Октябрь в Новосибирске ожидаемо пройдет под знаком «Хаоса» – международного фестиваля актуального театра, запущенного «Старым домом» два года назад в качестве масштабной коммуникативной площадки и вместе с тем новой институциональной альтернативы традиционным форумам салонно-академического толка. Созданием экспериментального контента, рассказывающего о четырех основных сферах жизни современного человека, займется фестивальная Арт-резиденция: итоговый перфопроект кураторы представят 17 октября. Самой зрелищной частью «Хаоса» прогнозируемо станет блок приглашенных спектаклей — с 22 по 31 октября зрители увидят 14 спектаклей из 8 городов России. А самой пестрой по жанрам и противоречивой по авторским взглядам программой выступит шоукейс «Новые театры Новосибирска», в рамках которого с 18 по 21 октября свои работы впервые покажут негосударственные труппы города.
Уже на подступах к первому «Хаосу» команда фестиваля четко вывела родословную новорожденного форума: «Хаос» возник не на пустом месте, но как продолжатель традиции фестиваля независимых авторских театров и новой драматургии «Sib-Altera», который в начале нулевых воспитал в Новосибирске немало «театральных людей» и, пожалуй, единственный из местных смотров делал ставку на приглашение независимых театров разных стилей и форм, говоривших на языке современного поколения. В новой реальности «Хаоса» статус театральной команды значения не имеет, поскольку акцент делается непосредственно на содержании, исключающем popcorn movie любого калибра, на театре как способе исследования актуальной реальности и высказывании, способном концептуально соединить профессиональное сообщество и публику. В основной программе комфортно соседствуют государственные театры и независимые, столичные и региональные, разящие громкими именами и скромно обещающие знакомство, густонаселенные и камерные, давно снискавшие славу альтернативными художественными решениями и только начинающие свой нестандартный путь. И все же особое место во втором выпуске «Хаоса» отведено новым театрам Новосибирска, организованными по частной инициативе самих художников, существующими вне подпитки из правительственного бюджета и согласно собственным творческим представлениям и амбициям.
«Шоукейс – это специальная программа «Хаоса», которая каждый год демонстрирует оригинальный фокус объединения спектаклей и их представления для аудитории, — рассказывает арт-директор фестиваля Оксана Ефременко. — Необходимость этой программы для нас в том, чтобы отследить процессы из локального контекста города и региона как аутентичной культурной среды и вместе с тем – в живой связи с глобальными процессами театрального искусства. Идея шоукейса откликается на основной принцип фестиваля «Хаос»: мы отражаем мир множеств современного. В 2021 году кажется очень важной и радостной возможность осмыслить рождение свежих театральных групп и пространств в городе проведения фестиваля. В программе «Новые театры Новосибирска» 7 спектаклей негосударственных коллективов. Мы хотим зафиксировать и обсудить поворотное событие в новосибирской театральной истории: за последние 20 лет мы впервые наблюдаем точку роста частной театральной инициативы в таком масштабе. Помимо этого, спектакли афиши шоукейса открываются во взаимосвязи с основными темами «Хаоса 2021»: информация, тело, экология, этика».
Действительно, буквально семь лет назад собрать полноценную фестивальную афишу из независимых спектаклей Новосибирска просто не представлялось возможным. Вспыхнувший было в 90-х годах интерес к негосударственным театральным объединениям быстро угас и в нулевых напоминал о себе исключительно внезапными локальными возгораниями. Однако последние сезоны с их устойчивым вниманием к проектам новых формаций, незасиженным пространствам и молодым именам позволили говорить о формировании среды и контекста. «Конец 2010-х в противовес своеобразной энтропии предыдущего времени принес другой взгляд на саму возможность нового независимого театра здесь и сейчас, — продолжает арт-директор «Хаоса». — Появляются театральные группы и свободные пространства, инициируемые исключительно частными инициативами и средствами. Среди них: Мастерская Крикливого и Панькова, «Синестетика», «Понедельник выходной», «Инклюзион. Школа. Новосибирск», «1961», камерный театр «13 трамвай». Многие из этих театров становятся участниками фестивалей таких, как «Золотая Маска», «TEATRUM», Платоновский фестиваль искусств, «Парадиз» и др. Создатели спектаклей, перформансов, событий, за редким исключением, – это молодые режиссеры, актеры, художники и композиторы».
Всего в активе шоукейса «Новые театры Новосибирска» заявлено семь режиссерских работ от пяти театральных команд. Мастерская Крикливого и Панькова – это свободное и междисциплинарное театральное пространство в центре Новосибирска, которое выпускает спектакли, организовывает перформативные практики и выставки, проводит ридинги и тематические встречи. Открыли Мастерскую в 2018 году руководители курса Новосибирского театрального института Алексей Крикливый и Илья Паньков совместно со своими учениками. Сегодня репертуар и события театра формируется резидентами – актерами и режиссерами из Новосибирска. За три года им удалось представить больше десяти премьер и создать пространство изучения перформанса. Наиболее резонансной акцией в этом ключе стали «Перфодни» с участием актеров разных театров города. На шоукейсе представлено несколько проектов Мастерской Крикливого и Панькова: [сыра земля], «Маруська», «Несильный». При этом «Несильный» — также проект команды «Инклюзион. Школа. Новосибирск» – театральной школы для людей с инвалидностью, занимающихся вместе с актерами «Мастерской Крикливого и Панькова», а также с актёрами других театров города.
Театр «Синестетика» последовательно занимается партиципаторными практиками на поле хореографии, перформанса и драматического театра в разных пространствах Новосибирска. Он вырос из «Мастерской экспериментального танца» Новосибирского государственного университета, работавшей в Академгородке, и существует с сентября 2015 года. Название театра образовано от понятия «синестезия», обозначающего особенность восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами. Таким образом, у человека создается иллюзия, что он, например, слышит цвет, видит звук или ощущает вкус прикосновений. Слоган театра «Синестетика» основан именно на этом явлении: «Слышать цвета, видеть звуки». Основатель театра Андрей Короленко – режиссер, хореограф, куратор арт-резиденций и фестивалей современного искусства.
Театр «Понедельник выходной» открылся в 2018 году, имеет стационарную труппу, но остался без помещения. Заявил себя как институция широкого профиля: спектакли в традициях театра жизненных соответствий, сайт-специфик проекты, инклюзивные постановки, вербатимы, иммерсивные спектакли-читки. Эклектика метода – намеренная стратегия, которая направлена на завоевание театральной публики Новосибирска и фестивальную востребованность.
Камерный театр «13 трамвай» открылся в 2019 на основе выпускного курса НГТИ Сергея Афанасьева, который и возглавил новый коллектив. Театр находится в помещении новосибирского Дома Актера, рядом с трамвайной линией № 13. Свое кредо определяет весьма демократично: театр для людей и про людей, понятный каждому. Помимо традиционного производства спектаклей в театре проходят актерские Stand Up show «13 стульев», музыкальные концерты и встречи-диалоги с местными медийными личностями «Выставка Ван Гога».
Актерский цех «1961» – камерная бродячая театральная труппа в Академгородке, работающая под руководством режиссера Дарьи Шелковниковой. Образовалась в 2018 году. Название отсылает к 1961 году – времени космических и технических прорывов человека и, по-видимому, монтируется с местом, где живет этот коллектив. Театр пробует себя в соединении разных форм – драматического театра, пластики, театра объектов. Искренне и, порой, наивно ищет свое лицо, но безусловно находит своего зрителя в Академгородке.
В рамках Международного фестиваля «Хаос» работы независимых театров Новосибирска будут представлены не только зрителям, но и гостям фестиваля – критикам и практикам, которые занимаются негосударственным театром в другим городах и наверняка поделятся с сибирскими коллегами своим опытом.
18 октября, 20.00 театр «Старый дом»
Синестетика
«Прах Богини»
18+
Режиссер — Андрей Короленко
При создании спектакля артисты театра «Синестетика» исследовали различные пути присвоения тела в бытовой рамке существования. Отталкиваясь от чувства внутренней расщепленности между «собой» и собственным телом и используя различные способы изменения телесного состояния, создатели искали возможности вернуть тело обратно, приблизиться к телесной самости.
Спектакль ищет пути превращения тела из внешней ограниченной оболочки в человека. Обретение тела, которое и так всегда с нами, становится сложной задачей в ситуации, когда существует необходимость позиционировать себя в обществе, соответствовать обстоятельствам, быть кем-то. Решение же этой задачи позволяет стать больше, самому телу стать обстоятельством, определяющим мир вокруг себя. Божественная сущность тела всецело проявляется, когда умирает форма, а материя продолжает быть.
18 октября, 16.00 театр «Старый дом»
Понедельник выходной
«Зга»
Эксперимент
16+
Режиссер — Сергей Дроздов
«Зга» – экспериментальный спектакль о поиске своего пути и тактильном восприятии, которое первым открывает дверь в познание окружающего мира. В одном пространстве при равных условиях – с завязанными глазами – встретятся зрячие, незрячие и слабовидящие люди. Участникам предстоит найти себя, взаимодействуя с самыми разнообразными фактурами, а зрителям – получить опыт встречи с эмоционально насыщенным фоном визуального театра.
19 октября, 18.00 Мастерская Крикливого и Панькова
Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск
«Несильный»
Сторителлинг
16+
Режиссер — Анна Зиновьева
В «Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск» играют разные актеры, в том числе с инвалидностью. Смысл инклюзивного театра в том, чтоб найти силу любого человека, потому что без этого нельзя состояться и просто жить. Отсюда и основная тема спектакля – поиск своей силы. В спектакле 4 героя – Фрида Кало, Франц Кафка, Русалочка, Ирена Сендлер. Изучая их биографию, актёры исследуют тему силы и бессилия. В какой момент что рождается, как одно становится другим. Исполнители в жанре сторителлинга переплетают свою жизнь с жизнью персонажа, ищут точки соприкосновения, и учатся у героев переплавлять смерть в жизнь.
20 октября, 18.00 культурное пространство «Юность»
Самоорганизованный театр «1961»
С. Шваблин, Д. Шелковников
«Рот, полный птиц»
Мистическая драма
18+
Режиссер — Дарья Шелковникова
История кажется простой: Аманда, и ее маленькая дочка, Нина, приезжают в глухую деревню на несколько дней. Там они знакомятся с местной жительницей Карлой, которая воспитывает сына Давида. Быстро становится понятно, что с Давидом что-то не так — по ночам он покидает дом, на вопросы матери отвечает «это не важно», а сама Карла считает его чужим. Аманда старается не придавать значения рассказам о магии, в которую она не верит. Залитые солнцем поля создают иллюзию покоя и умиротворения, но предчувствие беды становится настолько осязаемым, что его уже почти можно потрогать рукой. Материнский инстинкт — нарастающая тревога — заставляет Аманду уехать из деревни. Но перед отъездом она решает попрощаться с Карлой. Вот только делать этого Аманде не стоило.
Спектакль фрагментарен, и наполнен игрой света, теней и поиском необычного в обыденном — зритель погружается в мистический колорит драмы, пытаясь распутать сюжетные линии из воспоминаний и снов героев. Однако в послевкусии остаётся не только букет щекотящих нервы эмоций, но и сложные вопросы: об экологии, материнской гиперопеке, проблеме выбора наименьшего из зол и последствия такого выбора.
20 октября, 21.00 Мастерская Крикливого и Панькова
Мастерская Крикливого и Панькова
Екатерина Васильева
«Маруська»
18+
Режиссер — Варвара Попова
История о том, как важно любить и быть любимой самым близким человеком — своей матерью. И что может случиться, если её нет. А ещё о том, как важно прощать. И не важно — походишь ли ты на своё окружение. В общем, на самом деле, о многом личном и общественном, и о том, что иногда нам даже стыдно обсудить. «Для меня тема здоровых детско-родительских отношений очень важна. Я воспитывалась в полной любящей семье, и мои представления таковы, что семья: это люди, которые могут тебя поддержать, обсудить проблемы, с которыми ты чувствуешь себя комфортно и безопасно. Даже, если кажется, будто весь мир тебя не понимает, есть дом, куда ты можешь прийти такой, какая ты есть, и тебя примут. У нашей героини всё наоборот, и, работая над спектаклем, мне хочется разобраться в том, из-за чего возникает тотальное непонимание между детьми и родителями, в какой момент происходит окончательный разрыв, как это влияет на жизнь человека. Это важно, потому что когда мы восклицаем: «Наше общество больное, люди стали злыми, куда катится мир» – в первую очередь надо разбираться, а что было в детстве этих людей? Подарил ли кто-то им безусловную любовь, научились ли они любить себя, следовательно, остальных? Где «зерно» боли? Когда чуткость, принятие и любовь, тогда и здоровое общество», – рассказывает Варвара Попова.
21 октября, 18.00 театр «13 трамвай»
Сибирский камерный театр «13 трамвай»
Лара Бессмертная
«Быть зиме»
18+
Режиссер — Ирина Дремова
Спектакль «Быть зиме» по пьесе драматурга Лары Бессмертной (Москва) глубокая и чувственная история о взрослении, женском одиночестве, несчастной любви и невозможности обрести отца. Спектакль редкой красоты, искренности и смелости. Радикальный и сложный психологический эксперимент, в котором сплетаются выдуманная и реальная жизнь героини.
21 октября, 21.00 Мастерская Крикливого и Панькова
Мастерская Крикливого и Панькова
[сыра земля]
Аудиальный перформанс
18+
Режиссер — Полина Кардымон
Вторая глава аудиального перформанса КОРОМЫСЛИ [сыра земля] обращается к экзистенциальным вопросам и обрядам русской традиции. Четыре голоса проведут вас через целую жизнь и ее важные этапы, без страха расскажут и споют о том, о чем не принято говорить. Представьте, что у вас завтра свадьба, а подруги и мать горько плачут и причитают по невесте, как будто вас уже нет. И вы присоединяетесь к этому плачу и прощаетесь со своей прошлой жизнью и прошлой собой. Девушка умерла — родилась жена. Почему, а, главное, зачем в русской традиции человека хоронили три раза за жизнь? Сейчас тема смерти табуирована — мы пытаемся о ней не думать, как будто ее нет, как будто она сама умерла. Мы привыкли загонять страх смерти как можно глубже — туда, где мы сами не сможем его отыскать. Но ведь отрицание и замалчивание только увеличивают ощущение тревожности, и мы не знаем, как самостоятельно с этим справиться. А наши предки знали.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».
Фото из архива театров-участников шоукейса.