Сибирская композиторская организация отметила свое 83-летие двумя концертами

0
323

Концерты авторской музыки сибирских композиторов — корифеев и их младших собратьев — состоялись в Новосибирском музыкальном колледже имени Аскольда Мурова в начале февраля, хотя изначально главный концерт планировалось провести в день рождения сибирской организации.

Фото: «ВКонтакте»
Фото: «ВКонтакте».

Этим днем считается 25 января 1942 года, когда на общем собрании новосибирских музыкантов и эвакуированных из европейских городов России известных композиторов (Георгия Свиридова, Матвея Блантера, Оскара Фельцмана, Владимира Щербачёва) было твердо решено: новому творческому союзу — быть!  Председателем был избран Михаил Невитов. Практически тут же в состав вошли иркутские коллеги. И далее, объединяя на протяжении десятилетий композиторов Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, творческие силы автономных республик — Хакасии, Тувы, Якутии, Бурятии, Сибирская организация Союза композиторов России действовала на обширной территории от Уральских гор до берегов Тихого океана.

СО СК РФ остается самой крупной в Сибири — это более 30 человек, которые живут и работают не только в Новосибирске, но и за пределами региона и даже страны. Их творчество находит слушателей по всему миру, в том числе благодаря конкурсам и фестивалям. Нынешний председатель правления, заступивший на этот пост в 2012 году, заслуженный деятель искусств России Владимир Калужский рассказал, что начало формирования композиторской организации в Новосибирске восходит ко второй половине 1930-х годов. Но официальная дата все же остается прежней.

В процессе подготовки именинного концерта-2025 январь плавно перешел в февраль и как будто случайно остановился на дате 5 февраля. А это день рождения Аскольда Мурова, чье имя носит колледж, одного из основателей Сибирской композиторской школы, возглавлявшего организацию на протяжении 15 лет. И если учитывать, что начавшийся год для колледжа, ровесника Победы, — особый, 80-й, станет понятно, что это не случайность, а закономерность, подчеркнувшая единство новосибирской музыкальной культуры, где традиции сохраняются и развиваются, и лидерство отнюдь не  формально. Музыкальный облик Новосибирска разнообразен, многолик и самобытен, здесь каждый может найти для себя что-то важное, интересное, ощутить магию, волшебство рожденной рядом с нами музыки.

Концерт 5 февраля представил музыку композиторов нескольких поколений. Прежде всего — произведения Аскольда Федоровича Мурова для оркестра русских народных инструментов. Кто-то воспринял их как звуковые иллюстрации к сказочным фильмам Александра Роу, кого-то восхитил концептуализм этих маленьких симфоний, кого-то — глубоко прочувствованный код русской песни. И, возможно, правы те, кто считает, что в этом жанре Муров словно открыл дорогу и многочисленным своим ученикам, также писавших для Русского оркестра, и коллегам.

Как бы то ни было, Оркестру русских народных инструментов НМК имени Мурова, исполнившего эти сочинения, есть, что играть. Например, также прозвучавшие в этом концерте «Семь пьес для русского  оркестра» Юрия Юкечева (автора более чем 300 сочинений, в том числе в сфере электроники, джазовой импровизации и музыкальной фотоновеллы), также полтора десятка лет проведшего на посту председателя Союза.

Фрагменты документального фильма Сергея Кравцова об Аскольде Мурове и других сибирских композиторах добавили концерту визуальных и информативных моментов, а также отделили оркестровую часть от последующей, камерной и театральной, где предстали композиторы уже другого поколения.

Андрей Молчанов, ученик одного из мэтров сибирской музыки — Георгия Иванова, — с чьей «Алкиной песни» начинается история сибирской оперы, продолжил ее своим мюзиклом «Кентервильское привидение», поставленным на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Для концерта в честь 83-й годовщины Сибирской композиторской организации из полсотни  своих произведений в разных жанрах он выбрал «Русские напевы» для кларнета и фортепиано, которые блистательно  исполнили — ярко и вдохновенно «пропели» его консерваторские коллеги: лауреаты международных конкурсов Маргарита Аунс (кларнет) и Алексей Гребенкин (фортепиано).

Пьесу, ставшую обязательной  на одном из международных скрипичных конкурсов — виртуознейшую, острохарактерную «Дымковскую игрушку»  из сюиты «Картинки из глубинки» Елены Демидовой, воспитанницы Юрия Шибанова и Георгия Иванова, и уже педагога консерватории, азартно, артистично, мастерски  сыграли лауреаты международных конкурсов скрипачка Наталья Мальцева и пианистка Валерия Мугатасимова.

Все эти произведения звучат, они не раз исполнены, востребованы. Только на всем известном Транссибирском арт-фестивале в программы входит музыка Андрея Молчанова, Бориса Лисицына, Елены Демидовой, Юрия Ащепкова, Ираиды Сальниковой. В Новосибирске к тому же огромное количество исполнительских ресурсов: музыкальные и драматические театры, консерватория и театральный институт, колледжи, творческие коллективы.

…Но вот на сцене появился композитор, который сам будет представлять свою музыку. Это Андрей Кротов, автор мюзиклов, с успехом идущих в Музыкальном театре нашего города, и не только, в том числе золотомасочных «Римских каникул». Живой композитор — это всегда нечто особенное для публики. Конечно, он вышел не один, его партнерша — солистка Новосибирского музыкального театра Анна Фроколо, она далеко не первый раз исполняет эту музыку — обыгрывает, живет в ней. С десяток, если не больше песен Андрея Кротова из мюзиклов «Слоненок», «Вий», «Римские каникулы» и других завершают концерт в честь дня рождения Сибирской композиторской организации, и уже начнется подготовка к следующим. Грядут 100-летние юбилеи ведущих сибирских композиторов: Георгия Иванова и Аскольда Мурова.

По горячим следам Андрей Кротов пишет в «ВКонтакте»: «В этом 2025 году исполняется 30 лет, как я вступил в Союз композиторов России. А принимал меня туда в 1995 году мой Мастер, Учитель, выдающийся композитор Аскольд Муров. 5 февраля ему бы исполнилось 97 лет. Но его уже 29 лет нет с нами. За эти годы не было ни одного творческого проекта, в работе над которым я бы не вспоминал Аскольда Федоровича. Низкий поклон и спасибо ему за всё!»

***

Не прошло и недели, как в Концертном зале НМК имени Аскольда Мурова вновь звучит музыка сибирских композиторов, на этот раз — юных, некоторые из них только на подступах к профессии: это студенты и выпускники музыкального колледжа, студенты специальной музыкальной школы и консерватории имени Глинки.

10 февраля слушатели знакомились с новейшей музыкой Сибири в программе «Молодые композиторы Новосибирска». Вот здесь были одни открытия и самые первые выходы новой музыки, все говорящей о своих авторах, к публике. Так, о Карине Муль теперь известно, что она танцует с бабочками, бывает в смятении, а приходит в себя в деревне Ключики. Самая молодая участница — первокурсница колледжа София Мирошникова сложила балладу о воине, смело идущем вперед, невзирая на удары судьбы. Юлия Попова вдохновляется древней Русью и создает поэтические колыбельные. Ефим Овсянников (у него, в отличие от всех остальных участников, два педагога: в НСМШ Илья Александров и в НГК Глеб Никулин) воспевает праматерь всех богов Эхе-бурхан из бурятской мифологии. Выпускник колледжа, ныне студент Санкт-Петербургской консерватории Роман Алейников исполняет свою композицию на маримбе. Молодые композиторы импровизируют, пишут джазовые пьесы, сочиняют романсы на стихи Ахматовой, современных поэтов. И эти свежие новейшие опусы с удовольствием исполняют и их сверстники-студенты, и признанные артисты, такие, как, например, Олеся Журавкина из Новосибирской филармонии, или бас Новосибирской оперы Андрей Триллер. Что ж, будем ждать новых встреч с музыкой сибирских авторов.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирская филармония отметила свое 88-летие большим концертом и награждениями

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.