Праздник театрального круговорота

0
1990

Фестиваль «Ново-Сибирский транзит» бороздит космические просторы регионального театра. 

ОСТАВИВ деятелям науки размышления о том, есть ли жизнь на Марсе или таки придется довольствоваться полным ее отсутствием, театралы Сибири, Урала и Дальнего Востока отправились в космос. Бороздить просторы Млечного пути три крупнейших региона России подвигли «Красный факел» и выпестованный в недрах академического театра фестиваль «Ново-Сибирский транзит», в афише которого сошлись 16 названий и 15 профессиональных драматических команд.

Шестой межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» оказался долгожданным и вместе с тем внеурочным. Если бы год назад пандемическая карта не накрыла медным тазом всю публичную культурную деятельность, то крупнейший смотр лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока прошел бы согласно своему внутреннему графику прошлой весной, а сегодня планомерно готовился бы к следующему этапу. Однако фестиваль пришлось перенести, проявив удивительную организационную сноровку и потеряв по пути лишь два спектакля из сверстанной афиши.

Вынужденные пертурбации, хоть и разочаровали на первых порах поклонников «Ново-Сибирского транзита», сделали фестиваль еще более желанным. Запуска театральной ракеты гости и участники форума ожидали с неменьшим нетерпением, чем когда-то «жители двадцатого столетья» старта «Востока 1». Кстати, тема космоса возникла не случайно. Символ фестиваля — колесо, и устроители с известной изобретательностью каждый год выуживают из цепочки заложенных в айдентику образов новое тематическое звено. За 12 лет существования фестиваля «транзитовцы» освоили едва ли не все очевидные средства передвижения: оглашали город паровозным гудком и жали на клаксон автомобиля, летали на самолетах и качались на волнах, осваивали пешеходное движение и, наконец, преодолев силу земного тяготения, вышли в межпланетное пространство Солнечной системы. «Наконец-то это случилось, — признался на старте шестого фестиваля директор «Ново-Сибирского транзита» Александр Кулябин. — Мы очень ждали праздника, и праздник будет!»

Поддержало устремление «транзитовцев» в космические выси и правительство Новосибирской области. «Каждая территория берет на себя ответственность за какой-то фестиваль, — отметила на стартовой пресс-конференции министр культуры НСО Наталья Ярославцева. — Мы уже привыкли, что на «Золотую маску» нужно ехать в Москву, на «Арлекина» — в Санкт-Петербург, а на «Ново-Сибирский транзит» приезжают к нам. Многое меняется в этой жизни, не меняется только наше колесо. С тех пор, как оно остановилось в столице Сибири, мы несем ответственность за то, что здесь происходит, — и это дорогого стоит. Не потому, что мы хотим собой похвалиться, а потому что всегда должен быть тот, кто будет проводить престижный, с хорошим жюри и отличной критикой фестиваль, на котором ты себе, что называется, цену еще раз определишь».

О цене, вернее ценности «Ново-Сибирского транзита» на всероссийской театральной карте давно никто не спорит. Работая на три региона, фестиваль фактически охватывает три четверти страны и театры, разбросанные по территории в более чем 13 миллионов квадратных километров. «В какой-то момент я отметила для себя, что российский театр вдруг совершенно перестал сводиться к театрам Москвы и Петербурга, — поделилась впечатлениями председатель жюри фестиваля «Ново-Сибирский транзит», театровед и режиссер Марина Давыдова. — Много лет мы наблюдали картину разделения на столичные и так называемые провинциальные театры. Сейчас этого нет. Есть Москва, Петербург, и есть удивительные, интересная, интенсивная и в чем-то порой более свободная театральная жизнь в самых разных городах — Воронеже, Казани, Красноярске, Новосибирске, Перми и так далее. Хочу сказать только одно: не останавливайтесь. Россия — центростремительная страна. Москва притягивает к себе все, в том числе и творческие ресурсы, а мне представляется очень важным для жизнеспособности страны, чтобы регионы хотя бы в культурной сфере отстаивали свою значимость».

В отстаивании своих позиций «Ново-Сибирскому транзиту», пожалуй, нет равных. Фестиваль возник в начале двухтысячных на фоне тотальной разобщенности театров в регионах. Многое из того, что нам кажется само собой разумеющимся — регулярные летние обменные гастроли между сибирскими театрами, регулярные встречи директоров, большое количество постановок молодых режиссеров, общение критиков с труппами маленьких театров, — стало возможно именно благодаря форуму, чьи слагаемые успеха по-прежнему включают и основную театральную программу, и неформальное общение гостей, и программу повышения профессиональных компетенций. «В отличие от многих других фестивалей, куда театры приезжают ровно на период показов своих спектаклей, мы всегда оставляем для коллективов лишний день на знакомство с другими участниками, — подчеркивает директор «Ново-Сибирского транзита» Александр Кулябин. — При этом к нам могут приезжать не только представители тех коллективов, спектакли которых не попали в афишу, но и те, кто просто хочет окунуться в атмосферу праздника и общения единомышленников».

Несмотря на всеобщее единение в фестивальном порыве регионов, театров и городов, фестиваль «Ново-Сибирский транзит» имеет конкурсную основу: жюри отсматривает спектакли и вручает в день последнего фестивального показа награды за работы на малой и большой сценах. Однако соревновательная часть воспринимается участниками скорее как приятный бонус, нежели повод к отчуждению. «О конкурсной составляющей мы не думаем, — признается главный режиссер Красноярского театра юного зрителя Роман Феодори, чей спектакль «Хроники Нарнии. Племянник чародея» открыл нынешний фестиваль. — Это немножко такой фан, прикол, хотя, конечно, получать награды очень приятно. Сколько раз наш театр приезжал в Новосибирск на фестиваль, столько раз и становился лауреатом. И мы не расстроимся, если в этом году уступим победу в номинациях другим участникам». Поддерживает коллегу и режиссер Дмитрий Егоров: «Фестиваль меняется. С каждым годом он все больше и больше становится похож на биеннале, где все друг друга смотрят, все со всеми общаются и обо всем договариваются, и ни о какой состязательности уже никто не думает».

За исключением жюри, разумеется. 27 мая судейская коллегия под председа- тельством Марины Давыдовой вынесет свой вердикт. Интрига держится до последнего, а сердца остаются открытыми: «Нельзя подходить к искусству с ожиданиями, ты должен прийти открытым, — подчеркивает Марина Давыдова. — Современный театр так устроен, что ты не знаешь, что там случится, и правила игры постигаются в процессе встречи с конкретным произведением искусства. С одной стороны, ты смотришь и получаешь некие впечатления, а с другой стороны, пытаешься понять, по каким правилам режиссер и творческий коллектив пытаются с тобой играть. Главное, чтобы эта игра была интересной и запомнилась».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.