15 ноября в Большом зале консерватории состоится последний концерт перед закрытием на ремонт и реконструкцию.
БОЛЬШОЙ зал консерватории и большой концертный орган Новосибирска для многих — единое целое. Недаром именно изображение органа в последние годы фигурирует в качестве логотипа вуза. И надо ли уточнять, что несколько поколений новосибирцев на протяжении полувека с трепетом наблюдали, как (по выражению Бориса Пастернака)
…Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
19 ноября в Новосибирск из Германии прилетает технический руководитель органостроительной фирмы «Вильгельм Зауэр» Томас Ланг, чтобы тут же смешанная российско-немецкая команда могла приступить к разбору и ремонту органа — процессу, который планировалось проводить в комплексе с ремонтом Большого зала консерватории.
И, стало быть, концерт 15 ноября войдет в историю как последний перед закрытием Большого зала на ремонт, как завершающий этап жизни консерватории и в целом — грандиозный (более чем полувековой) пласт художественной жизни Новосибирска.
Справедливости ради надо отметить, что в начале месяца (5 ноября) итог подвел концерт наших ведущих органистов Натальи Багинской и Глеба Никулина, где состоялась презентация книги «Новосибирский орган: страницы истории». В ней объединились документальные факты, творческие портреты музыкантов, анализ композиторского и исполнительского творчества и живые воспоминания свидетелей жизнедеятельности инструмента и зала.
Но все же ярким финальным аккордом 15 ноября закономерно станет авторский вечер органиста и композитора Глеба Никулина. Понятно, что центральная часть его творчества связана с органом Большого зала НГК, и, надо отдать должное, она известна отнюдь не только в Новосибирске, но и много где еще. Его органные пьесы исполнялись в Германии и Австрии, Швейцарии, Италии и Франции, только в этом году — в США и Швеции, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, Калининграде, Душанбе, Барнауле, Томске, Норильске…
«Прощальный концерт» (вход на который, как и на все осенние концерты консерватории, свободный) — это своеобразная ретроспекция творчества композитора, охватывающая отрезок более четверти века. И здесь будет не только органная музыка, у композитора обширный круг коллег-музыкантов, для которых созданы многие композиции.
Пять пьес для фортепиано были написаны в 1993 году и не исполнялись 25 лет. Алексей Гребенкин будет первым исполнителем после автора. А вот Каприччио на русские темы для двух фортепиано (в духе «русского периода» Стравинского) — напротив, имеет богатую исполнительскую историю, в которую вписаны дуэты Г. Пыстин — Д. Карпов, А. Гребенкин — Е. Нестеренко и многие др. «Пастораль» для кларнета и органа, специально написанная для Маргариты Аунс и Натальи Багинской, так же как и «Рапсодия» для этого состава, звучала во многих городах России, Европы и Америки, в том числе и на международном симпозиуме в Москве в 2015 году. Вариации на тему Фолии Фрескобальди для виолончели и органа обязаны своим появлением в 1999 году Станиславу Овчинникову, концертмейстеру группы виолончелей Новосибирского симфонического оркестра. Вначале он был единственным исполнителем этого виртуознейшего произведения, в дальнейшем оно заинтересовало и других музыкантов. Сейчас его впервые сыграет Павел Дашкин вместе с автором, на долю которого выпадает также исполнение сольных органных композиций: от Органного триптиха, имеющего международную известность и записанного на дисках, до совсем свежего сочинения этого года — концертной фантазии «Шоно-Батор» на бурятские темы, написанной для органного конкурса «Байкальская токката-2019» (Иркутск).
Сами органисты говорят о необходимой модернизации, о современном электронном пульте управления, о добавочных регистрах, об измененном фасаде, не так сильно спрятанном за передней стенкой корпуса, что поможет полностью наполнять звучанием зал… Так что запомним наш замечательный орган, его звучание, его облик перед преображением, помечтаем в предчувствии этих преобразований на авторском концерте Глеба Никулина.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»