«Парадиз» меняет парадигму

0
2083

Премия «Парадиз» уходит на каникулы в связи с изменившимися условиями работы театров на фоне пандемии.

Главная театральная премия Новосибирска, ежегодно подводившая итоги минувшего театрального сезона, встает на паузу и уходит на перезагрузку. Решение о том, что нынешней осенью «Парадиз» не найдет своих лауреатов, принято учредителем — Новосибирским отделением Союза театральных деятелей России — в связи с напряженной эпидемиологической обстановкой и досрочным завершением прошлого репертуарного года. Еще одним доводом в пользу приостановки конкурсной деятельности стала необходимость реформирования внутреннего устройства премии.

«Каждый год с наступлением осенних холодов мы приступаем к анализу итогов прошлого театрального сезона в Новосибирске и проводим фестиваль-премию «Парадиз». В этом же году обстоятельства заставляют нас приостановить бег — и мы попробуем подвергнуть анализу сам «Парадиз», — гласит официальное обращение организаторов премии к театральной общественности города. Поводом для рефлексии послужило инициативное предложение руководителей пяти новосибирских театров о реформировании системы организации премии «Парадиз», представленное правлению НО СТД РФ 28 сентября. Директора театров, ежегодно принимающих участие в конкурсе, настаивают на необходимости создания общественного совета премии, главной задачей которого станет модернизация положения «Парадиза» и участие в согласовании кандидатур членов экспертного совета и жюри. Проще говоря, инициаторы преобразований хотят, чтобы единственная профессиональная театральная премия области соответствовала времени и реалиям современной арт-действительности, а судейская система была, насколько это возможно, объективной и прозрачной. И следить за этим будет не явный лоббист чьих-либо интересов, а советник, эксперт и консультант оргкомитета — общественный совет, в состав которого должны войти представители всех государственных театров города, местного отделения Союза театральных деятелей, Министерства культуры НСО и театральной общественности Новосибирска. Новая для тридцати с лишним летнего «Парадиза» структура должна стать «необходимым инструментом практической демократии» и модератором конструктивного диалога между организаторами и потенциальными соискателями премии.

«Парадиз» — главная театральная премия Новосибирска и одна из старейших из ныне существующих профессиональных театральных премий в стране. Учредителем и главным организатором на протяжении тридцати лет выступает Новосибирское отделение Союза театральных деятелей РФ. Вручаемая ежегодно награда возникла в 1987 году как безымянная премия, присуждаемая по итогам новосибирского театрального сезона профессионалами театра — профессионалам. Кстати, чуть позже тот же внутренний девиз («профессионалы — профессионалам») и схожая система конкурсной организации (список номинаций) легли в основу самой известной театральной премии страны — «Золотая маска».

Свое нынешнее название «Парадиз» получил в 1991 году (уже в новом веке премия брала двухлетнюю паузу на ребрендинг, но так и не смогла найти более адекватного наименования), а символ — увенчанную райским яблоком статуэтку работы скульптора Александра Крутикова — обрел относительно недавно, в 2010-м. По мнению учредителей, своей целью «Парадиз» всегда видел поощрение самых талантливых деятелей театра, а своей деятельностью стремился поддерживать высокую творческую планку, задаваемую лучшими работами драматических, кукольных и музыкальных трупп города. Не менее значимым казалось организаторам и объединяющее начало премии: «Парадиз» позволял увидеть и проанализировать полную картину достижений местных театров за минувший сезон и буквально объединял все театры столицы Сибири в едином праздничном порыве.

В истории «Парадиза» не было и года, когда бы премию ни сопровождали разного рода изменения в правилах — от организации финальной церемонии до трансформации судейской системы. Так, пять лет назад в конкурсе стали принимать участие не только государственные театры, но и независимые профессиональные труппы — репертуарные и проектные. Несколько сезонов подряд организовывалось зрительское интернет-голосование. Возник и развился крайне необходимый городу мультижанровый конкурс «Театр для детей», усиливший конкуренцию между драматическими, молодежными, музыкальными и театрами кукол, в которых создаются спектакли для несовершеннолетней аудитории. С 2006 года вручается приз за выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирска, с 2017 года — приз в номинации «Лучшая театральная фотография», в оборванном на полуслове прошлом сезоне в чарт вернулась награда за «Лучшую театрально-критическую работу».

Больше всего модификаций, пожалуй, пережил способ определения лауреатов. Если в начале лидеров выявляли путем анкетирования широкого круга критиков, журналистов, театральных деятелей Новосибирска и слепого подсчета голосов по принципу «оскаровского» голосования, то впоследствии оргкомитет приступил к формированию жюри из приглашенных независимых специалистов из разных городов страны (прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга), что по замыслу должно было обеспечить конкурсу объективный взгляд со стороны, но по факту тоже имело свои подводные течения. Кроме того, более десяти лет назад «Парадиз» перешел на двухступенчатый отбор премьер прошлого сезона, которые могли претендовать на победу. Первым фильтром (после выдвинувших спектакли-претенденты худсоветов) служил экспертный совет премии, а вторым — приглашенное жюри.

Сегодня премия «Парадиз» не ограничивается конкурсом, количество номинаций в котором достигает восемнадцати. Вручение награды завершает одноименный фестиваль спектаклей-номинантов — с афишей, офф-программой и планомерным вовлечением в жизнь конкурса зрителей. Торжественная церемония раздачи райских яблок претендует на статус востребованного светского мероприятия, транслируется по телевидению и совершенно точно превращается в единственный вечер в году, когда на одной площадке собираются вместе артисты всех театров Новосибирска. Остается отладить внутренние механизмы работы самого конкурса, которые не видны зрителю, но вызывают закономерные вопросы и определенную степень недоверия у профессионального театрального сообщества. И в этом плане пандемия играет в пользу «Парадиза»: у оргкомитета есть возможность взять паузу и не подвергать экспертной оценке урезанный прошлый сезон (большинство театров города не смогло реализовать свои планы и наполовину, а рожденные в режиме самоизоляции проекты не подходят ни под одну заявленную в конкурсе категорию), а внести коррективы и провести конкурс в 2021 году с учетом предложенных организационных изменений по итогам сразу двух сезонов. Главное — в ажиотаже перемен не потерять премию вообще. Как показала практика, меценатов, желающих нести на себе райский груз с вполне себе земными расходами, в Новосибирске нет, да и появления новой ежегодной премии не предвидится. Поэтому «правило здесь и сейчас» и принцип «работаем с тем, что есть» по-прежнему не лишены смысла.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.