Поймать «Звезду театрала»

0
3808

Любительские и профессиональные театры Новосибирска начали борьбу за награду в сфере театрального искусства.

В ЖАРКОЕ межсезонье у театров Новосибирска случился премиальный прорыв. Виной всему «Звезда театрала» — единственная российская награда в сфере театрального искусства, которая обладает статусом независимой премии зрительских симпатий и аккумулирует вокруг себя самые востребованные публикой сценические активности. Буквально на днях оргкомитет завершил обработку заявок и сформировал премиальный лонг-лист. В списке потенциальных лауреатов оказалось 170 номинантов, в том числе театральные коллективы, артисты и арт-менеджеры нашего города. Кто из них попадет в шорт-лист, а затем станет победителем, решит как всегда зрительское голосование, которое уже сейчас активно ведется на сайте журнала «Театрал».

«Звезде театрала» 13 лет. Ее лауреатов определяет многотысячная зрительская аудитория. В течение театрального сезона публика номинирует и отбирает понравившиеся премьерные работы в режиме on-line. В этом году впервые за всю историю существования народной награды оргкомитету пришлось проводить сбор заявок в экстремальных условиях, когда театры страны закрылись на карантин, многие запланированные премьеры так и не состоялись, актеры и зрители ушли на самоизоляцию, а фестивали, форумы и театральные премии оказались перенесены на неопределенный срок. Непростой для российского театра период вдохновил дирекцию «Звезды театрала» на учреждение специальной номинации «Лучший арт-ответ пандемии» — «чтобы поддержать социальную и творческую активность актеров и режиссеров, которые в условиях самоизоляции стали создавать новые форматы, поддерживать своим творчеством зрителей и расширять виртуальные контакты с театральной аудиторией». Новая номинация стала настолько популярной, что заваленный предложениями оргкомитет расширил лонг-лист и включил вместо традиционных десяти пятнадцать претендентов на награду. Впрочем, представителей нашего города среди них нет, хотя в карантинных обстоятельствах в городе случилась премьера первого в области цифрового спектакля («Старый дом») и проходило немало традиционных виртуальных бдений — от онлайн-интервью («Красный факел», «Глобус», ГДТ) до чтений сказок по телефону (Театр кукол, «Первый театр»).

Всего в рамках «Звезды театрала-2020» сформировано 18 номинаций. Одним из региональных лидеров выступает Новосибирск, который заявлен семь раз в пяти номинациях, причем в списке 10 «Лучших театральных директоров» представлены сразу два театральных менеджера. Это руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис и директор «Красного факела» Александр Кулябин. Для руководителя «Сибирского МХАТа» это вторая попытка поймать «Звезду» (в шорт-листе был не только руководитель театра, но и спектакль «Три сестры»). Прежде из управленческого звена от столицы Сибири на престижную зрительскую премию претендовал также экс-директор НГАТОиБ Борис Мездрич, выпустивший в свет печально известного «Тангейзера». Кстати, именно нашумевшая опера в постановке Тимофея Кулябина тогда была названа зрителями «Лучшим музыкальным спектаклем» года, а получавший ее в столице нашей Родины директор констатировал тот факт, что спектакль до получения народной награды не дожил — был убит.

Еще одна номинация на премию, в которой за «Звезду театрала» сражаются новосибирцы этим летом, — это звание «Лучшего регионального театра». В этой точке пересекаются пути «Красного факела» и «Старого дома» — старейший драматический коллектив города vs лидер экспериментального пространства, а также еще восьми драматических театров страны.

В номинации «Лучший музыкальный спектакль» новосибирские театралы могут с радостью обнаружить название премьерной постановки режиссера Филиппа Разенкова «Фома» в Новосибирском музыкальном театре. А среди исполнителей лучшей мужской роли — солиста НМТ Александра Крюкова, исполнившего в рок-мюзикле заглавную роль.

НЕБЫВАЛЫЙ ажиотаж по итогу сезона, как признаются организаторы, вызвала и впервые объявленная номинация «Лучший любительский театр». Со всей страны поступали сотни предложений от благодарных зрителей, которые хотели отметить свой любимый студенческий, сельский, домашний, частный или школьный театр. Среди номинантов и уникальный коллектив из Новосибирска — семейный театр «Торт на небе». Для многих — «темная лошадка», но в кругах многочисленных поклонников — крепкая и проверенная временем команда. Вот что рассказывает о своем коллективе педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Торт на небе» Ирина Суржа.

— Ирина Борисовна, откуда такое необычное название?

— Под таким названием мы существуем с 2005 года. Вообще, «Торт в небе» — название сказки Джанни Родари, немножко политической, как все его сказки. Сегодня об этом произведении почти не знают, поэтому думают, что «Торт на небе» придумала я. Но я только позаимствовала. А история такая. Я тогда работала в ДК им. Октябрьской революции, в помещении, которое когда-то занимал Театр Афанасьева. Первая репетиция. Я нахожусь на площадке. И мне кажется, что надо мной закипает чайник. Я поднимаю голову, но никакого чайника нет. Что такое? Неужели мне кажется? Оказалось, что под крышей над сценой было дополнительное помещение, где актеры отдыхали и могли перекусить. И вот мой помощник поставила для нас чайник. Я поднимаюсь и вижу накрытый стол, вкусности. И говорю: «Так это же торт с неба». Вот с этого все и началось. Последние 13 лет я работаю на другой базе — в Центре развития творчества детей и юношества «Заельцовский». Именно этот театр и номинирован на соискание премии. Но необычно у нас не только название. Несмотря на то что наш центр рассчитан на молодую аудиторию, в нашем коллективе играют артисты самого разного возраста. От малышей до людей очень-очень преклонного возраста. Недавно одному из наших актеров исполнилось 90 лет.

— Это впечатляет!

— Да, у нас уникальный коллектив и очень интересные люди. Многие из них уже давно состоялись в своей профессии, а театр стал для них своего рода клубом по интересам. Даже больше — настоящей семьей. У нас не труппа, а настоящая коллекция, которая подбирается постепенно. Один человек пришел, ему понравилось, он кому-то про нас рассказал или пригласил на спектакль. Приглашенные увидели нашу работу и попросились стать не зрителями, а участниками. У нас все происходит вот так. У меня нет кастинга. К нам легко попасть, но не очень легко задержаться: ведь от актеров-любителей требуется умение жертвовать собственными интересами. Репетиции происходят по выходным. Но те, кто играет у меня в течение десяти лет, к этому давно привыкли. Я не требую всеобщего присутствия. Коллектив очень большой. Спектакли массовые. В спектаклях занято по 60-70 человек. Поэтому я таким образом составляю расписание, чтобы успеть поработать с героями, с диалогами, музыкальные и танцевальные моменты разобрать. Я стараюсь сделать так, чтобы команда не распадалась, чтобы всем было удобно работать из года в год. Я понимаю, что у всех есть еще и семья. Кому-то хочется на юбилей сходить, кому-то — покататься на лыжах.

— У вас есть фиксированный репертуар?

— Сложно держать постоянный репертуар, когда есть нестабильность. В профессиональном театре люди работают за зарплату. А здесь все делается, наоборот, за счет вложения самих артистов. У нас высокобюджетные спектакли. Мы не перешиваем старые костюмы, мы не приносим одежду из дома, не берем напрокат. Мы делаем все основательно. Особенно базовые вещи, которые не только послужат нам в одном спектакле, но и пригодятся в дальнейшем. Наш театр существует только на добровольные пожертвования. Бывает такое, что люди не могут остаться на следующий сезон, а они заняты в главных ролях. И вот тогда мне очень сложно удержать спектакль. А искать актеру замену — это обратная сторона медали. И, тем не менее, у нас есть три спектакля, которые мы показываем регулярно.

— Ваш театр ведет фестивальную жизнь?

— Мы принимаем участие в фестивалях и выезжаем в другие города. Но вы же понимаете, что вывезти большое количество человек нереально. Даже по финансам. Представьте, если у нас играет семья из четырех человек. Найти средства на всех сложно. Никаких грантов у нас нет — не так-то их просто регулярно получать. Поэтому если мы едем, например, в Сочи, то специально создаем выездной спектакль. Это детский мир, в котором скакалки, мячики, жонглирование и прыжки, где все весело и все беззаботно.

— Как появилась на вашем пути премия «Звезда театрала»?

— Нам предложили поучаствовать, принесли эту новость. Вы поймите, у нас большой театр. У нас есть новички, есть более опытные группы. Есть дети малого возраста, среднего и так далее. И с каждой группой я должна поставить спектакли. Они тоже разного формата. В нашем центре очень востребованы маленькие пятиминутные спектакли для участия в концертах. Если мы берем стихотворение, то делаем из него настоящее шоу. Поэтому у нас есть специальные миниатюры. И когда мы ребенка из этой маленькой группы приглашаем в семейный театр, то он говорит, что его пригласили в большой театр. Вот я и привыкла к тому, что у меня есть большой театр.

— Если заглянуть в интернет, то можно увидеть, что «Торт на небе» называют и семейным театром, и невзрослым. Как же правильно?

— По программе студии, которую я написала, он называется «Невзрослым». Эта программа составляется мной как педагогом центра, где я работаю с детскими группами. За это мне платят зарплату. А в состав семейного театра, что существует на базе студии, входят дети, которые уже прошли первый, второй, третий год обучения. За семейный театр я по уставу не могу получать зарплату. Но спасибо администрации нашего центра за то, что они продумали для нас индивидуальный маршрут и дали возможность продолжать работу с детьми. Это называется — «проектная деятельность». Когда дети проходят полный курс обучения, но не хотят от нас уходить, мы приглашаем их на продвинутый уровень. Полная глупость, конечно. Но иначе нельзя, потому что без так называемого продвинутого уровня мы обязаны составлять программу на десять лет и более вперед, а это огромная бумажная работа. Вы даже не представляете, сколько у нас писанины. Поскольку мы не просто учреждение культуры, а занимаемся образовательной деятельностью, я помимо творчества все время пишу — самоанализ, характеристики, документы. Лев Толстой отдыхает. Знаете, как нас научили писать? Нам уже ничего не страшно.

Голосование по лонг-листу на соискание премии «Звезда театрала» продлится до конца августа на сайте журнала «Театрал». По три кандидата, набравших наибольшее число голосов в каждой номинации, войдут в шорт-лист, который будет сформирован и объявлен в первой половине сентября. А уже по итогам осеннего голосования определятся имена лауреатов, которые будут объявлены и награждены 7 декабря на торжественной ежегодной церемонии в Театре Вахтангова.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото из архива семейного театра «Торт на небе»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.