В залах краеведческого музея открылась выставка акварелей Вячеслава Мизина — ранних работ художника, известного по арт-группе «Синие носы».
СОВРЕМЕННОМУ художнику, как известно, сегодня рисовать совсем не обязательно: фотография и видео давно получили равные права с живописью и графикой. Было бы что снимать.
Не обязательно даже уметь рисовать. Умение думать предпочтительней. Но это аргументы для узкого круга, для тех, кто и так понимает, что искусство — это не про кисточкой по холсту.
А широкой публике обязательно надо, чтобы художник умел рисовать. В идеале, чтобы было похоже...
Художник Мизин совершенно с широкими народными массами согласен — если художник, то обязан уметь рисовать. Предъяви! Он и предъявляет...
Лет семь назад у «Синих носов» была огромная персональная выставка на «Винзаводе», по всему подвалу стояли проекторы, десятка два, показывающие всевозможные перформансы. Мой московский друг, которого я затащил на выставку, хороший писатель и тонкий литературный критик, походив по закоулкам подвала и с нескрываемым недоумением и недоверием наглядевшись на видеотрюки «Носов», в конце концов спросил в лоб: «А рисовать-то они умеют?»
Попытка на доступном ему языке объяснить, что умение рисовать для художника — не больше и не меньше, чем умение версифицировать для стихотворца, мне кажется, не слишком убедила. Хотя очевидно — мы ценим стихи не за гладкопись и даже не за изощренность рифмовки. За что-то другое.
То же и с изобразительным искусством. Попробуй кого сегодня поразить техникой рисунка. Разве что совсем дремучего, «наивного» зрителя, которого уже и в природе не существует. Даже таксисты, спросив про профессию и услышав в ответ: «Художник», отзываются: «Что, как Малевич?»
Короче, эта выставка акварелей Мизина — специально для такого гипотетического простого зрителя, требующего от художника в первую очередь умения похоже рисовать.
Ранние работы, периода учебы в архитектурном — мосты, храмы, купола, городские пейзажи. Пусть попробует кто сказать, что не похоже!
Для более искушенного ценителя прекрасного, впрочем, тоже все как полагается — цвет, композиция, экспрессия, культурная насмотренность молодого автора. Вот тут Сезанн со своей горой аукнулся, вот тут Лентулов с куполами просвечивает, вот тут фовисты типа Вламинка накрасили, вот тут «новые дикие» слегка побуйствовали...
И, наконец, для тех, кому мил и дорог весь «синеносовский» тяп-ляп-арт — вот откуда все начиналось, с какой точки пошла кривая. Кто бы мог предсказать? Никто.
А чтобы было совсем понятно, куда кривая вывезла, чтобы обозначить дистанцию огромного размера, в экспозиции есть одна работа новейшего времени, датируемая прошлым годом. Одной достаточно. На фоне архитектуры и пейзажей она торчит, как бревно в глазу: четверо снеговиков, наблюдающих летающую тарелку над великой сибирской рекой. Привет Дамировскому флагу, салют Васиным снеговикам, гип-гип-ура дейнековским мальчикам. Акварель — не такая уж безнадежно архаичная техника, если вдуматься. Не в акварели дело.
Сергей САМОЙЛЕНКО