Жюри определило имена победителей Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит» — было вручено семнадцать наград.
В НОВОСИБИРСКЕ завершился V Межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», связавший в едином конкурсном порыве театры Сибири, Урала и Дальнего Востока. Программа состязаний по итогам двух последних сезонов растянулась на восемь дней. За победу боролось 18 спектаклей большой и малой формы. Имена лауреатов впервые определяло два состава жюри — основное (экспертное) и спонтанно организованное молодежное. На торжественной церемонии закрытия, что прошла 30 мая на сцене театра «Красный факел», было вручено 17 наград.
«Все, что было намечено в рамках фестиваля, мы выполнили, — отметил на финальном брифинге директор «Ново-Сибирского транзита» Александр Кулябин. — Кто-то полагает, что нас подвела погода. Но на самом деле, и ненастье, и дождь сыграли нам на руку. Люди шли не на пляж, а в театр, смотреть наш фестиваль». Доля истины в этом утверждении есть, однако стоит обратить внимание и на другое обстоятельство. За десять лет работы «Ново-Сибирского транзита» (форум проходит раз в два года) фестиваль-конкурс успел завоевать доверие зрительской аудитории и стать важной частью театрального процесса, заметным явлением в культурной жизни города и одним из наиболее значимых межрегиональных сценических проектов. Из важного и нужного прежде всего удаленным от столиц труппам начинания «Транзит» превратился в грандиозный праздник искусства, большую театральную площадку, где действительно можно увидеть лучшие спектакли и оценить новые работы режиссеров, актеров, художников. И если на спектаклях первых фестивалей в залах еще зияли пустые места, то на конкурсных показах пятого форума яблоку было негде упасть.
Фестивальная жизнь бурлила буквально от рассвета до заката. В первой половине дня проводились лекции, мастер-классы, репетиции, вечером давались спектакли, а ближе к ночи проводились неформальные встречи и капустники — не просто внутрикорпоративное развлечение, а ключевой постулат, исходно заложенный в положении «Ново-Сибирского транзита» и свято соблюдаемый организаторами. Форум стал Меккой для заинтересованных в провинции режиссеров, критиков, театралов и всех, кто любит этот вид искусства. Отличный пример — молодежное жюри под председательством артиста Городского драматического театра Андрея Яковлева, созданное во время фестиваля без какого-либо предварительного планирования: молодые театральные критики из Москвы, Омска и Санкт-Петербурга приехали в Новосибирск за собственный счет и были охотно приняты организаторами под свое крыло. В результате малая судейская коллегия вручила своим фаворитам две награды. Премию «За лучшее художественное воплощение документального материала» получил спектакль «Полет. Бильчирская история» Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева, а премию «За оригинальное режиссерское решение современной пьесы» — спектакль «Сучилища» Серовского театра драмы им. А. П. Чехова.
Казалось бы, о такой востребованности мероприятия в профессиональной среде и популярности у широкой зрительской аудитории можно только мечтать, однако Министерство культуры РФ не сочло необходимым поддержать объединяющий интересы трех крупнейших регионов фестиваль. Финансовая нагрузка за проведение нынешнего форума легла на плечи Фонда Михаила Прохорова и Министерства культуры Новосибирской области.
«Это очень хороший фестиваль, — признается председатель основного жюри «Ново-Сибирского транзита», режиссер и педагог Адольф Шапиро. — Он прекрасно организован. Много талантливых режиссеров, артистов, ансамблей. Внушает оптимизм. Это случается не так часто в наше время. Я приехал в Новосибирск после всей этой гадости, которая была с «Тангейзером». Это было некрасиво для такого замечательного театрального города. Но сейчас я почувствовал, как хорошо дышать здесь в театре, как хорошо здесь развивается жизнь».
В подтверждение тому — свободная от предрассудков, рамок и границ афиша «Ново-Сибирского транзита». На одних конкурсных весах оказались как сторонники психологического театра, так и адепты визуального сценического искусства («Лучшей работой художника» признана концепция Филиппа Григорьяна, поставившего спектакль «Иллюзия» в новосибирском «Красном факеле»), как традиционалисты, так и новаторы всех мастей.
Специальный приз жюри «За художественный подход к современному тексту» уехал в южную столицу Кузбасса. Награда вручена творческой группе спектакля «Лондон». Вместе с актерами Новокузнецкого драматического театра новосибирский режиссер Сергей Чехов тонко и иронично поразмышлял о том, что такое Родина и в каком уголке души селится патриотизм. Награду в номинации «Новация» получил спектакль «Дознание» по пьесе Петера Вайса Хабаровского краевого театра юного зрителя. В условиях несценического пространства (гараж, сбитые ящики, холод, полумрак) публике предлагалось собственными глазами изучить протоколы «франкфуртских процессов» над работавшими в Освенциме нацистами, почувствовать себя частью ведомого на заклание безропотного стада и вербализировать возникшую агрессию. Не просто побродить по лабиринтам коллективной памяти, но ощутить на собственной шкуре, какое огромное влияние имеет темное прошлое на сегодняшний день.
ПРЕМИИ Ассоциации театральных критиков с формулировкой «За художественную убедительность, искренность и своевременность в осмыслении прошлого» удостоился спектакль «Папин след» Омского государственного Северного драматического театра имени М. А. Ульянова — попытка перевести на язык сцены повесть Гуго Вормсбехера «Наш двор», рассказывающую о трагической судьбе одной из многочисленных семей российских немцев, подвергшихся репрессиям в 1941—1942 годах. «Одна из тенденций, которая определяла афишу и, судя по реакции зрителей, нашла личностный отклик, — это обращение к важным историческим темам, — отмечает театральный критик Анна Банасюкевич. — Спектакли, которые так или иначе касаются темы войны, репрессий, фашизма, тоталитарного насилия, насилия человека над человеком как в историческом измерении, так и в измерении сегодняшнего дня, тема прошлого, которое влияет на наше настоящее. Важно, что театр говорит об этом по-разному — средствами традиционного театра или экспериментального, но неизменно находит отклик у сидящих в зале зрителей».
Еще одну важную тенденцию фестиваля формулирует театральный критик Ирина Алпатова: «У нас продолжается век режиссерского театра. На прошлых «Транзитах» было представлено очень много крупных, ярких, заметных режиссерских работ. Но в этом году фестиваль стал актерским. Это нисколько не умаляет заслуги режиссеров, но мы увидели такое количество прекрасных актерских работ и хороших ансамблевых спектаклей, что выбрать лауреатов было очень непросто».
Несмотря на «сверхвысокую широту ассортимента», выбор жюри сделан. Специальный приз жюри — «За актерский ансамбль» присужден составу спектакля «Полет. Бильчирская история» Бурятского театра драмы. Награду за «Лучшую мужскую роль второго плана» получил артист Кемеровского театра драмы Иван Крылов за роль Онисима Панфилыча Белогубова в спектакле «Доходное место». Награду «За лучшую женскую роль второго плана» — актриса Красноярского ТЮЗа Елена Половинкина, воплотившая образ матери в норвежской сказке «Пер Гюнт». Победу в номинации на лучшую мужскую роль одержало актерское трио из Лесосибирска: артисты Городского драматического театра «Поиск» Олег Ермолаев, Максим Потапченко и Виктор Чириков исполнили все без исключения роли в спектакле «Мертвые души». Награда за «Лучшую женскую роль» нашла свою героиню в Новосибирске — актриса Светлана Грунина блестяще исполнила роль Ани Скууг в спектакле «Пианисты» молодежного театра «Глобус».
Кстати, именно глобусовские «Пианисты» в постановке режиссера Бориса Павловича были признаны «Лучшим спектаклем» V Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». В Новосибирске осталась также номинация «Лучшая работа режиссера» — диплом лауреата получил режиссер Максим Диденко, осуществивший постановку спектакля «Я здесь» на сцене «Старого дома».
«На протяжении всех пяти фестивалей я наблюдаю различные изменения, — рассказывает основатель и идейный вдохновитель «Ново-Сибирского транзита» Александр Кулябин. — Одно из них — омоложение театра. Театр становится молодым. В труппах появляется очень много талантливой молодежи. И большинство из них оказываются занятыми в лучших спектаклях». По итогам юбилейного фестиваля лауреатами в номинации «Надежда сцены» стали актрисы Карина Пестова (Танька в спектакле «Сучилища», Серовский театр драмы им. А. П. Чехова) и Кристина Лапшина (Сашенька в спектакле «Искупление», Омский академический театр драмы).
«На этом фестивале было очень много длинных спектаклей, — делится своими впечатлениями от прошедшего фестиваля театральный критик из Санкт-Петербурга Жанна Зарецкая. — Еще недавно мы переживали бум коротких спектаклей, когда постановка длилась полтора часа, а действо в два часа без антракта нам уже казалось большим серьезным спектаклем. Это был период, когда в профессию входили молодые режиссеры, которым тогда было по 25-30 лет. Сейчас поколение, которое так осторожненько и робко начинало с современных пьес и коротких спектаклей, представляет нам большие полноценные полотна и испытывает огромное желание серьезно разбираться со всеми составляющими театрального процесса. То, что Додин называет «брать долгое дыхание на общую тему». Они учатся это делать. У кого-то это получается прямо здорово. У кого-то менее здорово, но потребность делать серьезные большие выводы, разбираться со временем, пространством и театром в большом смысле этого слова присутствует. И, конечно, в такой длинный и долгий путь режиссеры отправляются, опираясь на множество приемов и артистов».
Почетную награду фестиваля — премию «За честь и достоинство» — получил заслуженный артист России, актер новосибирского драматического театра «Красный факел» Григорий Шустер. «Лучшим театральным менеджером» был признан художественный руководитель Минусинского драматического театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Алексей Песегов.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО