В Алтайском крае прошел XXVI Шукшинский фестиваль, на этот раз совпавший с 95-летием писателя, режиссера и актера, которому посвящен, а потому юбилей с фестивалем старались провести со всероссийским размахом. И по крайней мере в той части, которая была посвящена документальному кино, это действительно удалось. Уровень конкурсной программы документального кино был необычайно высок, и такой подборке отечественных документалок могли бы позавидовать даже солидные фестивали с большой историей.
Качественная традиционность отличала каждую из работ. Находки, открытия — яркие оригинальные образы действительно давала авторам конкурсных фильмов сама жизнь. А они подчинялись ее повелениям. Иногда получалось совсем безыскусно, как в фильме Алексея Лагерева «Крокодилы. Путь командира», но это только добавляло интереса к картине: «Смотрите-ка, а в наше переусложненное время можно и так». И правды от простоты в фильме не становится меньше, просто это та самая правда, которая до сих пор понятна и близка большинству обычных людей, мнение которых при всей их многочисленности принято аннулировать в угоду процветшей сложности. Так что по сути своей картина Лагерева оказывается вдвойне правдивой, раскрывая нам правду такой, какой ее видят герои картины, и показывая нам через них, как видит происходящее львиная доля нашего народа. А пытаться упрекнуть народ в примитивности его мнения и требовать от него большей неоднозначности и мудрености суждений — значит, просто его оскорбить. Конечно, правда большинства не единственная, и точки зрения спорные, но добавляющие разноголосице мнений объемности нужны, но простую правду о войне добровольных участников этой войны и ее героев это отменить не может.
Короткометражная документалка Дарьи Хреновой «На границе» поделила звание лучшей с «Деревней, что живет во мне» Бориса Спиридонова. И если с близкой и понятной каждому картины Спиридонова под овации начиналась вообще вся конкурсная программа нынешнего Шукшинского фестиваля, то картина Дарьи Хреновой ждала своего часа и оказалась так же патриотична, но далека от однозначности. Красивые длинноты в истории попыток реконструировать вероломно разрушенный памятник подводникам точно отражали сегодняшнее положение дел с вопросами сохранения памяти о нашем героическом прошлом: есть те, кто хочет это делать, но долго и сложно приходится идти им к своей цели, при всей вроде бы очевидной необходимости их деятельности.
Главной картиной и, соответственно, основным призером документальной программы юбилейного фестиваля Шукшина стала лента Владимира Эйснера «Безвременье. Фрески», где он уже в очередной раз с беспощадной яркостью и хлесткостью образов, свойственных его полемичным монтажным ленам о современной России, рассуждает о нашей жизни и ее проблемах.
Ну а параллельно масштабной программе 26-го Шукшинского в Доме ученых новосибирского Академгородка, единственный раз помянутого Шукшиным в его «Печках-лавочках», прошла юбилейная ретроспектива и обсуждение основных фильмов мастера. Самой яркой оказалась, разумеется, встреча зрителей с самой известной картиной актера и режиссера «Калина красная». Сегодня она воспринимается уже менее однозначно, чем раньше. Если когда-то этот суперхит советского проката о роке, в очередной раз преследующем перевоспитавшегося рецидивиста, был принят народом и отвергнут критикой, то сегодня заложенные, пусть и не всегда до конца выраженные в фильме смыслы стали более очевидны.
Самой же запоминающейся по атмосфере оказалась финальная встреча в Доме ученых с героями Шукшина на показе его самого цельного и старательно сделанного фильма «Живет такой парень». Создавали здесь эту атмосферу вокалисты ансамбля «Семёнов день», исполнившие перед фильмом русские народные песни, собранные тогда по алтайским деревням.
Алексей КОЖЕМЯКИН, специально для «Новой Сибири»
Фото Аниты ГОЛУБЕВОЙ
Ранее в «Новой Сибири»:
Книжный фестиваль «На Петровском бульваре» в Бийске. Отзывы и реплики
Форум переводчиков национальных литератур Сибири «Арчилан» подведет итоги работы