На старте тринадцатого сезона молодежный «Первый театр» приступил к разговору о знаменитых языкотворцах и легендарных демиургах.
Спектакль-сторителлинг под безапелляционным названием «Про поэтов и людей» продолжит цикл театральных историй о жизни великих. Однако если весной прошлого года героями сценического исследования «Первого театра» стали известные ученые и открытия, оказавшие большое влияние как на развитие науки, так и на жизнь обычных людей, то нынешней осенью на арену, точнее на эстраду кабаре-кафе «Бродячая собака», выйдут поэты Серебряного века. Сеанс одновременной игры начнется 4 октября в 18.00.
Сторителлинг в дословном переводе интерпретируется как рассказывание историй. На театральные подмостки только на первый взгляд бесхитростный жанр пришел из сферы бизнеса, где служил на благо укрепления корпоративных мифов, успев по дороге закрепиться в психотерапии и прочих тонких сферах. Казалось бы, всего ничего: актер стоит один на сцене и рассказывает историю. Но привычная театральная иллюзия на помощь не приходит. Есть только воображение актера, его искусство личной самопрезентации, готовность к импровизации и умение вовлечь в действие слушателя. Во главе угла вербально артикулированная история и логически выстроенный сюжет, помогающие публично переосмыслить чужой или личный жизненный опыт. Театр без четвертой стены, космос без преград, тесное партнерство со зрителем, желание высказаться и мастерство пробуждения ответного желания принять повествование. Игра, но без развлекательного контента, что называется, по-честному: один, тот, что на сцене, должен уйти от привычного перевоплощения, другой, тот, что в зале, — прийти к готовности воспринимать театр, не говорящий на языке Островского или Гоголя.
Герои спектакля «Про поэтов и людей» — Анна Ахматова и Николай Гумилев, Велимир Хлебников, Марина Цветаева и Владимир Маяковский. Пять больших поэтов начала ХХ века, чьи имена овеяны легендами. «Нужно ли читателям знать подробности жизни любимых писателей? Может, для понимания стихов великого поэта достаточно тех деталей биографии, что входят в школьные учебники? Родился-учился-творил-прославился-умер? Без жгучих подробностей личной жизни — влюбленностей, романов, измен, страстей, союзов и разрывов? Может, достаточно общей канвы, исторического контекста, а главное — стихов?» — вопрошает творческая команда спектакля-сторителлинга «про поэтов и людей» и приводит пример Пушкина. Дескать, Александр Сергеевич радовался тому, что лорд Байрон не оставил после себя записок, — чтобы толпа не потирала жадно руки и не восклицала: «Он мал, как мы, он жалок, как мы!» Владимир Владимирович, разумеется, Набоков по этому поводу тоже не был скуп на восклицания. «Я не выношу копания в драгоценных биографиях великих писателей, не выношу, когда люди подсматривают в замочную скважину их жизни, не выношу вульгарности «интереса к человеку», не выношу шуршания юбок и хихиканья в коридорах времени, и ни один биограф даже краем глаза не посмеет заглянуть в мою личную жизнь», — писал великий и продолжал изящно препарировать жизнетворчество Льва Николаевича Толстого.
Создатели спектакля «Про поэтов и людей» с правом гения на вето теоретически соглашаются: «Пушкина понять можно. Насколько творчество выше быта? Как Поэт уживается в одной личности с Человеком? Из какого сора, наконец, растут великие стихи?» И все же из практических соображений добавляют: «Поэты — не бронзовые статуи, покрытые хрестоматийным глянцем. Не иконы. Не бесплотные ангелы. И уж тем более поэты русского Серебряного века — эпохи надлома, страстей, революций. Мы предлагаем вспомнить, что все они были, в общем-то, молодыми людьми, влюблялись, страдали, выясняли отношения, сходились и расходились. Пьянствовали, играли в карты, просиживали ночи напролет в компаниях. И при этом писали стихи. Несмотря на крошечные тиражи книг, были популярны примерно как нынешние поп-звезды».
Петербургская красавица Ахматова поражала поклонников не только низкой челкой, зелеными глазами и ароматом духов «Идеал», но и удивительной гибкостью, без труда закручивая себя на вечеринках в «кольцо» и касаясь ступнями затылка. Гумилев рос слабым и болезненным ребенком, страдал от головных болей, плохо реагировал на шум, а общению со сверстниками предпочитал общество «рыжей собаки», попугая, морских свинок. Марина Цветаева утверждала, что выйдет замуж за того, кто угадает ее любимый камень. По случайности это сделал юный студент историко-филологического факультета Московского университета Сергей Эфрон: в первый день знакомства он нашел на пляже сердоликовую бусину и подарил ее понравившейся девушке. Потенциальный жених выглядел «очень болезненным» и был несовершеннолетним, так что поэтессе пришлось ждать два года, чтобы воплотить в жизнь свою судьбу. У Маяковского была неразвита зона мозга, отвечающая за поэтическую словесность, что он с лихвой компенсировал прекрасной памятью и ногами — к рифме поэт приходил через ритм, буквально выбивая его шагами. Велимир Хлебников верил в тайные знаки судьбы, масштабно бродяжничал по всей России и шокировал друзей тем, что, пропав на пару месяцев, вдруг оказывался на пороге весь в рваной одежде, мокрый с головы до ног, но с неизменной наволочкой на плече, где хранил свои стихи.
Молодые актеры «Первого театра» представят творчество и жизнь своих героев во всей сложности и неоднозначности, с деталями и подробностями, которые способны объяснить жителям XXI столетия их жизнь, их стихи — и то, как и откуда, из какого сора эти строчки появлялись на свет. Режиссером спектакля выступит Варвара Попова, выпускница НГТИ, резидент Мастерской Крикливого и Панькова и постановщик давшего начало циклу спектакля-сторителлинга «Истории великих идей». «Мы уже делали сторителлинг про ученых. В этом году решили расширить проект и сделать про поэтов. Но мы не будем читать стихи, это не вечер поэтической декламации, — признается режиссер спектакля «Про поэтов и людей». — Сторителлинг — жанр, который предполагает рассказывание историй. Конечно, мы нашли очень много информации про поэтов Серебряного века, сколько невозможно рассказать за 20 минут. Приходилось делать строгий отбор, исходя из темы, которая интересует лично артиста. В спектакле — их взгляд, их интерпретация».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».