Оксана Сереброва: Мне всегда нравилось придумывать и удивлять

0
1199

Авторский вечер новосибирского композитора и педагога состоялся на сцене Камерного зала филармонии. 

ЗАГАДОЧНАЯ профессия «композитор» не перестает привлекать и даже интриговать слушателей. Высокое звание творца неизменно вызывает вопросы: как появляются и реализуются идеи, как рождается музыка, что служит побудительным мотивом ее сочинения, как, наконец, становятся композитором? И здесь возникает естественное желание увидеть и услышать этого самого композитора, способного облечь в звуки все краски нашего мира, его идеалы и противоречия, радости и отчаяние, трагедию и комедию… Да и самому композитору важна эта обратная связь, важно знать и видеть, что его слушают и слышат.

Сибирская композиторская организация, перешагнув свое 80-летие, не перестает знакомить с творчеством своих авторов разных поколений. Сегодня можно говорить о существующей традиции проведения в Новосибирской филармонии авторских юбилейных концертов: вспомним хотя бы недавние авторские вечера Юрия Ащепкова, Глеба Никулина. И вот теперь в Камерном зале филармонии состоялся юбилейный авторский вечер новосибирского композитора Оксаны Серебровой.

Автор опер и театрально-проектной музыки, нескольких инструментальных композиций все же главное свое внимание обращает на вокально-хоровую и детскую музыку, что и составило большую часть авторского концерта, названного «Звени, златая Русь» — так же, как и самое известное далеко за пределами Новосибирска произведение героини вечера.

Конечно, это вовсе не случайно. Почетный работник культуры Новосибирской области Оксана Сереброва не только композитор, еще и дирижер и педагог. Она работает с детскими хоровыми коллективами классической направленности и создает для них индивидуальный, эксклюзивный музыкальный материал, который затем частенько привлекает внимание и других исполнителей. История хорового цикла «Звени, златая Русь» на стихи Валерия Брюсова и Сергея Есенина как раз об этом.

— Сочинение было написано вначале для юношеского хора, которым я руковожу уже 12 лет, — комментирует Оксана Сереброва. — Это произведение я посвятила всему своему хору «Камертон», с которым занимаюсь уже много времени, но первым исполнителем был тот самый состав двенадцатилетней давности. Мы много возили его по разным конкурсам и фестивалям, по разным городам, и оно начало приобретать новые черты, я его отредактировала, и его стали исполнять другие музыканты, профессионалы и любители. В филармоническом концерте исполнителем стал академический любительский хор молодежи и студентов ГАУК «Сибирь-концерт».

А вот духовный стих «Пред образом Спасителя» — это произведение я посвятила маме, это посвящение-исповедь. Но можно сказать, что это посвящение намного шире — не только моей, но и всем мамам. Это ощущение близости, несмотря на то что ее нет рядом, ощущение родства, передачи духовных основ...

Два хора на стихи неизвестного автора — «Белый лебедь» и «Вода моя, водица», сочинение 1997 года, исполненное молодежным хором «Благовест», также имеет свое посвящение.

— Я посвятила его первому исполнителю, дирижеру хора Александру Рослякову, — поясняет Сереброва, — который проник в сущность этого произведения, оно было настолько удачно, что постскриптум уже появилось это посвящение. Это случилось несколько десятилетий назад.

Что же касается загадочности профессии «композитор», то Оксана Сереброва приоткрыла и эту завесу таинственности.

— Да, профессия загадочная. Ощутить себя композитором и понять свой путь, понять, чем являешься, — непросто. И здесь нам всем, музыкантам разных специальностей, не только композиторам, но и дирижерам, пианистам, скрипачам и так далее, — очень важно, чтобы на этом пути попались те самые учителя, те самые люди, которые сумели б нас направить, подсказать, разглядеть в нас эти таланты. Мне повезло с учителями. Их было несколько, и они были разных специальностей, — великолепные музыканты, профессионалы очень интеллигентные. И всегда учили очень корректно.

Мой путь начался уже в пять лет, потому что, как ни странно, я сейчас, оглядываясь назад, вдруг понимаю, что первым моим учителем, этой малышки пятилетней, оказывается, был Владимир Зоткин, иркутский композитор, — потом он стал художественным руководителем Иркутской филармонии. Думаю, именно этот человек дал мне основной вектор: видимо, что-то во мне разглядел. Потом, естественно, музыкальная школа. Кстати, в музыкальной школе, хотя я занималась по фортепиано, мой любимый предмет был сольфеджио. Почему? А преподавалось очень интересно, интересные творческие задания были. А в училище искусств преподавала еще совсем молодой композитор Лидия Янковская — она тогда только вернулась из Московской консерватории, закончив класс композиции у Николая Сидельникова, среди учеников которого Эдуард Артемьев, Владимир Тарнопольский, Владимир Мартынов. Тогда я и начала слушать современную музыку, русскую музыку, которую, наверное, никогда б сама не открыла для себя. И, безусловно, западную музыку современную. И начала уже пробовать более серьезно заниматься композицией, выступая на каких-то конкурсах.

Хочу еще отметить очень важный момент: мой преподаватель по фортепиано — Людмила Пантелеймоновна Холодилова (тоже, кстати, представитель московской школы фортепианной) — она постоянно просила, чтоб я играла и свои произведения, ставила в мои программы и эту музыку.

И, наконец, Новосибирская консерватория в классе профессора Юрия Павловича Юкечева. С этого момента уже было понятно, чем я буду профессионально заниматься. Юрий Павлович никогда не довлел, никогда не назидал. Я даже иногда не понимала, учит он меня или нет. Но какими-то намеками, случайными, казалось бы, фразами он формировал мое сознание и осознание себя как композитора в будущем.

***

Что ж, вполне возможно, что и сама Оксана Сереброва, ее педагогическая деятельность, работа с детьми поспособствует тому, чтоб взрастить в юном даровании нового будущего композитора.

И все же не только хоровая музыка, главенствующая в ее творчестве, звучала в этот вечер. Открылась программа исполнением одного из недавних, двухлетней давности сочинений Оксаны Серебровой — задорным скерцозным Концертино для фортепиано и струнного оркестра (солистка — Татьяна Шевченко).

— Там нет прямого посвящения, — рассказывает автор, — и не всегда это может быть сделано впрямую — ведь когда мы о чем-то думаем, переживаем в какой-то момент, это все выливается в музыку. Я даже могу сказать, о чем я в этот момент думала. Думала о своих детях, их непростом пути, их непослушании, их противоречиях, в то же время переживая какие-то очень важные моменты в их жизни.

Пожалуй, не меньше сотни музыкантов, профессионалов и любителей, только начинающих свой путь в музыку и уже получивших признание, участвовали в творческом вечере композитора Оксаны Серебровой. И в зале среди заинтересованных слушателей тоже были ее ученики, которым, как знать, тоже когда-то выпадет случай представить на этой сцене музыку своего Учителя.

***

В программе приняли участие Филармонический камерный оркестр под управлением Рустама Дильмухаметова, концертный хор «Акварель» (художественный руководитель — Елена Показаньева), молодежный хор «Благовест» (художественный руководитель — София Дружинина), академический любительский хор молодежи и студентов ГАУК «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ» (художественный руководитель — Елена Рудзей), солисты Новосибирской филармонии и муниципального камерного оркестра «Блестящие смычки» (художественный руководитель — Марина Кузина).

Марина ЛОГИНОВА, специально
для «Новой Сибири»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.