«…Ибо отсутствие пространства есть присутствие времени», — писал Иосиф Бродский. И добавлял: «Пространство — вещь». Выставочный проект «Практика места», который представляет Центр культуры ЦК19 — как раз и пытается исследовать запутанные связи между людьми и активной, текучей, пульсирующей материальностью. Куратор Александр Никольский предлагает отказаться от привычного подхода к изображению пространства, то есть от пейзажа, который традиционно предстает эстетизированным нейтральным фоном для участия человека. Вместо этого 11 участников и участниц выставки обращаются к таким понятиям как ландшафт, структура, расстояние, а также место и не-место.
Центральным медиумом экспозиции стала фотография, однако ее дополнят видео, графические серии, объекты и медиа-проекты. «Практика места» обозначает себя как попытку представить искусство полем диалога, где объекты в пространстве влияют на людей в той же мере, что и люди на них.
Новый проект Юлии Алтуховой (Новосибирск) «Тропа волн» осмысляет последствия строительства ГЭС. Создаваемые ей артефакты, материальные объекты и изображения призваны столкнуть зрителя с опытом утраты привычного места жизни. Темы памяти и травмы находят свое продолжение и в серии «Удушье» Мариной Истоминой (Усть-Кут/Москва): ежегодно повторяющаяся катастрофа, лесной пожар, изучается художницей через собственный опыт ее переживания. Выжженные нефтью пленки в фотопроекте Игоря Терешкова «Мох и нефть» расскажут об экологическом кризисе в Западной Сибири и тех угрозах, что он несет для уклада коренных хантов.
Мосты, дороги, бесхозные электросети и другие, казалось бы тривиальные сооружения, становятся центром внимания исследовательского фотопроекта «Инфраструктуры» Сергея Новикова (Москва) и Максима Шера (Берлин). Фиксируя объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, авторы стремятся показать управляемую инфраструктурой расстановку сил. Исчезающие и формально «нечейные» индустриальные объекты, оставшиеся от советского проекта, запечатляет Павел Лимонов (Красноярск), а в работе «Пещера» Александра Никольского (Кемерово) реконструируется чувственный опыт человека, оказавшегося в песке на заброшенных заводских пространствах Кузбасса.
Концептуальную рамку проекта расширят художественные работы, созданные специально для выставки: это серия коллажей Янины Болдыревой (Новосибирск), графика и видео Дарьи Пянзиной (Владивосток), а также фотопроект Василия Колотилова (Санкт-Петербург) и Алексея Павлова (Якутия/Санкт-Петербург).
Проект входит в программу поддержки молодого современного искусства «Траектории», реализуемой при генеральной поддержке Фонда Михаила Прохорова.
В рамках публичной программы к выставке 27 ноября пройдет кураторская экскурсия с Александром Никольским. На протяжении работы проекта «Практика места» запланированы регулярные медиации, встречи с авторами и ридинг-группа. На все события публичной программы необходима регистрация, расписание обновляется на сайте ЦК19.