Место и время рок-андеграунда изменить нельзя

0
5971

Звезды советского рок-андеграунда впервые в истории города станут главными героями полномасштабных репертуарных проектов. Новосибирский музыкальный театр поставит байопик о Юрии Шевчуке, основателе, лидере и единственном бессменном участнике группы ДДТ, а молодежный театр «Глобус» выпустит спектакль о ключевых фигурах сибирской контркультуры – певице Янке Дягилевой и лидере панк-рок-группы «Гражданская оборона» Егоре Летове. Тенденция однако.

Чем быстрее стремится попасть назад в будущее современная Россия, чем шире распространяются цинизм и депрессивность, чем крепче ощущается ничем не стеснённое разложение, тем чаще вновь приковывают к себе внимание герои советского андеграунда, легализовавшегося, исчезнувшего, но так и не ставшего мейнстримом. Юрий Шевчук и Егор Летов – представители разных полюсов советской контркультуры. Один всегда отличался активной жизненной позицией и ярким характером, стал настоящим голосом российского гражданского общества и признанным мэтром отечественной рок-культуры. Другой, несмотря на огромную популярность, всегда оставался в стороне от славы, был бунтарем-одиночкой, ломал стереотипы, шел по жизни с категорически не удобным кредо «Я всегда буду против» и умер легендой полуподполья. Между тем оба, каждый своим способом, боролись с косностью, заскорузлостью, инерцией в стране железных дорог и вечного льда и сформировали целое поколение.

Премьера рок-мюзикла по мотивам биографии Юрия Шевчука на сцене НМТ состоится в декабре. Над постановкой работает команда, воплотившая сезоном раньше театральный вестерн  «Отпетые мошенники»: дирижер Александр Новиков,  художник Елена Вершинина, драматург Константин Рубинский и режиссер Филипп Разенков. Композитором выступает Юрий Шевчук, поскольку музыкальную основу спектакля составляют именно его сочинения – как известные широкой публике, так и ранее не публиковавшиеся. Имя автора аранжировок пока держится в секрете. Зато известно, что специально для воспроизведения «фирменного» шевчуковского рок-саунда состав театрально оркестра будет усилен музыкантами группы «Красный берег».

«Идея сделать спектакль по песням и творчеству Юрия Шевчука, над названием которого мы еще думаем, напросилась сама собой. История рока в нашей стране богата яркими именами и, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Я, кстати, один из них, — утверждает режиссер-постановщик рок-мюзикла Филипп Разенков. — Юрий Шевчук является одним из самых мощных и знаковых явлений в русском роке, хотя лично для меня его фигура выходит за рамки музыки. Для меня он талантливейший поэт, борец за правду и справедливость. Поэтому это будет спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительный, интересный и поучительный жизненный путь. При этом главный герой нашего спектакля не Юрий Шевчук. Мы решили вывести на сцену некий собирательный  образ рок-музыканта, в котором каждый зритель сможет увидеть частичку себя. Но за основу действительно взяли биографию Юрия Юлиановича. Собственно, сама его жизнь заложена в его песнях, многие из которых, я уверен, широкой публике не известны. Жанр рок-мюзикла очень скупо представлен в наших театрах, поэтому я очень рад тому, что идею поставить спектакль поддержал директор Новосибирского музыкального театра Леонид Михайлович Кипнис и сам Юрий Шевчук. Он  проявил к нашему проекту большой профессиональный и человеческий интерес, благословил наш замысел, рассказал очень много интересных фактов и предложил включить в спектакль еще неопубликованные песни. Так что нам предстоит интересная работа. Мы сделаем все, чтобы этот спектакль полюбился публике и имел долгую жизнь. И песни группы «ДДТ» этому, конечно, помогут».

Следующая встреча с «последними солдатами контркультуры» состоится в  апреле 2020-го года. Режиссер Олег Липовецкий (Петрозаводск) в тандеме с драматургом Даной Сидерос (Москва) выступят соавторами музыкального спектакля под рабочим названием «Полкоролевства». В центре сценического повествования окажутся сознательно не вписавшиеся в шоу-бизнес, но ставшие культовыми фигурами принципиального андеграунда Янка Дягилева и Егор Летов. Две легенды, намертво затянутые в одну петлю — географически, творчески, физически и эмоционально. Неожиданное желание «Глобуса» погрузиться в эпоху расцвета сибирского панк-рока главный режиссер театра объясняет общим эмоциональным контекстом. «Мы все выросли в том времени, это все прошло через нас, — поясняет Алексей Крикливый. – Для нас очень важно еще раз прожить эти жизни, вновь вспомнить эти тексты, этих музыкантов. Эти фигуры не принадлежат Новосибирску или Омску. Они – часть культурного пространства нашей страны. Тем не менее контекст-то рядом – вон Янкин дом стоит».

Важно контекстуальное скрещение  пространства и времени и для автора идеи – режиссера и драматурга Олега Липовецкого: «Место и время. С местом всё, я думаю, ясно. Янка родилась и прожила всю свою недолгую жизнь в Новосибирске. Недалеко от театра «Глобус». А времена у нас ходят по кругу. Янка Дягилева – культовая личность. На мой взгляд, она — одна из самых загадочных, талантливых и интересных звёзд советского рок-андеграунда. Человек, который следовал своему предназначению, не стремясь получить какие-то дивиденды от успеха и популярности. Она не боялась быть другой, во времена, когда это порицалось обществом и наказывалось законом. И при этом, в ней абсолютно не было гордыни. С ней нет интервью, она отказалась от предложения «Мелодии» записать диск. Просто потому, что не считала это необходимым для своего пути. Она просто делала то, что должна. Даже, если это не принимали её, казалось бы, единомышленники. Её талантливые тексты знали мои многие сверстники, да и сейчас некоторые песни переживают новое рождение. Летов и Башлачёв – два талантливых автора, которые оказали огромное влияние на творчество и жизнь Янки. Рассказывать о ней и не говорить о них невозможно. Нам хочется попытаться заглянуть из сегодняшнего дня в то время. Попытаться, не столько понять (это невозможно), сколько представить себе загадочный мир Янки. Молодых всегда восхищали герои, которые не боялись быть другими. Янка – такая».

Пока же творческая команда «Полкоролевства» работает над концепцией и текстом проекта, в Новосибирске разворачивается очередной этап борьбы за присвоение статуса памятника архитектуры дому на улице Ядринцевская, 61, в котором когда-то жила Янка Дягилева. Кампания по сохранению деревянного одноэтажного строения с целью создания в нем музея сибирского панка ведется с переменным успехом и находит не меньше противников, чем сторонников. Дело осложняется тем, что нынешний собственник здания еще полгода назад озвучил намерение его снести. Буквально на днях  на сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области (ГИООКН) был опубликован акт экспертизы, которую провел директор ООО «Орион», а в прошлом начальник управления госохраны объектов культурного наследия департамента культуры  города Иваново Александр Мартынов. По мнению эксперта,  связь творческой деятельности  Дягилевой с объектом исследования практически утрачена, а само строение не представляет никакой архитектурной ценности и не имеет признаков для включения его в перечень объектов культурного наследия. Общественное обсуждение экспертизы  открыто до 5-го сентября. Все желающие могут направлять свои отзывы в ГИООКН. Окончательное решение о статусе строения остается за ведомством.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского музыкального театра и новосибирского молодежного театра «Глобус».

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.