Артисты Новосибирского музыкального театра устроили квартирник по песням Юрия Шевчука.
АРТИСТЫ Новосибирского музыкального театра освоили новый для себя жанр — квартирника. Превью-программу, посвященную рок-мюзиклу «Фома», премьера которого состоится на основной сцене театра 12 декабря, участники спектакля исполнили в компании режиссера Филиппа Разенкова. В недавно построенном производственном цехе, где бутафоры создают декорации, участники спектакля исполнили песни Юрия Шевчука. Именно творчество легендарного русского рокера легло в основу «Фомы» и послужило материалом для часового концерта в неформальной обстановке.
Квартирники как небольшие домашние концерты, рассчитанные на «свою» аудиторию и дружеские отношения между исполнителями и слушателями, появились в СССР в то время, когда многим музыкантам и группам было запрещено выступать на официальной сцене. Для опальных музыкантов концерты, устраиваемые в квартирах, были едва ли не единственной возможностью делиться своим творчеством и мыслями с поклонниками. Именно на квартирниках делались уникальные записи, которые потом распространялись между фанатами, звучали откровенные разговоры и проходили премьеры новых песен. Через домашние концерты в свое время прошли и легендарные ныне барды, и короли блатной песни, и отечественные панк- и рок-исполнители — Егор Летов, Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук. Со временем запрещенные артисты смогли выступать на большой сцене, и нелегальные квартирники потеряли свой смысл.
ВОЗРОЖДЕНИЕ жанра пришлось на начало 2000-х с тем лишь отличием, что новые домашние концерты переместились из квартир в бары и спецпомещения, а формат трансформировался в сторону творческих вечеров в узком дружественном кругу.
Артистов Новосибирского музыкального театра зрители привыкли видеть, что называется, при параде и в своем амплуа — в концертных или сценических костюмах, за исполнением соответствующего профилю культурного учреждения материалом. Превью-программа в жанре квартирника по песням бессменного лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука оказалась не только отличным попаданием во вновь вошедший в моду жанр, но и редким разговором со зрителем без масок и тет-а-тет. Рваные джинсы, свободные футболки, гитары, синтезаторы, микрофоны. На расстоянии протянутой руки — слушатели. Кругом монохромные декорации к будущему спектаклю: бессмертный вождь пролетариата с вечной протянутой рукой, телефон-автомат со связью за две копейки, небритая рожа с пластырной нашлепкой, с набухшим выменем коза. Аккорды, на которых явно и тайно выросло не одно поколение. «Перед премьерой нам захотелось поделиться тем, над чем мы работаем последние несколько месяцев, — признается автор идеи и режиссер-постановщик рок-мюзикла Филипп Разенков. — У нас замечательные артисты. Квартирник проходит в их единственный выходной. Но они решили выйти к своим слушателям и зрителям, чтобы обменяться энергией перед премьерой. Чтобы еще раз почувствовать: все происходит не просто так. Мы занимаемся театром не ради денег и славы, хотя всего этого желаем каждому. На самом деле каждый из нас искренне отдает себя».
На афишу нового спектакля Новосибирского музыкального театра вынесено имя главного героя — Фома. В этом антропониме, по замыслу создателей, заложено множество смыслов: Фома-неверующий, Фома-правдоборец и бунтарь, и даже через призму историй о нелепых братьях Фоме и Ереме люди по сей день как в зеркале видят обличение и отражение собственных пороков. В череде образов легко прочитывается основной персонаж — поэт и музыкант, художник и общественный деятель, яркий представитель советского андеграунда Юрий Шевчук, не утративший творческой самобытности и популярности и после легализации группы «ДДТ», ставший настоящим голосом российского гражданского общества и признанным мэтром отечественной рок-культуры. Вместе с тем создатели «Фомы» настаивают: главный герой спектакля — образ собирательный, обобщенный, насколько это позволяет жанр спектакля, и поэтизированный, как требует того музыкальный театр.
«Идея сделать спектакль по песням и творчеству Юрия Шевчука напросилась сама собой, — признается режиссер «Фомы». — История рока в нашей стране богата яркими именами и, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Юрий Шевчук является одним из самых мощных и знаковых явлений в русском роке, хотя лично для меня его фигура выходит за рамки музыки. Для меня он талантливейший поэт, борец за правду и справедливость. Поэтому это будет спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно, про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительный, интересный и поучительный жизненный путь».
Замысел рок-мюзикла сформировался на родине Юрия Шевчука, в Уфе, где он жил с 13 лет и где прошел основной этап его личностного и творческого становления. Атмосфера города, по сей день густо наполненная духом творческого поиска и культурного противостояния, навела режиссера-постановщика спектакля Филиппа Разенкова, главного режиссера Башкирской оперы, на идею создания мюзикла о непростой стезе рок-музыканта, неотделимой от истории страны, жизни без которой он для себя не мыслит: «Когда мне пришла в голову мысль поставить спектакль, отправной точкой которого будет жизненный путь Юрия Шевчука, я начал изучать его биографию и увидел перед собой путь сильного и яркого человека. Конечно, невозможно точно следовать хронологии жизни. В спектакле мы зачастую используем аллюзии и метафорические отсылки к биографии Юрия Юлиановича и важным событиям в истории нашей страны. И здесь возникает другой момент: как составить спектакль из песен, написанных не для театра и не для театрального произведения?»
Над новым рок-мюзиклом работают три состава исполнителей. Для одних Шевчук — кумир юности, с которого началось серьезное увлечение контркультурой и секретные разговоры на кухне. Для других хриплый голос из каждого магнитофона, в такт которому подбирались первые аккорды на гитаре. Но все, утверждает режиссер, пропитаны духом рок-н-ролла и понимают, о чем поют. Изначально творческая группа «Фомы» отобрала для спектакля 50 песен. Самое любимое, то, что непременно хотелось исполнить и оставить. Однако здравый смысл и временные соображения заставили существенно сократить список the best of the best. Итоговый саундтрек, хоть и включает серьезный хронологический объем песен от раннего уфимского периода до наших дней, сложился во многом благодаря пьесе, написанной драматургом Константином Рубинским.
Действие пьесы развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. «Первый этап провинциальный — от полной надежд «Актрисы-весны», через унылые реалии «Периферии» и попытки поиска альтернативы («Хиппаны»), через неизбежное столкновение с властью и, наконец, к осознанию себя как личности — музыканта и поэта, — формулирует пресс-служба Новосибирского музыкального театра. — Здесь завязывается и лирическая линия — герой встречает свою любовь, которая получает имя благодаря песне «Здравствуй, ночь Людмила». Зарождающееся чувство символизирует одна из главных лейт-песен спектакля «Новое сердце». Но удел сильных, не изменяющих себе, — одиночество, как неизбежное резюме данного этапа пути, венчающегося омывающим «Майским дождем». Москва эпохи перестройки — самый сложный период для Фомы. Отсюда и композиции — «Железнодорожник», с ее безысходностью и мраком бесконечного пути, «Фонограмщик», клеймящая безголосую и бездарную тиражированную эстраду (актуальная, впрочем, и по сей день) и кульминационная знаменитая «Родина», тянущая жилы и рвущая душу. Впрочем «московский» эпизод не безнадежен, он внушает надежду, герой вновь обретает любовь. А впереди прекрасный, сырой, сквозимый ветром свободы Ленинград, в котором Достоевский, Пушкин, Блок, признание, «плачущее небо под ногами», и знаменитый концерт на Дворцовой площади, где в финале спектакля как смысл и правило жизни: «Главное быть не за догму, не за идею, а за человека, помнить, что мы люди, и красные, и белые». Это все, что останется после меня…»
До премьеры рок-мюзикла — первого в своем жанре сочинения, написанного специально и по заказу Новосибирского музыкального театра, осталась пара недель. Создатели «Фомы» надеются, что на одном из показов сможет побывать сам Юрий Шевчук. Пока же в багаже творческой группы лишь благословение легендарного музыканта и поддержка идеи и основных сюжетных направлений. Режиссер спектакля подчеркивает, что основная задача этого сценического произведения — не разговор об острых социально-политических вопросах, которые поднимает Юрий Шевчук как общественный деятель, а деликатное и предельно уважительное к реальным прототипам изложение истории становления личности: «Для российского музыкального театра «Фома» — это эксперимент. И я очень благодарен дирекции новосибирского театра за возможность его реализовать на этой сцене. Мне кажется, для воплощения нашего замысла сейчас самый подходящий момент. Все указывает на то, что музыканты тянутся к театрализации, а театры — к современной музыке. Надеюсь, театру удастся поймать новую волну. Уверен, что за этим встречным движением будущее».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»