Ольга Петелина: Не припомню, чтобы был такой «массированный налет» на один город

0
1243

Ольга Петелина — шеф-редактор отдела музыкальных программ телеканала «Россия-Культура», шеф-редактор его таких уникальных проектов, как «Большой балет» и «Большая опера». Тридцать пять лет она посвятила телевидению. Основные направления ее трудовой деятельности — это съемки и прямые трансляции оперных, балетных спектаклей и симфонических концертов; съемки документальных фильмов-портретов о выдающихся оперных и балетных артистах и съемки мастер-классов выдающихся музыкантов.

Шеф-редактор рассказала о проведении съемок спектаклей Новосибирского театра оперы и балета для последующей телетрансляции, ответила на вопросы об участии новосибирской пары в предстоящем сезоне проекта «Большой балет».

— Уровень новосибирского театра соответствует вашим требованиям?

— Соответствует. Есть вот такой факт: во многих театрах, в том числе и столичных, существует уклон в сторону осовременивания классического репертуара, хотя наряду с этим есть и традиционное прочтение классики. В данном случае — в хорошем смысле традиционное. Это не возврат назад. Вот в своем интервью режиссер-постановщик оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, главный режиссер НОВАТа России Вячеслав Стародубцев сослался на совершенно замечательную цитату Бориса Покровского, что возращение к традициям — это не шаг назад, а несколько шагов вперед. Абсолютно с этим согласна. Я не уверена в достоверности цитаты, но я обеими руками за смысл этого высказывания. Уровень вашего театра чрезвычайно высокий. Я могу сказать, что, конечно, когда мы готовимся к определенным спектаклям, мы их просматриваем, нам записи присылают ваши коллеги.

Почему мы останавливаемся на классической версии «Царской невесты», которая у вас идет? Зритель соскучился по традиционным спектаклям. В Мариинском театре поставили «Дочь фараона». Разговаривала с Габриэлой Комлевой, выдающейся балериной, народной артисткой СССР, педагогом-репетитором Мариинского театра, и она сказала, что зритель просто в восторге. Декорации, костюмы… То же самое я могу сказать о ваших спектаклях — уровень вашего театра соответствует самым высоким мировым стандартам. Мы отсматривали ваши спектакли, я давно знаю, что балетная труппа у вас очень сильная, мы не раз приглашали ваших танцовщиков в наши балетные проекты. Знаем, что у вас очень хорошая оперная труппа. Многие из ваших артистов были в нашем проекте «Большая опера». Они сейчас прекрасно делают свою карьеру. Поэтому прежде всего на профессиональный уровень мы обращаем внимание. Вы же видите, что мы по всем регионам поехали снимать: мы выбираем. И уровень исполнения — основной приоритет.

— Переговоры с ВГТРК по поводу записи спектаклей нашего театра начались летом прошлого года. Продюсеры НОВАТа изучили всю правовую базу на предмет авторских прав, и было выбрано пять спектаклей. С чем связано решение снять такой внушительный пакет?

— Руководство ВГТРК было заинтересовано в том, чтобы показать театральную жизнь регионов. Мы довольно давно не занимались этим вопросом, поскольку преимущественно были ориентированы на московские театры и отчасти — на театры Санкт-Петербурга. Хотя в свое время, в 2009—2010 годах, до того, как в 2017 году телеканал «Культура» влился в ВГТРК, у нас был проект «Музыкальные театры России». Мы снимали театры оперы и балета в Саратове, Перми. По-моему, был и Новосибирск. То есть на канале «Россия-Культура» все редакторы музыкальной студии были распределены по съемкам в региональных театрах: события, интервью с дирижерами, с режиссерами, фрагменты спектаклей. Это был показ того, чем живут музыкальные театры в регионах России. Но съемки полноценных спектаклей проводились редко. А в прошлом году появилась идея показать музыкально-театральную жизнь российских регионов. Не просто сделать документальный фильм и показать нарезку того, что идет в репертуаре театра, а именно снять полноценные спектакли.

Я сама, честно говоря, даже в советское время — хотя я работала в структуре Гостелерадио как редактор еще до развала Советского Союза — не припомню, чтобы был такой «массированный налет» на какой-то один город, где было бы столько съемок спектаклей. То есть эта идея родилась в недрах нашей структуры — ВГТРК, и, собственно говоря, подразделение ВГТРК — телеканал «Россия-Культура», которое входит в холдинг, с интересом эту идею подхватило. Потому что не секрет, конечно, что мы показывали спектакли зарубежные, которые мы закупали.

У нас очень много было показов шедевров мирового музыкального театра. А в связи с теми реалиями, в которых мы живем сейчас в нашей стране, и, в общем-то, вполне справедливо, телеканал «Россия-Культура» решил делать такой проект с российскими региональными театрами и начать именно с Новосибирска.

Во-первых, у вас самый большой театр в стране. Во-вторых, у вас замечательная труппа, как балетная, так и оперная. Очень много талантливых молодых артистов, которых руководство театра задействует. То есть наряду с мэтрами есть очень много людей молодых, которых вы двигаете вперед, которые делают карьеру. И это интересно.

Вот сейчас мы сняли оперу «Царская невеста» — прекрасные голоса у ваших солистов, балетная труппа очень сильная. По сути, когда говорят «ведущие балетные труппы России», имеют в виду музыкальные театры Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и, конечно, Новосибирска. Это как бы такие большие острова. И, естественно, Новосибирск — не единичный проект. Сейчас у вас мы заканчиваем пакет из пяти спектаклей, а в перспективе у нас — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Там мы снимаем оперу и два балета.

— А «И воссияет вечный свет» Владимира Васильева на музыку Реквиема Моцарта вы не будете снимать в Казани?

— Съемки этого спектакля мы проводили в 2020 году в Большом театре России в дни празднования юбилея Владимира Викторовича Васильева. Прекрасный спектакль. Он бы подошел для вашей сцены: ее размер, объем прямо для этой постановки.

— Когда зрители нашего театра смогут увидеть эти постановки?

— Сейчас сложно сказать по эфирной сетке, потому что все спектакли в настоящее время снимаются, это очень долгий процесс. Пять спектаклей в вашем театре, три спектакля в Казани… Их не просто нужно снять, их нужно подготовить к эфиру. Смонтировать качественно съемку из двух съемочных дней — это очень длительный процесс. Поэтому нельзя сказать, что мы в апреле сняли, а в сентябре это выдали в эфир, и вряд ли они будут показаны подряд.

— А когда примерно начнется процесс?

— Предварительно можно сказать, что до ноября пойдет, может быть, один или два балета, поскольку мы в процессе подготовки проекта «Большая опера», который начнется в эфире в ноябре. В этот период оперный спектакль мы в эфир не поставим. Что касается оперных спектаклей, то они могут появиться, скорее всего, в начале будущего года, когда пойдут уже показы «Большого балета».

— Уже не секрет, что в нынешнем сезоне «Большого балета» будет представлена наша пара.

— Да, пара выбрана. Новосибирский театр представят София Чусовкова и Никита Ксенофонтов. Я знаю, что Никита является любимцем зрителей Новосибирска. Мы недавно показывали фильм «НОВАТ. Либретто в 15 картинах», я обратила внимание на этого молодого человека. Поскольку мы ведем подготовку с ноября прошлого года, у меня была надежда с ним поработать. И сейчас, когда мы снимали у вас балет «Тщетная предосторожность», это случилось. Мне он очень понравился в парии Алена.

— Вы его в «Соборе Парижской Богоматери» еще не видели…

— Самое интересное, что ребята предполагают показать фрагмент из «Собора Парижской Богоматери», хотя у нас нет пока четких договоренностей… В общем, эта пара сейчас готовится. Готовят ее педагоги Мария Кузьмина и Роман Полковников. Они приедут к нам в Москву вместе с парой, участвующей в проекте. Мы предполагаем, что, как обычно, съемки профайла будут проходить в новосибирском театре: как ребята репетируют, готовятся к проекту. Сам проект начинается 27 июля и заканчивается 6 августа.

В проекте будет семь программ. Первая программа — это знакомство, пара представляет дуэт на свой собственный выбор. Здесь мы ничем не регламентированы. Вторая программа — классическая хореография, то есть любое па-де-де из классического балета. Третья программа — советская хореография. Соответственно, па-де-де из балета советского хореографа. Четвертая программа — соло. То есть дуэты разобьются на составляющие: балерина покажет свою вариацию, а танцовщик — свою. Пятая программа — хореография XX — XXI века. Здесь может быть не только советская хореография, но и вторая половина или последняя треть XX века, и, соответственно, XXI век. Шестая программа у нас всегда особенная.

Специально для проекта «Большой балет» делается постановка, выбирается либо российский, либо зарубежный хореограф, который ставит номер для пары, примерно на четыре-пять минут. Завершается сезон проекта гала-концертом. Съемка всех этих программ происходит на «Мосфильме». В гала-концерте принимают участие победители проекта «Большой балет — 2023», победители и участники прошлых сезонов и приглашенные звезды балета. В жюри проекта в этом году Габриэла Комлева, которая в конце декабря отмечает 85-летие и не скрывает эту дату. Она замечательная женщина, изумительная балерина... И еще Фарух Рузиматов, Начо Дуато, который вам в Новосибирске хорошо знаком, и Мария Александрова — прима-балерина Большого театра. Ведущая нашего проекта — народная артистка России, прима-балерина Большого театра, этуаль театра «Ла Скала» Светлана Захарова.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

Никита Ксенофонтов: Балет — не про пируэт и не про прыжок, а про внутренние ощущения

Мастер, Маргарита и Воланд: три составляющие пьесы глазами актеров МХАТа

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.