и актуально.
— Очень важно, чтобы в регионах воспроизводились элиты, в том числе и творческие элиты. Уровень их профессионализма, их приверженность своему делу, преданность искусству и людям, их патриотизм очень нужны. Поэтому, безусловно, необходим внутренний взаимообмен, необходимы научные, академические, творческие связи регионов. Это очень важно для того, чтобы обеспечить квалификационную, культурную и социальную связанность территории России.
— Скажите, а что в Новосибирске? Я помню, как несколько лет назад вам приходилось принимать большое количество предложений войти в тот или иной совет, комитет. У вас оставалось не так много времени, как хотелось бы, на ваш вуз, на тот же «Сириус». Вам приходилось большую общественную нагрузку в области нести. Как с этим сейчас?
— Просьбы о помощи я всегда выполняю со встречной благодарностью и с радостью, потому что работа команды НГУАДИ на территории Новосибирской области, как и участие в общероссийских проектах, дает возможность развития компетенций профессорско-преподавательского состава и студентов университета, обеспечивает его популярность, формирует его положительную репутацию, увеличивает степень его полезного присутствия в регионе, вместе со всем перечисленным дает энергию социального оптимизма и видение своего будущего нашей молодежью. Сегодня очень важно то, какую социальную миссию, какую социальную роль выполняет университет на той территории, на которой он расположен. Потому что в России университет — больше, чем университет. Я и студентов настраиваю на то, чтобы они не замыкались в своей профессиональной сфере, чтобы они развивали свой кругозор и старались вникнуть в жизнь, которая их окружает, старались понять людей, место, где живут и работают, и в конечном счете смогли понять и найти себя в жизни. Для архитектора, градостроителя, дизайнера или художника очень важно знать жизнь в различных ее проявлениях. Благодаря общественной работе мы имеем возможность погружать студентов в очень разные сферы деятельности, знакомить их с разными людьми. Наши выпускники обязаны иметь свой «набор инструментов» для диагностики среды, с которой работают. Среды в широком смысле этого слова: не только пространственной среды, но и социальной, экономической, культурной, духовно-ценностной. Сегодня НГУАДИ находится в потоке текущих событий. Возможность пригласить на встречу со студентами так необходимых в их возрасте значимых взрослых мы заслужили своей работой. Поэтому как в той песне поется: «Лучше быть нужным, чем свободным».
— А время-то где взять?
— Это вопрос приоритетов: для университета, студентов и общественной работы время есть.
— Вы вообще чувствуете поддержку коллектива? Нет там обид каких-то?
— Поддержка команды имеет огромное значение для любого руководителя. Помню все слова участия, которые мне были сказаны опытными профессорами нашего университета в период первых выборов, когда они выдвинули мою кандидатуру на пост ректора. Именно это меня держит. Люди, единомышленники, которые работают в университете, понимают, зачем надо постоянно развивать университет. Руководителю без внешней работы не обеспечить стратегического видения путей улучшения своей организации. Руководитель обязан ориентироваться во внешнем информационном поле для того, чтобы уметь предвидеть, задавать опережение, необходимое для того, чтобы было достаточно времени на проведение положительных изменений.
— Развитие учреждений системы высшего образования в регионе трудно представить себе без поддержки органов власти и лично губернатора. Есть ли поддержка?
— Да, НГУАДИ работает практически со всеми министерствами в составе правительства Новосибирской области. Андрей Александрович Травников активно участвует в развитии всех наших вузов, всем помогает. Мы видим, что он настраивает всю нашу сеть сбалансированно, поскольку задачи всех университетов схожи, независимо от отраслевой принадлежности и масштабов вуза. В правительстве региона понимают, что наш учредитель на федеральном уровне оценивает нас по одной шкале, и для того, чтобы сохранить разветвленную многообразную сеть подготовки в регионе, необходимо всем уделить внимание. Видимо, инженерное образование и опыт управленческой работы Андрея Александровича позволяет находить нетривиальные идеи и видеть междисциплинарные связи. Губернатор помог наладить сотрудничество НГУАДИ с Международным математическим центром в Академгородке, созданным на базе Института математики СО РАН имени Соболева и Новосибирского государственного университета. Так родилось направление — «наукоемкие креативные индустрии», которое мы успешно развиваем в Технопарке НГУАДИ, созданном при поддержке губернатора, Агентства инвестиционного развития и Новосибирского отделения Сбербанка. Нам тоже необходимо высоко держать знамя! Стиль работы нашего губернатора четкий и строгий, оценка — по результатам. Не буду скрывать: приходится перенастраиваться, выходить из своей педагогической «Касталии», когда вхожу в здание правительства.
— Вы по-прежнему возглавляете общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области. Как человек, который возглавляет сейчас оценку тех процессов, которые в городе происходят, вы верите в то, что все, что сейчас делается, делается к лучшему?
— Абсолютно. В конце прошлого века на глазах нашего поколения рушилось все. У меня, видимо, до сих пор осталось неизжитым тяжелое ощущение от того исторического периода: эта несправедливость, когда была прервана профессиональная преемственность, ремесло уходило из рук, профессионализм уходил из культуры, почти все занимались не тем делом, которому учились и нарабатывали практику, рынок труда стал однобоким, а труд обесценился, профессионалы дисквалифицировались, некому было передать огромный багаж вкуса и мастерства, из экономики уходили целые отрасли, а в сфере культуры ценности изменились с точностью до наоборот. Черное объявлялось белым, а белое — черным. Но вера в самоисцеление и разум мира живет во мне. Я глубоко уверена, что то, что сейчас происходит, к лучшему. И я так настраиваю свою молодежь. Я им говорю: «Учитесь усердно, что есть сил! Будьте прилежными и серьезными, будьте привержены профессии, потому что вас ждет много работы по созданию новой экономики и нового мира, в котором Россия займет свое достойное место. Будьте готовы к созиданию». Сильное российское молодое поколение сейчас выходит, от которого очень многое будет зависеть в мире, в глобальном мире.
— То есть, сейчас и здесь у вас самый больной для нашего времени вопрос — вопрос выбора?
— Главное — не останавливаться в развитии.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»
Фото: предоставлено НГУАДИ; скриншоты: ОТС; Лофт «Книжный шкаф»
Ранее в «Новой Сибири»:
Наталья Багрова: Сегодня мы стоим на пороге антропологической революции