В Новосибирске прошел первый фестиваль авторской песни «Станция Сибирь», давший надежду на возрождение российского бардовского движения.
Фестиваль авторской песни «Станция Сибирь» созревал медленно и незаметно, без фанфар. Еще в феврале один из инициаторов проведения фестиваля как-то мимоходом обронил фразу: «Андрей Александрович поддержал нашу идею». О поддержке губернатора сказано было как-то вскользь и очень тихо, поэтому когда через несколько месяцев подготовка фестиваля стало раскручиваться со все увеличивающейся скоростью, вовлекая в свою орбиту все большее количество значительных лиц, это стало для многих неожиданностью. Еще при «старом режиме» мне не раз доводилось наблюдать, с каким шумом-помпой рождались культурные мега-проекты, на которые тратилось большие деньги, а потом все заканчивалось этаким… ну, скажем так, пшиком. Деньги осваивались, массы привлекались, но эти массы, терпеливо высидев положенные мероприятия, норовили при первой же возможности удрать.
А тут все было с точностью до наоборот.
Сегодня, повторяя слова Сергея Гребнева и Леонида Сергеева, можно утверждать, что фестиваль «Станция Сибирь» — реально крупное событие. И оно состоялось с минимальными затратами и с далеко идущими последствиями. Фестиваль длился четыре дня. За это время через его мероприятия прошли шесть тысяч человек из 16 краев и областей. Только в гостиницах Новосибирска было размещено более трех тысяч гостей, а ведь любители песни жили и в палатках, и в автофургонах.
Фестиваль стартовал 27 июня в концертном зале академической музыки им. А. Каца, и специально для его открытия новосибирским композитором Сергеем Кравцовым была написана бард-сюита, исполненная камерным оркестром Новосибирской филармонии. После чего слушатели услышали всех звездных гостей и участников «Сибирской десятки-2019» — сборной представителей разных регионов Сибири.
Ну а за три последующих дни июня в парке «У моря Обского» вырос палаточный городок — здесь устроились любители попеть у костра и поклонники известных на всю страну бардов. Кстати, знаменитые барды ничуть не стеснялись выражать свои чувства по поводу большого песенного фестиваля.
Юрий Лорес:
— Очень много лет, начиная с 90-х, наше песенное движение дробилось и раскалывалось.
И не надо думать, что сотни тысяч участников, собиравшихся на Грушинском фестивале под Самарой, опровергали это мнение. Несмотря на то что было достаточно много умных и активных людей, которые хотели бы победить эти центробежные силы, никому сделать этого не удавалось. А ведь нам всегда необходимо «место сборки». Нам необходимо встречаться, чтобы, по выражению Ланцберга, «сверить наши песни». Так что «Станция Сибирь» дала мне надежду на начало новых времен. Даже не надежду — я верю, что все получится. Потому что не только люди, которые затеяли фестиваль, хотят и умеют, но и место сбора самое правильное географически — Сибирь! Ломоносов, говоря о богатстве Сибири, говорил о недрах. Но теперь, по-моему, правильнее говорить о людях.
Помимо аншлагового концерта «Пролог», на берегу моря состоялись трехчасовой концерт «Присели», четырехчасовой гала-концерт и двухчасовой финальный. Отдельно работала детская программа, на мастер-классах мэтры отбирали участников гала-концерта.
Работала поэтическая площадка — там самодеятельные поэты имели возможность почитать свои стихи.
Фестиваль не ограничился только песенным и поэтическим творчеством — участники сдавали нормы ГТО, обучались «скандинавской» ходьбе, вспомнив детство, «пиратствовали на воде», а ночью зажгли огромный костер, который до четырех утра притягивал как магнитом всех участников.
Александр Городницкий:
— За мою долгую жизнь мне довелось принимать участие в работе многих фестивалей авторской песни за последние полвека. Хочу сказать, что замечательный фестиваль «Станция Сибирь» — фестиваль нового типа по двум причинам: во-первых, он сделан на основе бесконечных творческих резервов Сибири и точно повторяет слова великого Ломоносова о том, что российское могущество будет прирастать Сибирью. И в авторской песне тоже. Потому что то, что я слышал там, — молодые ребята, авторы, исполнители, коллективы, приехавшие из разных городов Сибири, Дальнего Востока и других мест, открыли новую страницу российской авторской песни и новые ее возможности.
ВО-ВТОРЫХ… Слава Богу, на этот раз не было никакого конкурса. Мы привыкли к тому, что на всех фестивалях делят места дипломы и т. д. Это неправильно. Для творческого человека самое главное — получить какие-то конструктивные замечания по поводу того, что он делает, что должен делать, как лучше работать. Формирование гала-концерта прошло через творческие мастерские, а не через конкурсы, и это во многом позволило организаторам превратить фестиваль в настоящий праздник песни. И очень мудро, что «станция» будет переходящей: сегодня в Новосибирске, а на следующий год в Томске, потом, наверное, в Омске и других сибирских городах. Таким образом, замечательная жизнь этого фестиваля обеспечена на долгие годы. Я хочу сказать доброе слово правительству Новосибирской области, которое очень мудро поступило, став основоположником этого фестиваля. Я думаю, что плоды этого фестиваля окупятся в ближайшие годы. Доброго пути фестивалю «Станция Сибирь»!
Губернатора области Андрея Травникова добрым словом поминали не только барды.
Обычно принято подчеркивать роль первых лиц в проведении фестивалей — хотя бы потому, что именно они выделяют на это средства. В нашем случае все выглядит иначе.
Буквально с первого дня подготовки проекта Андрей Александрович начал встречаться с активистами, вникал в каждую деталь подготовки — в проведение детской и спортивной программ, обеспечение безопасности фестиваля, подготовку мест проживания, концертных площадок. Несмотря на занятость, он нашел время поучаствовать в мероприятиях «Станции Сибирь», пообщаться с его гостями и сообщить о включении фестиваля в календарь событий области.
Леонид Сергеев:
— Не так много времени прошло, чтобы делать какие-то основополагающие выводы. Но сказать несколько слов о событии — пожалуй.
- Проект «Станция Сибирь» — событие. И оно состоялось. С минимальными потерями и громадным плюсом в активе.
- У каждого проекта свой век. Об этом и надо помнить авторам проекта. Не надо гнаться за вечностью (помните о Грушинском!). Не надо гнаться за массовостью. Десятки тысяч не сделают никакое искреннее слово еще искренней, а радость встречи с друзьями превратится в работу (помните о печени!).
- У «Станции Сибирь» есть реальный шанс приблизить (духовно) людей сибирских и дальневосточных к «европеоидам» и наоборот. То есть вот уже в который раз сибиряки могут спасти Москву и ее окрестности...
- Прекрасна идея с «Сибирской десяткой». И то, что она меняющаяся. Таким образом, через ее горнило пройдет много интересных сибирских авторов и исполнителей.
- То, что в работе над фестивалями будут принимать участие разные города, — классно! Только вместе и только вперед!
- Обмен поющими делегациями — прекрасная идея! В Самаре, например, есть проект «Знай наших!»: там выступают барды Самарской области — из Жигулевска, Самары, Сызрани, Тольятти,... Чем больше таких объединений — тем больше авторской песни! А это уже стратегический запас духовности в стране! Надо дружить!
- Место выбрано правильное. Парк вселяет надежды на свой расцвет! Воздух дышит креативом. Море, солнце (ну, было же солнце!), лес, лошади, комарики, птички, мошка... Что еще надо настоящему барду?.. И то, что еще надо, — тоже есть (я, конечно же, о песнях!).
- Мог бы еще сказать много хорошего, потому что мне действительно понравилось! Спасибо всем — начиная с губернатора и заканчивая подавальщицей тарелок в столовой! Молодцы!
В работе «Станции Сибирь» приняла участие компания «Твердъ», которая отобрала 24 автора для своего московского праздника, по результатам которого будут выпущены компакт-диски авторов. И еще была избрана Сборная Сибири, которая примет участие в большом бардовском фестивале в Могилевской области Беларуси — «Бард рыбалка»: как известно, Могилевская область — побратим Новосибирской, так что такое сотрудничество лишь укрепит связи дружественных государств.
На фото (слева направо): Сергей Гребнев, Сергей Матвеенко, Леонид Сергеев, Юрий Лорес
Творческие люди говорят о возвышенном, а вот что касается финансовой стороны вопроса, то следует заметить, что на фестиваль было потрачено средств не больше, чем на недавний джазовый, и значительно меньше, чем на арт-фестиваль.
Сергей Матвеенко:
— Это яркий пример того, что песня не умрет и не умирала. Люди тянутся к творчеству, хотят общаться с творцами, подобными им. Писать мелодии и стихи, делиться ими с друзьями и находить новых друзей. Фестиваль мультивозрастной — для того чтобы услышать друг друга, сделано все, за что спасибо его организаторам. Сейчас модно стало говорить о национальной идее, так вот чем не национальная идея — подобные мероприятия, сближающие между собой не только разные слои общества от академика до школьника или рабочего, но и разные возрастные группы. Песни исполняют и умудренный жизнью человек, и ребенок, совсем недавно взявший в руки первый космический музыкальный инструмент — гитару. (Да-да, именно гитара, первой из музыкальных инструментов, побывала в космосе! Благодаря нашим русским космонавтам.) Фестиваль на Обском море вполне может претендовать на звание одного из лучших фестивалей в России и стать носителем лучших традиций возрождения ее величия и целостности.
Александр САВИН, специально
для «Новой Сибири»
Фото Алексея ТАНЮШИНА и Анатолия СМЕЛОВСКОГО