На VIII Международном фестивале фортепианных дуэтов отпраздновали 70-летие заслуженного артиста России, пианиста Геннадия Пыстина.
ЗАДУМЫВАЯСЬ о праздновании 70-летия, заслуженный артист России, лауреат международной премии DUO KODAMA Геннадий Пыстин — один из самых известных и эксцентричных пианистов Новосибирска — решил, что называется, «тряхнуть стариной»: возродить 30 лет назад основанный им и с размахом проводимый фестиваль фортепианных дуэтов. С 1993 года состоялось семь подобных форумов, количество участников-дуэтов, отечественных и зарубежных, из разных уголков планеты уже перевалило за 60.
И вот последняя филармоническая неделя сентября вновь, двадцать лет спустя, анонсировала Международный фестиваль фортепианных дуэтов, восьмой, с подзаголовком «Сибирские ассамблеи». Он состоялся с участием, как и было обещано, восьми дуэтов — разного уровня, разной направленности, но одинаково дорогих сердцу виновника торжества. Два из них прибыли издалека — из Москвы и Минска, остальные — местные, сибирские, возможно, что среди них были и только-только образованные, как раз на подступе к фестивалю.
Готовилось и состоялось блестящее фортепианное шоу, нашел здесь свое место инструментальный театр в разных гранях его проявления, приверженцем которого ярко выступает наш юбиляр. И, конечно, сам рояль проявлял свои бесконечные возможности в музыке разных жанров и эпох.
Открылся фестиваль очень нестандартным образом, а именно: сеансом одновременной игры на восьми роялях. То есть едва ли не восемью дуэтами, играющими одновременно на восьми роялях. Такое количество способных к концертированию инструментов разных возрастов (порой превышающих лета нашего города), причем каждого со своей историей, как, например, рояль легендарной пианистки и педагога Мери Лебензон, находится в бизнес-центре «Лига-Капитал».
Пробный шар был закинут еще летом. 1 июня восемь ведущих пианистов Новосибирска под руководством Дмитрия Карпова впервые провели такой сеанс, исполняя популярную классику и не только. Среди композиторских имен Стравинский, Рубинштейн, Свиридов, Хачатурян, Равель (как же без знаменитого Болеро!), Роджерс, Лавиньяк…
Теперь в дуэтном удвоении проект обрел новые партитуры, новые краски, дополнительную мощь и силу звучания, особый драйв, демонстрируя и пианистическую солидарность, и виртуозное мастерство каждого участника.
На следующий день «дуэтные ассамблеи» переместились в зал имени Арнольда Каца и в противоположность первому компактному вечеру растянулись едва ли не на четыре часа. Собственно, этот вечер вместил в себя два абсолютно не похожих, возможно, и диаметрально противоположных концерта.
Первый отражал жизнь фортепиано, рояля и, соответственно, пианиста, серьезного и вдохновенного, на концертной эстраде. Второй дал волю шуткам, хохмам, домашнему общению с инструментом. Он и был объявлен как специальный гала-концерт «Геннадию Пыстину — 70!»
В ПЕРВОЙ части гости показывали свои программы, демонстрировали свои «изюминки» — собственные переложения для фортепианного дуэта или даже более изысканные композиции на основе музыки не одного, а двух авторов, причем таких несхожих, как, например, Бах и Рахманинов. Этот презент преподнес юбиляру пианист московского дуэта Максим Пурыжинский. У гостей, причем, свои юбилеи — четвертьвековые, и у дуэта минского, и московского — такое совпадение. Не случайно, выходит, именно они стали участниками Восьмых «Сибирских ассамблей».
Но и у наших ансамблей свои юбилейные даты. 35-летие нынче у новосибирского дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских. Они открывали второй вечер с вокальным ансамблем Павла Шаромова «Песнями любви» Брамса. Музыку Брамса также выбрал для своего исполнения дуэт из Минска. Москвичи играли свое переложение знаменитого дуэта Фригии и Спартака из балета Хачатуряна. И хотя вся эта музыка известна, она, конечно, звучала по-новому в авторских переложениях. А что уж точно редко попадает на современную концертную эстраду, так это многоклавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха. Не в каждом концертном зале найдется больше двух роялей, да и тех, кто способен без потерь исполнить виртуозные сольные партии баховских творений. Дуэтный форум как нельзя лучше подходит для этой цели, и он не преминул возможностью представить два шестиручных концерта Баха в содружестве с Филармоническим камерным оркестром п/у Эммануэля Ледюк-Барома (Санкт-Петербург). Участие оркестра в нынешних «Ассамблеях» далеко не случайно, он образовался как раз во время первого дуэтного фестиваля и с самых первых дней живо откликался на все творческие эксперименты, неоднократно выступая с новосибирским дуэтным ансамблем.
В первом из концертов Баха для трех клавиров солировали гости (Ирина Селиванова, Максим Пурыжинский, Наталья Котова-Громова), во втором — новосибирцы, все трое воспитанники класса Мери Лебензон (Дмитрий Карпов, Герман Уколов, Лев Терсков). Завершала первое отделение также музыка Баха, но по-своему услышанная новосибирским композитором Юрием Ащепковым, находившимся в этот вечер в зале. Его тонкое поэтичное переложение известнейшей Ave Maria, как и другие произведения композитора, с особым удовольствием исполняет дуэт Геннадий Пыстин — Дмитрий Карпов.
После антракта зрители попали словно на другой концерт — погрузились в атмосферу того самого инструментального театра, что так любит юбиляр. Хотя и первая, «серьезная» часть программы по большому счету не обошлась без него.
Второе отделение музыкой Александра Цфасмана «Веселый вечер» и «Ожидание» начал дуэт, в свое время много, хорошо, зажигательно игравший ее — дуэт Геннадий Пыстин — Игорь Цыганков, образованный в 1988 году. Этим ансамблем сыграно множество концертов, совершено немало гастрольных поездок.
Фантасмагоричные фото- снимки на экране демонстрируют эксцентричный, ярко театральный, порой даже эпатажный стиль существования музыкантов на концертной сцене. Это в самом деле театр, пусть и инструментальный. Эти два инструменталиста — настоящие артисты, к тому же превосходно играющие на рояле. Яркие эмоциональные выступления этого дуэта всегда вовлекают публику в процесс исполнения. Еще один репертуарный шедевр дуэта — «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке (из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Зазвучали фрагменты сюиты, и вот уже пианисты вскакивают со своих мест у рояля, подбегают к публике, что-то увлеченно рассказывают…
…Что? Трудно понять, но в своей речи на основе текста из спектакля Геннадий Пыстин — король капустников и розыгрышей — ухитряется ввернуть поздравление с днем рождения Сергею Рахманинову, чье 150-летие отмечается в этом году во всем мире.
С 2001 года партнер Геннадия Пыстина по фортепианному дуэту — Дмитрий Карпов, они сыграли множество прекрасных концертов, они идейные вдохновители фестиваля. Для исполнения на этих «ассамблеях» они избрали тоже музыку Шнитке — его «Пушкин-сюиты», сыграв затем свою джазовую версию апрельского «Подснежника» Чайковского из «Времен года».
Но сколько этот вечер выявил, раскрыл потенциальных и реальных партнеров! Это и жена, с которой нежно и проникновенно исполнена музыка Фрэнсиса Лея из кинофильма «Мужчина и женщина», это сын Алексей, известный джазовый пианист, и еще многие соратники и друзья, с которыми, например, так эффектно можно исполнить тайный шифр — «Трилистник» В. -Ф. -Э. Баха, восседая за одним фортепиано с двумя подругами.
А вот еще любимые партнеры по музицированию: превосходный джазовый дуэт — Евгений Серебренников — Игорь Дмитриев, Дмитрий Швецов (ударные), Михаил Муравьев (контрабас). Они уже готовят эффектное завершение вечера, где знаменитый музыкальный энергетик — «Танец с саблями» Хачатуряна прозвучит то ли в 24-ручном исполнении… А еще в продолжение семейной темы — Семейный квартет «Пыстин и его сыновья».
Юбиляр не только объединял родных, единомышленников-музыкантов, он успел подумать и о коллеге своего рояля: вот в его руках уже и аккордеон, а подоспевший ансамбль Павла Шаромова запевает песню крокодила Гены: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…» И, конечно, все зрители в зале прекрасно понимают, почему наш герой веселый такой: он стоит в окружении любимых партнеров по музицированию, как всегда полный новых творческих идей, новых фестивальных замыслов. У любимого рояля — всемогущего, обладающего невероятной способностью притягивать к себе другие инструменты, всевозможных музыкантов и обретать особую глубину в единении, в таком удивительном и многоликом жанре, как фортепианный дуэт.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Михаила АФАНАСЬЕВА