Пока «Старый дом» мчит на гастроли в Пермь, где сыграет один из своих концептуальных спектаклей в честь 300-летия города, на сцену театра выйдет оркестр НГУ, чтобы иронично высказаться о самих себе и процессе взросления. В программе концерта «Детские-недетские песни» прозвучит музыка из советских мультфильмов, интегрированная в произведения современных композиторов. Затем музыканты представят свое видение главного произведения нидерландского композитора Симеона тен Хольта в Кафедральном соборе.
Оркестр НГУ появился на музыкальной карте Новосибирска в апреле 2019 года по инициативе главного дирижера и руководителя коллектива Антона Ниязова. За четыре года работы музыканты реализовали более 30 проектов, среди которых не только камерные концерты, но и полномасштабные постановки. В этом году оркестр делает ставку на молодежный фестиваль «Музыка объединяет». Форум должен стать новой ступенью развития коллектива и собрать в общей работе как музыкантов-любителей, так и профессионалов.
Ближайшие же концерты Оркестра НГУ сосредоточены на академической музыке XX ‒ XXI века. Они апеллируют к слушателям, которые интересуются новыми звуками и идеями. «К этой музыке еще предстоит подобрать слова ‒ она принадлежит будущему, которое можно услышать прямо сейчас», — уверены музыканты. Вниманию слушателей оркестранты предлагают «Детские-недетские песни» (16+) и «Canto Ostinato» (16+) – концерты о состоянии современного композиторского творчества в настоящий момент. Каждый концерт — премьерное исполнение в Новосибирске, что позволяет жителям города прикоснуться к прекрасному и редко исполняемому.
Концепция программы «Детские-недетские песни» заключается не только в смешении вокальной классики советского мультфильма с песнями современных композиторов, но и в особом прочтении и интерпретации, которые появляются во время одновременного прослушивания этой музыки. Постановка, иронизирующая над серьезностью процесса взросления, поиска своего внутреннего пути и нахождения своих ценностей, в буквальном смысле создана из понятного для всех плейлиста советской мультипликации. «Бременские музыканты», «Чебурашка», «Спокойной ночи, малыши», «Винни Пух» и другие хиты советского детства вступают в хитро устроенную коллаборацию с вокальными опусами Стравинского, Кнайфеля, Десятникова, Хрущевой и Боловленкова, открывая для слушателей новую постироиничную реальность сказочного детства.
«Концерт-спектакль “Детские-недетские песни” ‒ это пример нового музыкального тренда: не просто создание концертной программы, но и размещение действа в театральных декорациях, — рассказывает главный дирижер и художественный руководитель оркестра НГУ Антон Ниязов. — Наш проект, рассчитанный на взрослую аудиторию, является диалогом со зрителем и вместе с тем способом подсветить темы, которые возникают вокруг детства и взросления. Вместе со взрослением каждый проходит этап самоосознания и учится справляться с проблемами. Мы же предлагаем найти выход через музыку».
Поиск выхода случится 5 ноября на сцене «Старого дома». «Это площадка не боится экспериментов, — подчеркивает Антон Ниязов. — Это тот театр, который всегда радовал публику актуальными театральными трендами. Наша постановка не является в чистом виде концертом. Это скорее концерт-спектакль, концерт-перформанс, когда музыканты становятся актерами, при том, что все остаются и оркестрантами, и певцами».
Следующий концерт ‒ «Canto Ostinato» ‒ пройдет в Католическом Кафедральном соборе Преображения Господня 12 ноября и будет посвящен самому известному бренду академической музыки второй половины XX века – минимализму ‒ и его крупнейшему европейскому представителю Симеону тен Хольту.
«В эпоху установившегося минимализма, постмодерна и метаиронии мы подготовили серию концертов, в разной степени отражающих состояние современной академической музыки здесь и сейчас, — подчеркивают музыканты. — Нет такого композитора, который бы никак не относился к минимализму. Как сказала небезызвестная Настасья Хрущева, композитор либо уже признал минимализм и работает в нем, либо еще не признавший, но скоро признающий».
Название концерта ‒ «Canto Ostinato» ‒ обусловлено главным сочинением нидерландского композитора-минималиста Симеона тен Хольта. Произведением, что ангельски легко в восприятии и дьявольски сложно в исполнении. В переводе на русский canto ostinato ‒ это упрямая песнь. Однако специалисты предпочитают видеть в этом словосочетании «непрерывное пение»: ведь музыка тен Хольта основана на повторении звуковых ячеек, называемых паттернами, где простые мелодические последовательности чередуются и накладываются друг на друга по принципу, похожему на генетический код. Состав и количество исполнителей не являются строго обязательными и могут варьироваться. Протяженность композиции в зависимости от количества повторов паттернов колеблется от часа до суток.
Произведение сопоставимо с жизнью человека. Рождение, поиск себя, обретение своей сути, духовный рост, внезапный конец. Благодаря вкрапляющимся диссонансам в постоянном непрерывном движении происходит рождение неповторимой жизни. “Canto Ostinato” ‒ это одно из краеугольных произведений академической музыки XX века, которое прозвучит в Новосибирске в исполнении трех электронных фортепиано и органа ‒ самому близкому к эталонному звучанию варианту. Его сыграют пианисты, которые знают минимализм и любят музыку Симеона тен Хольта, – Антон Ниязов, Марина Григорьева, Ольга Шрамко и Валерия Беляевскова (орган).
(6+)
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото из архива Оркестра НГУ