Новый фильм, посвященный жизни и смерти Александра Вампилова, разочаровал как зрителей, так и кинокритиков
В Доме ученых СО РАН в кинолектории «Неизвестное кино» в цикле «Жизнь замечательных людей» состоялся показ кинокартины «Облепиховое лето», посвященной последнему году жизни драматурга Александра Вампилова, — с Андреем Мерзликиным в главной роли. Байопики — популярное направление отечественного кино и телевидения, не угасает и интерес и к творческому наследию прекрасного отечественного драматурга, трагически погибшего в 1972 году. Навскидку приведу несколько примеров, начиная с конца 90-х.
Пьесу «Утиная охота» дважды поставил Театр Афанасьева — с блистательными Николаем Соловьевым и Андреем Яковлевым, в спектакле «Красного факела» запомнился Максим Битюков, нельзя не отметить и постановку МХТ с шикарным звездным составом: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Александр Семчев, Марина Зудина. Не менее популярен у режиссеров и «Старший сын»: вполне добротные спектакли были в питерской «Мастерской Григория Козлова», в томском театре «Версия» (где дебютировал на сцене Тимофей Мамлин, ныне звезда «Старого дома»), в новосибирском ГДТ. На аншлагах в Доме актера идут «Провинциальные анекдоты» театральной компании «Гамма», по пьесе «Прощание в июне» сняли неплохой фильм с Юрием Соломиным и выпустили спектакль в Томском театре драмы: автор этих строк, игравший спившегося друга главного героя, всякий раз уходил со сцены под аплодисменты…
Говоря об экранизациях вампиловских пьес, сразу всплывают в памяти знаменитые телефильмы Виталия Мельникова — «Старший сын» и «Отпуск в сентябре», снятый по мотивам «Утиной охоты», а также недавняя картина «Райские кущи» по этой же пьесе.
Перед началом показа выступавший в роли ведущего Андрей Малов сообщил:
— Имя замечательного драматурга увековечено повсеместно, есть даже мемориальная табличка на роддоме, где он родился. А вот кино про его жизнь прежде не было. Однако я колебался, включать ли в программу кинолектория эту картину, во многом очень несовершенную. 15 ноября прошлого года она стартовала в прокате и установила антирекорд кассовых сборов, ее посмотрели всего четыре тысячи человек. Для сравнения: фильм «Движение вверх» увидели 12 миллионов зрителей. Обычно кинопремьера сопровождается шквалом рецензий в ведущих СМИ. На «Облепиховое лето» я нашел всего три отзыва, и все — разгромные. К примеру, кинокритик Денис Крюков, автор портала «Киномания.ру», пишет: «Облепиховое лето» снято творчески без- ответственно. Картинка выстроена на уровне дневных сериалов 90-х годов, драматургия нелогична и плохо прописана. Элементы антуража и костюмы собраны на скорую руку».
Малов указал на такие недостатки, как невнятный монтаж сцены гибели главного героя и несхожесть актеров с сыгранными ими реальными людьми: Александром Вампиловым, Беллой Ахмадулиной, Олегом Ефремовым, Николаем Рубцовым. Ко всему прочему, 45-летний Мерзликин играет Вампилова, которому едва за 30, и эта разница в возрасте бросается в глаза.
Содержание полуторачасового фильма можно пересказать одним предложением: молодой провинциальный драматург испытывает трудности с постановкой своей лучшей пьесы в столице и ведет поиск сведений об отце, которого никогда не видел: его когда-то расстреляли как врага народа.
Название картины становится понятным только в самом конце, когда голос за кадром озвучивает отрывок из вампиловского письма к завлиту Театра имени Ермоловой Елене Якушкиной: «…Приеду осенью, к началу сезона. У нас облепиховое лето, жара и тишина. Закончу работу, уеду на некоторое время на Байкал прожигать остатки молодости. Засим желаю Вам здоровья».
Увы, прямая речь всех персонажей фильма ложно многозначительна, они говорят суконным языком. При этом трагедия одиночества и непризнания столичным бомондом Вампилова передается исключительно на словах, киноязык остается незадействованным, а сюжету заметно не хватает динамики.
Налицо и фактические нестыковки. К примеру, в день премьеры «Старшего сына» в Иркутске Вампилову сообщают о смерти его близкого друга Рубцова. Но спектакль был сыгран осенью 1969-го, поэт же, как известно, был убит в декабре 1971-го. Анекдот про то, как Рубцов снял со стен портреты классиков и унес к себе в комнату, «потому что в Лит- институте больше выпить не с кем», рассказанный к тому же безумно скучно, имел место — но, конечно же, не перед самой кончиной поэта. В сцене байкальской трагедии Мерзликин чуть ли не сам выпрыгивает из лодки и тут же идет ко дну. В реальности же драматург, оказавшись в ледяной воде, доплыл до берега, но сердце его остановилось, едва ноги коснулись земли. Похоже, недолго осталось ждать и экранизации нового «Чапаева» с переделанной финальной сценой…
Гораздо правдивее и информативнее «Облепихового лета» — 45-минутный документальный фильм «Главная женщина», показанный по телеканалу «Культура», где вдова драматурга Ольга Вампилова откровенно рассказывает, насколько сложной, противоречивой, неуемной личностью был Александр — домашний тиран и лихой донжуан одновременно. Увы, в «Облепиховом лете» мы видим нюню и рохлю — волею сценариста Ольги Погодиной-Кузьминой и режиссера Виктора Алферова.
В процессе просмотра фильма об авторе «Утиной охоты» у меня родился каламбур: «Уйти? — Охотно!» В связи с чем вспоминалась и горькая реплика Андрея Малова перед показом: «Эх, этот бы материал — да в хорошие руки!» Понятно, что сделать фильм-биографию известного человека непросто. Но в то же время в связи с «Облепиховым летом» думается, что памятью о Вампилове гораздо лучше служат его пьесы, нежели подобное кино.
Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»