В конце января в городке Кремлен-Бисетр рядом с Парижем в пятый раз прошел фестиваль русской культуры и искусства «Руссенко», в котором приняла участие новосибирская арт-группа «Синие носы».
КРЕМЛЕН-БИСЕТР — огромный район-пригород на юго-западе Парижа, сразу за кольцом периферийных бульваров. Названием обязан, как нетрудно догадаться, Московскому Кремлю — по одной версии, там находился госпиталь для ветеранов войны 1812 года, по другой — там один из бывших наполеоновских воинов открыл заведение под названием «У кремлевского сержанта». Из-за названия, естественно, пригород выбрали местом проведения масштабного фестиваля русской культуры.
За четыре предыдущих года в Кремлен-Бисетре представляли все грани российской культуры — литература (там побывали Сорокин, Улицкая, Шишкин и другие), театр (в прошлом фестивале принимал участие новосибирский «Красный факел, в этом — Воронежский кукольный театр), музыка (наряду с выступлениями поп-артистов в этом году концерт давал Новосибирский академический русский оркестр с программой произведений русских композиторов и русских народных песен), изобразительное искусство. Что характерно, организаторы стремятся представить российское искусство из самых разных регионов, не ограничиваясь Москвой. Им это удается, хотя некий уклон в «этнографичность» (матрешки и балалайки) у фестиваля присутствует. Успех, тем не менее, мероприятие имеет, за четыре предыдущих года его посетили около 20 тысяч человек — число не запредельное, но вполне достойное для Парижа, с его переизбытком культурных событий.
В этом году в программу фестиваля был добавлен раздел «Видеоигры», в рамках которого проходили круглый стол и мастер-классы, а также большой раздел «Гастрономия» — русскую национальную кухню представляли французские и русские шеф-повара, кондитеры (мастер-класс по приготовлению русского торта «Наполеон»), круглый стол-дискуссия на тему сохранения национальных традиций с характерным названием-вопросом «Будущее русской кухни в ее прошлом?» Такое впечатление, что именно этот раздел фестивальной программы и вызвал наибольший интерес — с российской стороны в нем принимали участие кулинары и историки кулинарии Максим Сырников, Ольга Сюткина (одна из авторов книги «Настоящая история русской кухни»), известный кулинарный обозреватель Гелия Певзнер (известная своими обзорами и рецептами в журнале «Огонек»).
В традиционно представительной кинопрограмме фестиваля — в предыдущие годы показывали Германа, Лунгина, Сокурова — в этот раз демонстрировались ленты молодых российских режиссеров, о которых и на родине-то мало кто знает даже из интересующихся современным отечественным кинематографом.
Программа раздела «Визуальное искусство» в этом году тоже была, как и обычно, представительной — Ольга Свиблова и ее Мультимедиа- АртМузей показывали трех фотографов: Анна Складман фотографирует «золотых» детей, в работах Ивана Михайлова показаны женщины разных поколений одной семьи. Тим Паршиков снимает постиндустриальный город Магнитогорск. Еще один фотограф — Александр Гронский — показывал две серии работ о Норильске.
Одним из главных событий «Руссенко-2014» стал круглый стол на тему «Юмор и политика», в котором с российской стороны принимали участие известный карикатурист Сергей Елкин, ведущие пародийного микроблога KermlinRussia Татьяна Романовская и Арсений Бобровский и телеведущая Татьяна Лазарева (тоже новосибирячка, хоть и бывшая). Французы, надо сказать, очень чувствительны к этой теме — у них юмористические и сатирические телепередачи о политике и политиках невероятно популярны и составляют неотъемлемую часть медиапространства. И в разговоре о российских СМИ обязательно возникает вопрос, есть ли на нашем телевидении передача, подобная их Les Guignols de l’info. Наши «Куклы» когда-то взяли за образец именно «Гиньоли» — в переводе «гиньоль» и означает кукольный театр.
Собственно, поэтому особой популярностью пользовалась выставка «Синих носов», у которых эта традиция осмеяния политического и социального идиотизма доведена до совершенства. Новосибирские художники представили в двух залах мэрии Кремлен-Бисетра выставку «Из Сибири с любовью», состоящую в одном зале из их популярных видеороликов и фотографий — в другом. Перед самой мэрией была поставлена очередная инкарнация их инсталляции «Игры разума» — баскетбольные щиты с портретами Ленина, Сталина, Толстого и Достоевского — чтобы каждый желающий мог залудить баскетбольным мячом кому-либо из них. Выставка пользовалась популярностью — и особенно последняя серия «Русские чудовища», где в качестве модели выступает переодетый в богатыря официальный фотограф и участник группы Евгений Иванов. Когда он отправился из гостиницы на открытие выставки в мэрию в полном богатырском «прикиде», дорога, занимающая пять минут, растянулась почти на час — столько было желающих сфотографироваться с ним. Собственно, это и стало толчком для фотосессии, где «русский богатырь» Иванов снят на фоне Триумфальной арки, Эйфелевой башни, скульптуры Майоля в саду Тюильри. В общем, двести лет спустя после казаков Париж был покорен еще раз художниками.
Сергей СМИРНОВ, «Новая Сибирь»