К своему пятидесятилетию новосибирский цирк подходит с лучшей материальной базой в стране и со своим старым директором, который после скандала вновь вернулся на свою должность.
2020-й оказался не просто страшным, но и странным. Именно в период эпидемии стало очевидно, что кадровая политика администрации в сфере культуры терпит фиаско. Полновесного министра не было без малого год, и никто из опытных руководителей учреждений культуры не давал своего согласия занять это кресло. Директора филармонии все никак не могли заменить, а консерваторией продолжал руководить и.о. ректора.
И вот встряхнув старую колоду, решили, что поговорка «дважды в одну и ту же воду не входят» — это не про нас: призвали в министры Наталью Ярославцеву, в «Глобус» вернулась Татьяна Людмилина…
Во второй половине декабря в Новосибирск вернулся еще один руководитель, долгое время работавший в федеральном учреждении культуры и год назад с шумом снятый. Речь идет о директоре новосибирского цирка Сергее Шабанове. Как-то совершенно незаметно всего за одну неделю он подготовил цирк для посещения зрителей, успев порадовать детвору в новогодние каникулы, поотвыкшую за десять месяцев от посещения одного из самых популярных театрально зрелищных учреждений города.
Надо сказать, что Новосибирск оказался в числе первых семи цирков страны, которым дали разрешение открыться. А в Сибири он самый первый, который начинает работать.
И мы договорились с Сергеем Ивановичем о встрече — основательной — с откровенным разговором и экскурсией по зданию.
— Сергей Иванович, давайте начнем не с самого больного, а по порядку. Вы сколько лет работаете в цирке?
— Тридцать семь лет. С 1982 года.
— Вы же бывший партийный работник, работали в Кемеровском обкоме КПСС, в отделе пропаганды — и оттуда вас направили руководить местным цирком. Но, насколько я понимаю, цирковая отрасль весьма специфична и отличается от остальных театрально-зрелищных учреждений. Как вам удалось в ней закрепится на столько лет и стать самым опытным директором в стране?
— Сложно все это было. В то время секретарем Кемеровского обкома КПСС у нас был Вадим Викторович Бакатин.
— Тот самый кто, будучи последним руководителем КГБ, «сдал» американцам всю систему прослушки их посольства, а также разгромил сеть осведомителей МВД, которая успешно использовалась для поиска преступников?
— Да, странный был, мягко говоря, человек, внешне интеллигентный, а по сути, хамоватый и грубый… Время было такое, — начали по одному умирать генеральные секретари. Случилось, так, что мой шеф, заведующий отделом, находился в длительной командировке, и вот Бакатин приглашает меня, как исполняющего обязанности, к себе и начинает давать поручения, мол езжайте по районам и убеждайте актив, что все в порядке дело Ленина живет и побеждает. Я ему говорю: «Да у людей продуктов нет, мыла нет, а я буду говорить, что все по плану? Это цирк какой-то!»
Он взвился, вызвал заведующего отделом административных органов и говорит: мол, бери вот этого циркача и вези его в цирк, вот пусть он там и руководит, раз партийных заданий не понимает.
Мы приезжаем в цирк, где тогда очень пожилой был директор. Меня представили. И когда мы остались вдвоем, я сказал, чтобы он не волновался, что мы с женой вообще соберемся уезжать из Кемерово. Он меня остановил: говорит, что ему жить осталось три месяца, за которые он поможет мне понять основы работы в цирке. Но у него ко мне будет большая просьба. Я спрашиваю: какая? А он мне: похорони меня с почестями — чтобы гроб стоял на арене, и мои сотрудники могли со мной простится по-человечески… Я не был близко знаком с этим человеком, но желание его выполнил. А когда остался один на один с коллективом, у меня первое время было желание уйти из цирка в первый же год работы.
— Нужели так трудно было?
— Я думал, что сойду с ума! Честно скажу, хотел сбежать... К запаху трудно привыкнуть. Все вокруг друг друга знают — большая цыганская семья. От одной терминологии с ума сойдешь. «Цирковые» — это особый народ, у них, как и у «балетных», свой язык. Частенько они меня проверяли на выдержку. Но я понимал, что по сравнению с ними ничего не знал, так что терпел. И вот как-то притерлись мы друг к другу, и я понял, что я полюбил цирк, что это мое.
— Хочу попросить вас рассказать, что же все-таки случилось год назад, когда вдруг вас федеральное руководство решило уволить?
— Руководство министерства культуры решило реформировать цирк, пришла новая команда, руководителем всей структуры назначили Владимира Шемякина. Он до этого занимался пиар-компаниями «Газпром-Медиа». Решили, что раз все они в бизнесе понимают, так и с цирком как-нибудь разберутся. Но специфику цирка они не знали и не понимали. Решили пойти по самому простому пути — взять и заменить всех опытных директоров на новых. Выгнали всех, в том числе и меня. Нашли здесь человека, который в цирке даже в детстве не был. 15 декабря 2020 года их всех убрали. А нас всех вернули.
— Убрали с возбуждением уголовных дел, или нет?
— Не знаю, но деньги были выделены колоссальные, и к их освоению есть вопросы. Пусть этим другие занимаются.
— Сергей Иванович, а где вы в процессе этих перипетий находились?
— В Кемерово. У нас там дом.
— А здесь вы где живете?
— В гостинице цирковой. Вот уже пятнадцать лет с годовым перерывом.
— А кто всех возвращал на прежние должности, если не секрет?
— Новый министр культуры Любимова Ольга Борисовна разобралась с ситуацией и приняла такое решение. Она вернула специалиста, который и принялся собирать все опытные кадры. В феврале пройдет конкурс, и мы думаем, что в этой истории будет поставлена точка. Потому что конкурс обещает быть честным.
— Да, во время приезда Любимовой в Новосибирск, директор нашего цирка убеждал делегацию, что в Москве все вопросы решены, и к ним совершенно незачем наведываться. Пока ему не возразили, что, собственно, его мнение никого не интересует.
— Я сейчас вам скажу одну вещь, она очень важна. Снятая команда и безо всякой эпидемии цирковое «колесо» сразу стала разваливать. Еще бы немного и она бы расколола всю систему цирка вдребезги — так, что уже невозможно было бы собрать. Понимаете, все те, кто приходит в цирк работать — они либо влюбляются в него, либо нет. Так вот эта команда цирка не любила и не понимала. Пришли люди, вообще не представляющие что такое цирк, не видящие его ауры… Они решили использовать театральных режиссеров, имеющих многочисленные награды, в том числе и «Золотые маски». Например, главным режиссером Росгосцирка стал Юрий Квятковский, он привлек и других. Но цирк — это не театр. И когда у нас загорелись поставить «Маленького принца», а в Сочи — «Девочка и слон» Куприна, ничего путного не вышло — это ведь «текстовые» постановки. В цирке чем меньше говорят, тем лучше, актеров никто не учил быть мастером художественного слова. В цирке не надо думать, в цирке надо отдыхать. У коверного максимум два-три слова в репертуаре. Это реплики... А тут поставили представления в трех отделениях, драматические. Ну кто же это выдержит... Вот народ из цирка и побежал.
Цирк имеет свои стандарты и не надо их нарушать. Хотите драму — идите в драматический театр, хотите музыку — слушайте ее в филармонии. Режиссер цирка — очень редкая профессия, это не театральный режиссер. А театральный — это не цирковой.
— Вы ведь пришли в 1982-м году еще в Советский цирк, еще не было повального бегства актеров оттуда, да и из страны, которое случилось в девяностые годы.
— Нет, тут все было совсем не так. Да, это был хороший вид заработка, но эту витрину, Западную мы уже видели. Но понимаете, у нас были наработанные связи с серьезными импресарио. Мы их всех по регионам хорошо знали и с кидалами не связывались.
— То есть мы стали терять первенство в мире не потому, что наши артисты поголовно бросились работать за рубежом, а только по тому, что цирк потерял серьезную государственную поддержку?
— Да, молодежь в цирк не пошла. Раньше были династии: раз ребенок родился в цирковой семье, уже было понятно, что он пойдет по стопам родителей. А сейчас этого нет.
— А как же «Дю Солей»?
— А что «Дю Солей»? На 50-60 процентов там наша молодежь, которую постепенно отжимают, и они возвращаются на Родину. Конечно, надо с этим работать. Но сегодня положение не столь бедственное: и артистов, и программ хватает на то, чтобы планомерно заполнять имеющиеся цирковые помещения добротными программами.
При советской власти цирк был особой отраслью культуры. Мы выезжали за рубеж и там зарабатывали государству достаточно большой объем валютной выручки. Актеры работали за суточные, а весь гонорар шел государству. Я до 1991 года с цирком побывал в Японии, Австралии, Сингапуре, Гонконге, в Северной и Южной Корее. Согласитесь, в то время в эти страны обычному человеку попасть было практически невозможно. Поэтому в цирк люди работать с удовольствием. Это было престижно. Мы брали «золото» на большинстве международных конкурсов, таких, как в Монте-Карло… да практически на всех известных, скажем так, чемпионатах… А потом нас стали теснить. Прежде всего страны восточной Европы, ну и наиболее серьезно нас подвинули Китай и Северная Корея.
— Северная Корея, не Южная?
— Да, именно Северная. Там ведь у них государственный цирк, и они добились потрясающих результатов. Кстати, не только в цирке, но и во многих других видах искусства. Школы музыкальные, школы искусств, хоровые коллективы, симфонические оркестры, причем у каждого школьника свой планшет… У нас лепят из Северной Кореи некий облик страны, которая сидит на ядерной бомбе и ничего не делает. Это не так. Там роскошные здания цирков, у нас таких нет. Такого цирка, как в Пхеньяне я не видел нигде… А какая там цирковая школа! Догоняет их сейчас разве что Китай. Равным корейцам в полетах и эквилибристике в мире просто нет. Китайцы — лучшие гимнасты. У нас осталась одна лишь дрессура. Да, здесь мы по-прежнему впереди всех.
Так вот. В СССР стационарных цирков было очень мало. Достаточно сказать, что настоящий цирк был только в Кемерово, если взять теперешний федеральный округ. В Новосибирске, как и в большинстве городов, был деревянный цирк. И лишь в семидесятые годы повсеместно по стране стали строить стационарные здания, в том числе и у нас.
— О да. Я это хорошо помню, поскольку жил на улице Челюскинцев и у меня с балкона было хорошо видно, как строился цирк, тогда еще по улице ходил трамвай, и на месте нынешнего жилмассива находился частный сектор.
— Да, шатры стали сносить в семидесятые годы и строить вот такие дворцы, за короткий период было построено около восьмидесяти зданий. По тем временам это действительно выглядело дворцами, и благодарить за это мы должны Галину Леонидовну Брежневу. Ведь зять Леонида Ильича был директором цирка на Вернандского, это большой московский цирк. А по республикам национальные цирки строили с национальными орнаментами… просто чудо, как хороши.
— Наш цирк открылся в 1971 году, так что в начале февраля будете отмечать его пятидесятилетие?
— Вот поэтому мы работаем день и ночь. Понимаете, ведь остановить деятельность цирка просто, а запустить снова очень сложно. У нас катастрофически мало времени. Многие уволились. Надо или возвращать людей или искать им замену, — это при нашей-то цирковой специфике... А животные? Ведь они долго репетировали без зрителя, они девять месяцев работали без праздничного цвета, без музыки, они забыли звуки аплодисментов, так называемые «опорные точки», им сейчас надо возвращать вот эти забытые реакции.
При этом необходимость соблюдать требования безопасности по ковиду. Мы строго это соблюдаем. У нас активизированы лишь пятьдесят процентов мест для продажи через интернет. Половина наших новых кресел затянуты лентой.
— Непростой юбилей получается.
— Вообще-то, я никогда не думал, что мы до такого доживем. Понимаете, «цирковые» в вечных разъездах, программы движутся по установленным маршрутам, строгим графикам, чтобы не было простоев. У всех есть дети, а это школы, детские сады... Кто-то находился за границей... И тут 17 марта все остановилось. Кто где был — там и застрял. И артисты и — что самое главное — животные. Их же не перевезешь просто так, да и кормить их надо. Да, государственным циркам правительство помогает, но ведь в стране около трехсот частных небольших организаций. До нас постоянно доходят сигналы, что животные замерзают, их нечем кормить... Это ужасно. Собственники продают все что только можно продать, чтобы их сохранить, ведь из животного очень сложно подготовить артиста.
Цирковое колесо вращалось у нас в стране с 1918 года — с тех пор, как Ленин национализировал цирки. И дело это было очень прибыльным — рабочий люд дружно шел на представления, которые еще и до революции продолжались по три отделения… Правда, на третье оставались в основном мужчины, смотреть борьбу. И это колесо вращалось 103 года как единый конвейер. А тут враз остановилось. Сейчас его снова запустить дело очень непростое. Но надо начинать…
***
…Разговор прерывает телефонный звонок. На экране высвечивается: «Марица Вальтеровна Запашная». Разговор с дрессировщицей начинается словами «Привет, солнце мое!», но длится недолго, старшая из Запашных быстро решала какой-то технический вопрос. Позже Шабанов мне объяснил, что знал ее еще с детского возраста.
— Сергей Иванович, а что за история была в 2005 году со сносом нашего цирка? Как-то все это потихоньку из памяти ушло, но ведь именно вы тогда цирк отстояли?
— Кто-то вдруг сказал, что цирк в аварийном состоянии. Представляете: цирку 25 лет, а он в аварийном состоянии. Тогда же кто-то хотел на месте парка дома построить. Ну явная была заказуха. Мне тогда позвонил Слава Запашный и говорит: «Богом тебя прошу отстоять цирк. Не отстоим — по все стране начнут сносить». Я собрал артистов, и мы пришли в областную администрацию и захватили там первый этаж. К нам вышел тогда еще вице-губернатор Юрченко, которому мы предложили олрганизовать независимую экспертизу: если здание действительно представляет угрозу для людей, мы сами уйдем. Юрченко мне позже сказал: тебя свои же сдадут, больно ты нахрапистый. И прав оказался.
Если говорить объективно, цирк я принял в ужасном состоянии, его можно было сразу под бульдозер. Два года мы ремонтировали полы, потому что они проваливались. У нас теперь запаха нет… простите, запаха мочи. Специальный пол, который не впитывает жидкости. Продолжали работать и делать ремонт вплоть до 2008 года. Потом меня сняли, а в 2013-м вернули. И я тогда сделал ремонт крыши. Теперь она золотая — и когда подлетаешь к Новосибирску, видно, как она золотом горит. Отремонтировали зал, поменяли колонны, сделали теплые конюшни, а самое главное — поменял кресла, теперь у каждого зрителя собственные подлокотники, меняющие наклон. За кресла мне, правда, попало: мы обязаны были использовать продукцию российского производства, а я пошел на нарушение и поставил импортные, качественные. А чтобы их поставить, пришлось увеличить «гребенку», что сократило количество посадочных мест. Но мы делаем качественный продукт, а зритель сидит на старых неудобных креслах, перемотанных изолентой, с запахом прогнившего дермантина, это неправильно.
— Нечто подобное с креслами проделал Кехман в оперном театре, и никто его не пожурил.
— А ко мне столько комиссий приезжало одна за другой… Но объективно у нас сейчас лучший цирк в стране. Совершенно безопасный, уютный и роскошный. Конечно, не все еще сделано. Год ведь мы потеряли.
— Новый контракт у вас на какой срок?
— На год, но я думаю, что еще три года поработаю, чтобы закончить все. Цирк должен быть теплым чистым домом и для зрителей, и для артистов, и для животных. Артистов хватает. Очень много в Россию приехало из Европы: Италии, Германии… Поляки, французы, китайцы, и так далее. И еще бы приехали, да государство сдерживает. Россия стала очень привлекательна и многие мечтают работать у нас, где велики традиции.
— Так они ведь на гастроли приезжают?
— Нет, приезжают работать в нашу систему. Но хотя с артистами проблем нет, есть проблемы с площадками. Вот мы сейчас отработаем программу — и куда ее отправлять? Цирков вокруг полно, программы надо запускать — иначе логистика будет неподъемная. Представляете, везти придется не в область или регион, а в Самару. Мы открылись сказкой с огромным количеством животных. Детишки соскучились по цирку, вот им и приготовили такой праздник. Времени до пятидесятилетия остается очень мало, но учитывая опыт работы, надеюсь, все получится.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»
Думать, делать, творить!
По моему твердому убеждению цирковое искусство в конвейере Росгосцирка находится в безвозвратном кризисе. Не буду перечислять причины, потому что иначе не могло и быть. Ведь Российское государство поменяло экономическую формацию. (Как нас учили после социализма должен быть коммунизм, а вот поворот от социализма к капитализму марксистско-ленинская философия не планировала, а в России это свершилось!)
Ко всему в мире появились новые технологии, компьютер, интернет , различные гаджеты и мир стал другим. Каким? Хорошим или плохим? А не тем и не другим. Стало ясно, что бывший советский цирк находясь в стабильном брежневском состоянии резко отстал от времени.
Так вот, находясь в новой экономической формации, которой ещё не придумали название, новое поколение артистов цирковой отрасли рвануло с места искать новые темы для нового времени, при том особо не оглядываясь. Но, к сожалению, появились многие препоны, мешающие развитию циркового искусства, а именно: – борьба зелёных за «цирк без животных», материальные проблемы с стационарными цирками и цирковыми гостиницами требующих ремонта и реконструкций, маленькая зарплата наших великолепных артистов, которая не соответствует уровню оплаты зарубежных артистов и так далее и так далее… Что делать! Давайте просканируем немного прошлое и настоящее, а точнее «настоящеепрошлое»
В советском цирке было много номеров с животными с великолепной дрессурой, и как правило, всегда при этом существовал сюжет. Вспоминаю номера того времени «Кошкин дом» Александра Попова, «Автосервис» Владимира Дерябкина, аттракцион с тиграми «Спартак» Степана Денисова или «Штраусиану» Людмилы и Юрия Ермолаевых и т.д... К сожалению, теперь сюжеты утрачены. Раньше костюм и реквизит был в теме сюжета, сегодня это светящиеся парковые тумбы или ещё что-то такое, но совершенно не соответствующее стилю номера или аттракциона не говоря уже о спектакле. Зритель созерцает то, что он увидел и запоминает, но не оставляет в памяти на всю жизнь, а это и есть то, чем гордится искусство. Однако, «Зрительский семейный совет» однозначно всё же решает вопрос посещения цирка, зная, что они там увидят животных.
В настоящее время цирковые программы переживают засилье животными. Содержание животных стало в цирках не достаточно комфортным. Многие цирки просто не приспособлены иметь в одной программе такое количество животных. Сюжет исчез из номеров с животными. Сложная дрессировка оказалась не нужна, так как теперь в программе доминирует всего лишь показ животных. Только это уже не искусство! Для этой цели есть зоопарки!
И самое бесславное и неисправимое, что в одной программе, это количество номеров с животными не может перерасти в качество! Ведь качество — это дрессировка, плюс актёрское мастерство, с которым может быть достигнут необходимый компонент искусства — художественный образ. Только в этом случае цирк может называться искусством. Сюжеты в номерах с животными практически исчезли. Нынешние номера, при всей привлекательности, даже при отличной дрессировке, без художественного образа не могут считаться произведением искусства.
Поэтому встает вопрос что делать?! Как построить работу с животными на высоком художественном уровне. Ведь советский цирк признан видом искусства, а мы его продолжатели. Этот вопрос далеко не второстепенный. Просто здесь нужна помощь артисту от режиссера, но режиссёров у нас по работе с номерами, в которых есть животные стало очень мало, а точнее нет, да и с актёрами не густо.
В российском цирке, понимая коммерческую сторону вопроса, (надеюсь временно), забывают о долге перед искусством. И городскому человеку просто демонстрируют разнообразных животных, называя это дивертисментным фактором искусства, забывая о канонах искусства.
Всё, что сказано о номерах с животными, в некоторой степени относится и к спортивным, акробатическим, гимнастическим, иллюзионным жанрам и особенно к клоунаде. Нужно запомнить, что каноны циркового искусства, как и других видах искусства, даже находясь в развитии и различного рода трансформациях остаются не зыблемыми!
Меня, как и всех артистов, интересует – есть ли сегодня у его величества цирка та возможность и тот транспорт, на котором цирк должен догнать время. Иначе, я уверен, ему уготована судьба аутсайдера в обществе людей искусства.
Давайте вернёмся к истории, в ней попробуем найти ответ.
Во времена царской империи, бесспорно существовала цирковая режиссура, там культивировались цирковые спектакли по сюжетам купающие идеологию буржуазного направления. Из цирковой истории, интересен факт, что, когда проходила коронация русских царей, то именно цирк Никитина приглашали на эту коронацию. Это был единственный цирк в России, который назывался русским. Все остальные были просто цирками. И директорами этих цирков были чаще всего иностранцы.
Один из первых цирков в России – Императорский цирк – был местом, в котором сам Николай I очень любил ставить свои представления. В мае 1847 года по личному предписанию Николая I из состава Императорского театрального училища была образована группа для обучения цирковому искусству под руководством Поля Кюзана(обратите внимание театрального училища). В Императорском цирке была поставлена современная военная быль в одном действии с песнями и куплетами, которая называлась «Архип Осипов, или Русская крепость». В ней прославлялся подвиг рядового Осипова в Михайловском укреплении на Кавказе в 1840 году. Николай I лично участвовал в режиссуре, особенно в постановке сцен военного характера. Он был постановщиком батальных сцен, ставил специальные номера, в которых сам участвовал: показывал, как правильно играть офицеров, держать оружие и маршировать. Массовые песни исполнялись саперами. Самое удивительное, на манеже было разрешено молиться! В советское время запрещено было говорить об этом. Считалось, что цирк образовался из трудовых процессов, а не от власти.
После Октябрьской Революции, вооружившись идеологической направленностью циркового искусства, государство прежде всего стало избавляться от засилья иностранных гастролёров. Это было необходимо для того, чтобы сделать государственный цирк соответствующим идеологии настоящего времени и сделать его народным достоянием. Обратите внимание цирк называют народным и народным достоянием. Для создания спектакля «Москва горит или 1905 год» было занято 500 артистов! Специфический спектакль, агитационный. Обратите внимание кого приглашают создавать новое искусство! Гениальных людей новой формации, которые уже жили в идеологии нового времени. Одного из крупнейших поэтов XX века Маяковского В.В. — Русский советский поэт. Футурист. Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ»; с которым рядом был поэт С.А. Есенин-Русский поэт, представитель ново крестьянской поэзии и лирики; режиссёр С.Э. Радлов-советский театральный режиссёр и педагог, драматург, теоретик и историк театра; художник В.М. Ходасевич-Советский живописец, театральный художник и график. Член Союза художников СССР; В.Е. Татлин- русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. А.Г. Петровский — один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Все театралы! Они создали цирковой спектакль, в нем уже зародилось будущее советского цирка в нём была режиссура, которая служила революционному времени.
В советском цирке были рождены «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Цирк ревю», спектакли «Трубка мира», «Пароход идёт Анюта», «Хан Гирей», «Руслан и Людмила», и множество иных, почти от каждой республики был представлен свой спектакль с национальным уклоном и показом народных традиций. На каждый новый год делался детский новогодний спектакль, к каждой знаменательной дате делался если не спектакль, то обязательно тематический пролог. И это делалось всё режиссёрами. Теперь ни в одном стационарном цирке нет ни режиссёра, ни балетмейстера, за то масса заместителей директоров, не нужных цирку, как и хозяйственников.
В советское время, понимая задачи циркового искусства при ГИТЕСе было создано отделение цирковой режиссуры, которое выпустило достаточно много для цирковой отрасли режиссёров. Но, к сожалению они, как правило, не задержались в цирковом воспроизводстве. Чаще всего в данном случае ГИТИС был просто для получения высшего образования цирковыми артистами.
Сегодня недостаток в режиссуре пытаются заменить, красивыми костюмами, перьями, оформлением номеров красивым реквизитом, но это не новое направление, это уже видели в русском цирке, видели и в парижском «Лидо» или «Молен Руж» — им сотни лет. Это не наш путь, хотя ему есть «временное место», пока публика этим не насытится.
В искусстве нужно создавать то, что будет если не вечным, но вечно почитаемым... Например в балете есть:- «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик». В цирке нет ничего — чтобы осталось хотя бы на сто лет вперед! Был «Прометей» и тот вернулся по сути к «Звездным канатоходцам» А это говорит о том, что российский цирк едва дышит в рамках искусства, вскоре он начнёт впитывать в себя непотребные вещи, такие как «обнажёнку», которая уже появились в зарубежном цирке. Свято место не бывает пусто!
Росгосцирк, как бывший великий Союзгосцирк сегодня реанимировать практически не возможно, по выражению бывшего министра культуры России Михаила Швыткого «таким каким он есть, он умер вместе с советской властью» и к сожалению бывший министр прав!
Необходима реиндустриализация Росгосцирка. Что такое реиндустриализация? Реиндустриализация — это прежде всего экономическая политика, представляющая набор мероприятий более широкий, нежели в стандартных вариантах нашей цирковой промышленной политики, направленная на плановое восстановление, созданию нового, изменению существующего в передовое настоящее. Вернуть нужно в компанию или точнее в цирковой холдинг утраченные «Цирки шапито», «Цирк на сцене» , работу во дворцах спорта ,возродить «Цирковую студию», реанимировать ЦЦИ
Росгосцирк сделать рентабельным в нынешнем материальном состоянии и непродуктивной структуре — наивная задача. И главное не рентабельно ремонтировать то, что потеряло актуальность и современность! Настоящее время требует активной перестройки во многих сферах хозяйственной жизни во всей стране. Бесспорно нужна реконструкция зданий цирка и гостиниц. Необходимо создание творческого инновационного кластера: необходимо сделать договорную форму кооперации научных центров во главе с ХПК, необходимо вмешаться в образовательную систему в РАТИ-ГИТЕСе, введя в обучение цирковой режиссуре знания балетмейстерской и театральной режиссерской специфики. ГУЦЭИ должно стать профессиональным училищем выпускающим номера только для Росгосцирка. Росгосцирк должен заказывать училищу те произведения, в которых нуждается . Набор студентов должен осуществляться под заказ. Нужно на период учебы платить зарплату как педагогам так и студентам. Нужно выпускать из училища готовые для гастролей спектакли номера и аттракционы, Необходимо пересмотреть образование студентов ГУЦЭИ, серьёзно увеличив знания, помимо своей специальности по цирковому жанру: по музыкальному, актёрскому, хореографическому, режиссёрскому воспитанию. Не нужно «бежать впереди паровоза» и давать в училище молодым людям высшее образование, ведь у них нет ещё среднего образования! Пусть они станут достойными артистами и высшее образование от них не уйдёт. В стенах училища нужно учить культуре и основам профессионального мастерства. Нового поколения воспитанного на принципах современности нет, от того и направления в цирке к современности нет.
Нынешний цирк, озадачен одной проблемой это его рентабельностью, а потому он отправлен доживать свой век. Цирку нужны новые горизонты. Нужно срочно начинать ТВОРИТЬ! Нужно срочно придумывать и осуществлять фантазии сценаристов, режиссёров. Понятно , что это будет затратное дело, но без технических инноваций и смелых режиссёрских решений цирк не поднять. до такого коммерческого мирового уровня, который нужен государству.
Наша основная задача создавать, такие спектакли, аттракционы и номера, которые были бы востребованы сегодня и зрителями будущего поколения. Русские всегда были новаторами в цирковом искусстве, — теперь этого нет! Сегодня мы явно уступаем китайскому и канадскому цирку. Хотя конкурс в Монте Карло говорит об обратном, мы всё-таки лучшие. Но, может быть фестиваль в Монако это уже не тот критерий, которому нужно верить.
Пора подумать о том, где найти направление или образно говоря: тот «ТРАНСПОРТ», на котором можно обставить сегодняшних лидеров, и вернут нам лидерство, в котором будет НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО — РВУЩЕЕ СТАНДАРТЫ И СТЕРЕОТИПЫ»
В.В. Путин в поручении Д.А. Медведеву велел сделать так, чтобы цирк ездил как раньше за рубеж. Задаю вопрос, а с чем ехать за рубеж? У нас нет ни одного мобильного циркового комплекса для работы и профессионального показа шоу за рубежом, как это делают китайские и канадские гастролёры. Сегодня мы не можем конкурировать ни с теми ни с другими. Нам нужно что-то такое, что будет «РВАТЬ СТАНДАРТЫ И СТЕРЕОТИПЫ» Какой художественный руководитель это один осилит??? Глупости !!! Нужен «крутой» ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ на базе режиссёрской коллегии крутых режиссеров ,мастеров цирка, балета, театра, эстрады,
Что будет интересно в будущем для всех? Какие сюжеты? Фантастика, сказка, романтика, героика, патриотизм, сатира? Нужно использовать ВСЕ! Нужно использовать все новые технологии такие как “3D” и “7D” для создания художественного образа возможно с виртуальными декорациями в манеже. Нужно путём использования инновационных технологий и приспособлений создать совсем иной показ цирковых спектаклей. И Росгосцирк это может сделать, начав работу в этом направлении. В советское время за рубеж ехали программы серьёзно подготовленные в профессиональном, материальном, и художественном отношении, соответствуя уровню того времени. Один- два, максимум пять хорошо выстроенных спектаклей в состоянии накормить весь Росгосцирк и стать рентабельным.
Валютными коллективами в советском цирке были два «Цирка на льду» и программы сделанные под контракт .
Аншлаговым в России был «Цирк на воде». Уникальный коллектив, работавший к примеру полгода в Саратове по 40-50 представлений в месяц. По оценке директора Саратовского цирка Иосифа Вениаминовича Дубинского — заслуженного работника культуры РСФСР, : «В цирк пришли те зрители, которые никогда не ходили в цирк»! Всё это создавала Студия циркового искусства (под руководством Владимира Аркадьевича Горегляда (Айзика), потому, что она была новаторской с очень маленьким штатным расписанием и огромным творческим потенциалом. А потом появился прообраз «Студии» ЦЦИ. Сегодня в Росгосцирке нет ни «Студии», ни 5 организаций «Цирка на сцене», которые в то время зарабатывали серьёзную долю бюджета Союзгосцирка, потому что их уделом были маленькие коллективы, которые работали в клубах и школах, что теперь стало уделом халтурщиков без понимания, кто такой артист.
В советское время строились цирки, и в них вносились все технические новинки и приспособления для интересного показа цирковых номеров и аттракционов. Все манежи были сконструированы так, чтобы на них было возможно работать не только джигитам с лошадьми, но и иллюзионистам с их секретами, купол и все «закладные» были унифицированы для воздушной гимнастики, световая аппаратура светила ярко, к сожалению без «сегодняшних излишеств». Цирк находился в тренде времени. Сегодня цирк не может перестроится конструктивно, в нем закладки 50-60 летней давности. Новые инновации хотят работать в цирке, но увы им там тесно. Сценическая площадка в виде 13 метров в диаметре с барьером высотой в 50 сантиметров и шириной 50 сантиметров во многих случаях не соответствует сценическому показу представления. Но цирк «заключили» в эти стены половину века назад , не думая о том, что цирк это сценическое искусство и ему потребуются декорации. Время говорит, что зрителям мало видеть физическое мастерство артистов цирка. Зрители хотят видеть «сценический аction» с сверх задачей, сквозным действием и событийным рядом не только номера и аттракциона, а и представления в целом. А для этого нужны предлагаемые по сюжету декорации материальные и виртуальные.
ЦЦИ сегодня — это мастерская по выпуску номеров для «артистов сбегающих за рубеж». Практически, все уволившиеся из Росгосцирка «на свободные хлеба» артисты, прошли через услуги ЦЦИ. При том, что многие пришли в цирк просто с улицы и из них в ЦЦИ, за короткий срок, сделали артистов. А ведь они правы эти артисты, — что здесь «ловить?» в Росгосцирке, не зарплаты, не условий. И вряд ли в ближайшее время, что-то удастся изменить. Утрачен, творческий потенциал того, для чего создавался «Центр по подготовке новых номеров и аттракционов» Всесоюзного объединения государственных цирков». Росгосцирку нужно государственное предприятие, которое начало бы работать на перспективу. Срок великолепного циркового артиста спортивно-акробатического жанра короткий – это 15 лет, в редких случаях 20 лет. Начиная в 18 -20 лет он в 40 должен заняться, чем -то уже другим или поменять жанровую принадлежность, которая возможно даст артисту продлить свой артистический стаж.
Министерство Культуры России предполагает отремонтировать почти одновременно почти все цирки России. За это огромное спасибо, но на период ремонта нужно знать куда перейдут работать цирковые животные и артисты. Это крайне трудная задача, но она решаемая. Если будет своевременно организован маршрут по дворцам спорта и крупным домам-дворцам культуры. Но пустить работать программу в чистом поле легче , чем вне стационарного цирка. Нужно знать параметры помещения, возможности подвесок и креплений. Нужно задействовать конструкторов для толкового проектирования установки манежа. Нужно законтрактовать эти помещения, и организовать бесперебойную логистику переездов. Проблем много. Уже сегодня нужно над ними работать. В Росгосцирке, ХПК и ЦЦИ такой информации нет и нет студии для воспроизводства.
Нужен тот «ТРАНСПОРТ», на котором можно обставить сегодняшних лидеров, и вернут нам лидерство, в котором будет НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО — РВУЩЕЕ СТАНДАРТЫ И СТЕРЕОТИПЫ»
Могу написать всё детально, но не могу больше утомлять читателей
В.Воробьёв
супер
А год назад говорили, что цирк не самый безопасный. А теперь стал безопасным. Откуда интересно, если год потеряли и ничего не делалось