Театр «Красный факел» открыл 103-й творческий сезон, который мог бы начаться с масштабной премьеры, но в силу обстоятельств вышел на старт репертуарными бестселлерами на родной площадке и гастролями в других городах. Номинант «Золотой Маски» нынешнего года, спектакль Петра Шерешевского «Тайм-аут», вошел в афишу региональной программы фестиваля в Красноярске, где и был успешно представлен 15 сентября. В дальнейших планах «Красного факела» четыре новых названия – от семейной драмы Зеллера до трагифарса Сухово-Кобылина.
Первая премьера сезона в «Красном факеле» должна была состояться в последней декаде сентября. На большой сцене театра планировали поставить фантастическую пьесу Карела Чапека «Белая болезнь». Однако незадолго до объявленных показов событие отменили, а сам спектакль заморозили. «Иногда в театре так случается – какой-то материал вдруг становится не совсем уместен в конкретный период, и это невозможно не учитывать, – прокомментировал ситуацию в официальном сообщении театра режиссер спектакля Глеб Черепанов. – Поэтому мы приняли совместное решение отложить на время премьеру. Но мы верим, что спектакль все-таки случится позже, в более благоприятное для него и для нас время».
Пока же театр принимал непростое для себя решение, пришли вести с наградных полей. Министерство культуры РФ вручило директору театра «Красный факел» Александру Кулябину, артистам Денису Ганину и Юлии Новиковой и композитору Максиму Мисютину памятные медали «Великий русский писатель Ф. М. Достоевский 1821–2021» за появление в репертуаре театра спектакля «Достоевский. Невозможное чудо». Байопик о жизни Достоевского по пьесе донецкого драматурга Алексея Куралеха вошел в афишу театра в начале прошлого сезона ‒ к 200-летию со дня рождения классика. Проект был создан буквально с нуля ‒ не только к юбилею, но и под художественные желания и возможности «Красного факела». В 103-м сезоне труппа обещает воплотить свежие идеи, рождение которых напрямую связано с пространством и действующими лицами новосибирского академического театра.
Новое название на большой сцене появится в ноябре. Петербургский режиссер Алексей Слюсарчук, известный своими опытами в области экспериментального театра, поставит спектакль «Сын» по одноименной пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Сюжет, созданный «большим мастером психологической манипуляции», входит в нашумевшую семейную трилогию, которая давно и активно ставится по всему миру, но в России оказалась востребованной буквально в последние три сезона. Параллельно с театральными интерпретациями в мировой прокат выходят киноверсии этих пьес, срежисированные самим Зеллером. Психологическая драма «Сын» с Хью Джекманом в роли главы семейства была впервые представлена в сентябре этого года на 79-м Венецианском международном кинофестивале и уже с ноября начнет свое шествие по большим экранам. В Новосибирске историю непростых отношений внутри семьи, когда развод родителей приводит сына-подростка к тяжелой депрессии и самоубийству, расскажут ведущие актеры «Красного факела» и новобранцы труппы.
Как сообщает пресс-служба, в прочтении Алексея Слюсарчука семейная драма «Сын» превратится в отчасти лирическую историю. Кризисное состояние сына-подростка, растерянность родителей, нелегкий выбор – все это во многом знакомо режиссеру. Художественное оформление спектакля осуществит постоянный соавтор мастера ‒ Ольга Фарафонова, сочинившая для спектакля «Красного факела» черно-белые миры, в которых заложены аллюзии на советский реалистический кинематограф 1970-х, французскую «новую волну» и концептуальную трехмерную графику Эшера.
В декабре в премьерные права вступит малая сцена театра «Красный факел». Актер и режиссер Константин Телегин, выпустивший в камерном пространстве спектакли «ЧУднЫе люди» и «Мы идем смотреть “Чапаева”», представит свою версию пьесы известного французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Текст написан в 1945 году и включен автором в сборник «Новые черные пьесы», герои которого не идут на компромисс и зачастую гибнут во имя своих этических принципов. Впрочем, «Ромео и Жанетта» смело и, хочется верить, верно утверждают: любовь побеждает смерть. По сюжету, приехавший знакомиться с семьей будущей жены Юлии Фредерик влюбляется в ее эксцентричную сестру Жанетту. Молодые люди не в силах бороться со своим чувством, и это переворачивает их жизнь и жизни их близких. Мелодраматичный сюжет устроен столь мастерски, что просто «хорошо сделанная пьеса» на глазах превращается «в образец поэтического творчества», а на сцене «Красного факела» и вовсе обещает вырасти в гимн любви. По крайней мере, режиссер спектакля настаивает на этом.
В конце календарного года у артистов новосибирского академического театра начнутся репетиции двух спектаклей. Московский режиссер Александр Созонов, выпустивший несколько сезонов назад психоделическую мелодраму «Арабская ночь» и мюзикл «Черная курица и невидимый сад» в театре «Глобус», дебютирует в «Красном факеле» коллаборацией с Александром Цыпкиным. Специально для этого проекта гуру стратегического PR’а и один из самых популярных веб-писателей современности сочинит оригинальную пьесу, премьерное воплощение которой случится 14 февраля 2023 года.
Параллельно режиссер Дмитрий Егоров приступит к завершающему этапу работы над трилогией Александра Сухово-Кобылина. Вслед за сатирой «Дело» и водевилем «Свадьба Кречинского» на большую сцену «Красного факела» выйдет трагифарс «Смерть Тарелкина». Премьера намечена на март следующего года.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО и из архива театра