Новосибирский театр оперы и балета продолжает обогащать свой детский репертуар.
СЕГОДНЯ смело можно назвать Малый зал НОВАТа музыкальным театром юного зрителя: накануне Пушкинского дня России НОВАТ представил уже восьмую оперную премьеру, адресованную детской аудитории, открыв новый культурно-просветительский цикл «Пушкиниана». Первым спектаклем проекта стала опера Виктора Плешака «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Автор идеи детских оперных проектов театра — главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев. Он и его команда давно нашли новые, а на самом деле — традиционные, восходящие к русской классике пути к сердцу зрителей всех возрастов. Вячеслав Стародубцев считает, что музыкальный театр для детей требует еще более внимательного и серьезного подхода: «Ведь, в конечном счете, от этого зависит, будет ли у оперы зритель в будущем», и вместе со своей командой в каждом новом спектакле предлагает юному зрителю новые решения и современные подходы. Не скатываясь в назидательность, он обращается к общечеловеческим ценностям через традиции и приемы, которые нам знакомы по лучшей детской музыке, кинофильмам, анимации, литературе советского периода.
Новый спектакль на Малой сцене театра создан по канонам Большой русской оперы: с участием хора, придающего особую масштабность всему действию, в живописных декорациях и исторических костюмах, в которых угадываются былинно-сказочные мотивы и отсылки к творчеству великих русских живописцев. Сама сцена стала в спектакле художественной экспозицией: пушкинские персонажи — Царевна, Королевич Елисей, Зеркало — оживают и выходят из массивных картинных рам в пространство сцены, а рамы над сценой стали динамичной частью декораций. Посредством видеопроекции (режиссер мультимедиа — Вадим Дуленко) по ходу действия в рамах сменяются картины разных жанров — пейзажи, сказочные и исторические сюжеты, натюрморты. Репродукции картин великих русских художников — Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Ивана Шишкина — зрители могут увидеть перед спектаклем и в антракте в галереях Малого зала.
Художником-постановщиком «Сказки о мертвой царевне» выступил Тимур Гуляев. Он рассказывает: «Что касается костюмов, то у нас было две задачи: чтобы они имели в основе крепкий исторический конструктив, но при этом были по-настоящему сказочными. Здесь много росписи по ткани, и мы постарались сделать так, чтобы все было украшено, но без перебора, в меру. К богатырскому снаряжению мы также подошли максимально ответственно. Было перелопачено множество исторических материалов, а сам процесс создания был очень трудоемким. Мы сделали семь доспехов — четыре кольчужных и три панцирных (состоящих из чешуек). Причем для большей зрелищности мы не просто сплели кольчугу из множества колечек, а скомбинировали ее со стальными пластинами — так доспех смотрится богаче, фактурнее.
С плетением кольчуг мы заморочились очень серьезно, стремясь к максимальной достоверности, чтобы весь этот богатырский арсенал не выглядел мультипликационным. С оружием мы тоже серьезно поработали. У наших богатырей в арсенале есть булавы, шестоперы, боевые топоры, мечи, луки со стрелами и обязательно щиты. Мы хотели добиться, чтобы наши доспехи и оружие были еще более «настоящими» чем те, которые выставляются в музеях».
Безусловно, постановщики добились своей цели: на премьере оружие и доспехи (для кольчуг было изготовлено более 50 000 колец!) с горящими глазами изучали не только юные зрители, но и их отцы.
Для артистов оперы Малая сцена — это вызов, здесь, в отличие от Большой сцены, нужны другие актерские приемы, требуется тонкая нюансировка пластики, мимики, ведь любая неточность в камерном пространстве Малой сцены не ускользнет от зрительских глаз. Вот и в новом спектакле у каждого персонажа — свой выразительный пластический рисунок, над которым артисты оперы работали под руководством ассистента режиссера по пластике, хореографа Сергея Захарина.
— В Малом зале прекрасная акустика, но в связи с камерностью этой сцены, здесь артист находится очень близко к зрителю и любой поворот головы, жест виден досконально, конечно, не как на крупном плане в кино, но очень явно, — отмечает Сергей Захарин, — Поэтому пластической выразительности на этой площадке можно достичь минимальными средствами. Но иногда мы прибегаем к более ярким танцевальным моментам, например, в нашем новом спектакле много элементов русского народного танца — это диктуется и музыкой, и пушкинским текстом.
Первый спектакль «Пушкинианы» был интересен и для взрослых, которые с удовольствием повторяли строки любимой сказки: «Царь с Царицею простился, в путь-дорогу снарядился», «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?», «Входят семь богатырей, семь румяных усачей», и, что еще более важно и сложно — для избалованных кинематографом и гаджетами юных зрителей. Особенным удовольствием премьеры было наблюдать, как дети с трудом могли усидеть на местах, увлекаясь событиями на сцене и искренне сопереживая прекрасной Царевне — ее нежный образ в премьерных показах воплотили Юлия Юмаева и Диана Белозор, и отважному королевичу Елисею (Владимир Кучин и Андрей Денисов). Был в спектакле и сам Пушкин — текст сказки читал солист оперной труппы Артем Акимов, перевоплотившийся в великого поэта. Партию Матери-царицы, которая одновременно была говорящим Зеркалом, исполняли Светлана Токарева и Елизавета Целикова, выступившая 5 июня еще и в роли Чернавки, которую 4 июня исполнила Екатерина Марзоева. Семерых богатырей сыграли в премьерных показах Андрей Триллер, Константин Буинов, Евгений Козырев, Руслан Балягов, Роман Верещагин Андрей Исаков, Максим Головачев, Виктор Дитенбир, Алексей Шаповалов. Грозные воины в эффектных доспехах, тонкой мастерской работы наших художников-бутафоров, покорили зрителей молодецкой удалью, боевым духом и разудалой плясовой.
Свое «горение» детским репертуаром Вячеслав Стародубцев смог передать и солистам оперной труппы. Как говорит сам режиссер, среди артистов даже есть творческая конкуренция за партии в детских спектаклях. Постоянных зрителей Новосибирской оперы «Сказка о мертвой царевне» наверняка смогла удивить: сопрано Ольга Колобова, исполняющая партии Турандот, Аиды, и Юлия Шагдурова — Ярославна в «Князе Игоре», Амелия в вердиевском «Бале-маскараде» — предстали в демоническом образе Мачехи. Здесь хочется вспомнить работу артисток в предновогодней премьере оперы «Морозко» — тогда певицы выступили в партии Фроськи, поразив зрителя яркими комедийными красками и выразительными образами.
Музыкальным руководителем постановки и дирижером премьерных спектаклей выступил Эльдар Нагиев.
Сказочную атмосферу спектакля создавало гармоничное сочетание музыки и световой партитуры от художника Сергея Скорнецкого.
Уверены, что «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» ждет долгая и счастливая сценическая жизнь, а в следующем сезоне мы увидим новые спектакли «Пушкинианы» НОВАТа. В планах театра — опера М. Глинки «Руслан и Людмила», адаптированная для юных театралов.
Марина РАДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Алексея ЦИЛЛЕРА и Евгения ИВАНОВА