Дайджест первых премьер сезона, к которому готовятся театры Новосибирска.
Не успев встать на паузу, театральный сезон возвращается в Новосибирск. Пока разрешены только репетиции, но осенью театры надеются приступить к показам и устроить зрителям настоящий парад премьер. В сверстанных с оглядкой на пандемию планах представлена широкая палитра жанров и форм — от антикоронавирусных музыкальных проектов до классической сатиры.
Люди непредсказуемы, собак постигнуть проще, но мы не знаем их языка. Поэтому приходится учиться понимать друг друга. Это спектакль о том, какими наши друзья- животные видят нас и как им с нами трудно. Очень правдивая и немного сказочная история о собаках и людях, а точнее — о друзьях и знакомых. Ведь найти своего человека важно не только каждому маленькому псу, но и каждому человеку, — сложно жить в одиночестве, всегда обязательно нужен тот, кто будет тебя понимать, кому ты нужен. По сюжету главный герой — собака по имени Пес — ищет своего человека, встречается с множеством собак и людей. Они все такие разные, совсем как в жизни. И все они хотят быть счастливыми, но не каждый понимает, что для этого обязательно придется приложить много сил, терпения и доброты».
Труппа «Первого театра» решила начать свой 13-й театральный сезон с работы, вольно перекликающейся с суеверной цифрой. На кону спектакль-тренинг «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)». Постановка спектакля реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса грантов «Новый театр». Тема спектакля возникла естественным образом в ходе тренингов и лабораторной работы актеров театра с режиссером иаи Александром Андрияшкиным. Это принципиально новый постановочный путь для «Первого театра» — спектакль создается без литературной основы методом сочинительского театра, коллективного сотворчества на тему, которая волнует каждого участника. «Что нас волнует? — задается вопросом труппа «Первого театра». — Счастье, свобода, уверенность в будущем, а главное — в себе. Как в вечной гонке за успехом «не потерять себя», не чувствовать себя «лузером» и обрести свободу от чужого мнения? Могут ли помочь стать счастливыми специалисты — коучи, психологи, лайф-тренеры? Мы берем тему лузерства и противопоставляем всеобщей нацеленности на «успешный успех». Во времена всеобщей ценности успеха и культа победы мы пытаемся зайти с другой стороны и сделать идею лузера легитимной.
Что нас ждет? Мы не предлагаем зрителю поверить в театральную иллюзию, мы предлагаем игру внутри театральной коробки, где зрители участвуют по заданным правилам. Это спектакль-тренинг, совместная социальная среда, в которой форма общения, способ коммуникации — игра в тренинг. Перформативный театр существует давно, как и театр сочинительский. И то, и другое — нечастый гость в рамках драматического репертуарного театра. Наш подход — соединить оба метода. Актеры театра в проекте — перформеры, не скрывающиеся за персонажами и образами, а работающие с контекстом места, времени, аудитории».
После небольшого летнего отпуска, четырех месяцев виртуальных бдений и регулярных встреч по Zoom возвращается в реальный мир и театр «Старый дом». Перед артистами стоит задача подготовить масштабный музыкальный проект, эмоциональный заряд которого с удовольствием наступит на горло печальной карантинной песне. Идея спектакля под рабочим названием ЛЮБЛЮНЕМОГУ родилась во время длительной самоизоляции, когда все остро ощущали нехватку положительных эмоций и каждый день убеждались в том, что только любовь спасет этот мир. Замысел воплощает в жизнь замечательная команда — московский режиссер Денис Азаров, драматург Ольга Никифорова, художник Илья Кутянский и музыкальный руководитель проекта Максим Мисютин. В спектакле, где будет много юмора, музыки и самых сильных чувств, занята почти вся труппа театра «Старый дом». Репетировать музыкальные партии артисты начали на исходе прошлого сезона. Специально для проекта были закуплены профессиональные музыкальные инструменты, и творческая группа ЛЮБЛЮНЕМОГУ делала первые шаги в работе буквально из своих квартир. Теперь все участники смогут сочинять спектакль в режиме реального общения. Разумеется, при строгом соблюдении всех мер предосторожности — малые группы, санитарная дистанция, масочный режим и дезинфекция помещений. Поскольку во внутренних помещениях театра «Старый дом» недавно начался ремонт, репетиции будут проходить на другой площадке — в аудиториях ДК им. Октябрьской революции.
Артисты театра «Красный факел» уже вышли на сцену. Они выступают перед зрителями на летней веранде кафе. В репертуаре пока только моноспектакли и читки, как диктуют санитарные нормы. Параллельно идут репетиции первой премьеры сезона. Сатирический спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Дело» поставит петербургский режиссер Дмитрий Егоров. Художественное оформление осуществит Фемистокл Атмадзас. Для Дмитрия Егорова, поставившего прежде на сцене «Красного факела» «Историю города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты», это своеобразное продолжение цикла спектаклей про бытие русского человека. Над текстом пьесы режиссер работает вместе с известным драматургом Светланой Баженовой и адресует спектакль тем, кто соскучился по театру, который называют «классическим». В центре здесь — актер и текст, хотя интересные и актуальные режиссерские находки, конечно, найдут себе место.
Театр «Глобус» в последние дни августа сосредоточил внимание на репетициях документального спектакля «Танго морген, танго пли» по пьесе Екатерины Бондаренко при участии Андрея Иванова. Спектакль является составляющей проекта «Матрица войны в опыте поколений новосибирцев». Приуроченная юбилею Победы премьера должна была состояться в мае,но по понятным причинам перенеслась на осень. Зрители увидят спектакль 24 и 25 сентября. В сценическом документе, созданном на основе воспоминаний жителей Новосибирска, будет представлена собранная по крупицам память города, память одалекой войне и погибших родных. Из недр прошлого Новосибирск всплывёт как пристанище эвакуированных: заводы, театры, эвакогоспитали. Жизнь тыла: изнурительный труд женщин и детей, жесточайший дисциплинарный режим, все для фронта, все для победы. Письма с фронта: слова поддержки, нежность и забота о семье. Любовь и смерть. Мостом в будущее послужат трудные вопросы, которые творческая группа спектакля не может себе не задать. Как эта память отражается на нас, потомках? Почему память или непамять одинаково сильно нас формируют? И как семейные истории спасают нас от пресловутой печати молчания, а значит, страха и новой войны?
«То, что мы делаем с актерами театра «Глобус», — это работа с памятью, — рассказывает режиссер спектакля Анастасия Патлай. — Как нас эта память о войне сформировала. Память или непамять, что одинаково мощные события для нас. То, что мы помним, или то, что мы не помним, — одинаково сильно нас формирует. И часто мы не помним не потому, что забывчивы или легкомысленны, а потому что память — это настолько болезненно. Ее нам не передавали, потому что это травматично, поэтому она вытеснялась в предыдущих поколениях. Или наш мозг принимает такое решение — вытеснение, часто с целью самосохранения».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Валентина КОПАЛОВА и из архива НОТЕК