«Станция Сибирь» как проект гранд-фестиваля

0
4410

О новом сибирском бардовском проекте рассказывает один из его организаторов, лидер группы «Дети понедельника» Сергей Гребнев. 

ПРОЕКТ «Станция Сибирь», в рамках которого 27 и 28 июня — сначала в концертном зале им. Каца, а затем в парке у «Моря Обского» — пройдет серия концертов, не имеет никакого псевдотуристического налета и станет просто большим культурным  событием.

Представителей этого жанра можно назвать исполнителями авторской песни, а можно назвать любителями поэзии, представляющими публике свои тексты в музыкальном сопровождении. В Новосибирск соберутся авторы со всей страны, а также музыканты, проживающие в ближнем и дальнем зарубежье. Проект получил поддержку губернатора Новосибирской области, в его подготовке активно участвуют Министерство культуры Новосибирской области и подлинные знатоки авторской песни Сергей Алексеев, Леонид Клименко, Анатолий Смеловский и другие.

Сергей Гребнев с гитаристом Евгением Пашковым
Сергей Гребнев с гитаристом Евгением Пашковым

Так называемая авторская песня давно уже стала не только акустической, но и электрической. Ведь, по большому счету, русский рок всегда был родным братом так называемого бардовского движения, или движения авторской песни: ведь все рок-музыканты начинали исполнять свои песни под обычную шестиструнную гитару. Движение это в советское время искало различные выходы в народ — обычно прикрываясь, как фиговым листком, словом «комсомол». Да, под эгидой этого комсомола тогда и придумали большие фестивали авторской песни, которые проводились подальше от города и от греха, а чуть раньше ввели в обиход недели интернациональной солидарности с обязательными тематическими концертами.

В Новосибирске солидарность по-крупному отмечали в единственном районе города — Советском, в академическом городке. Именно там очкастый паренек из Уфы по фамилии Шевчук сипел под гитару песню о свинье, висящей на радуге, а ставшие культовыми Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Майк Науменко и Виктор Цой с акустическими гитарами приезжали в начале восьмидесятых в Новосибирск по приглашению комитета комсомола сельскохозяйственного  института, где они и выступали. Организовывал эти концерты нынешний учредитель и директор 49-го канала Сергей Никитин, именно у него все они тогда и спали на раскладушке — в целях экономии денег на гостиницы.

К туризму все эти музыканты не имели не малейшего отношения, да и меня, признаться, навязчивая  привязка к туристическому движению во многом отпугивала от явления под названием «авторская песня». А когда исчезла монополия государства на идеологию, окончательно исчезли все табу: носить на спине рюкзаки и исполнять переполненные оптимизмом песни уже было никому не нужно.

Новосибирск в свое время засветился не только как один из центров авторской песни, но и как город, создавший этой песне много проблем: вспомним концерты Визбора в Академгородке, Градского в концертном зале. Именно в нашу филармонию после долгих запретов приехал по моему приглашению один из классиков авторской песни Евгений Клячкин — его концерты в декабре 1986 г. были первыми официальными выступлениями маститого автора.

А вот стойких сторонников бард-рока у нас в городе всегда можно было пересчитать по пальцам. Сергей Гребнев и его группа «Дети понедельника» — это редкое исключение, они выжили и до сегодняшнего дня радуют поклонников новыми альбомами. Сергей в реальной жизни — топ-менеджер крупного продовольственного холдинга, что в некотором смысле развязывает ему руки и создает независимость от коммерческих выступлений, позволяет сохранять творческое лицо.

С ним мы знакомы с середины восьмидесятых годов. Но как это часто бывает: тех, кто рядом, мы редко слышим. Тем не менее его песни до меня доходили, я вслушивался в них и находил прожитую и пропущенную через жизнь поэзию, положенную на непростую музыкальную основу. Пожалуй, единственной аналогичной группой для меня стала «Зимовье зверей», горячо любимая популярнейшим российским фантастом Лукьяненко. С той лишь разницей, что уральские поэты и музыканты не проходили через хард-рок, а сразу начали писать свой бард-рок. Плохо это или хорошо, не мне судить.

Выстраивая по хронологии все вышедшие семь альбомов «Детей понедельника», можно наблюдать, как взрослел коллектив, как уходили из песен не свойственные для такой поэзии тяжелые аранжировки. Я прямо нутром чувствовал, как Сергей освобождается от кожи косух, начиная бережно нести вперед чистую поэзию с акустическим сопровождением. Стала ли она лучше? Мой ответ: да.

Мы поговорили с Сергеем о том, как он будет развивать свое творчество дальше, и пришли к выводу, что не стоит совсем забывать о прошлом, иногда хочется развести плечи и встряхнуться. И все же, как мне кажется, ему сейчас ближе не гитары, пропущенные через различные электрические примочки, а струнная группа квартета. Именно она позволит расцветить аранжировками его новые, да и старые песни, выделить ранее едва слышимые эмоциональные нюансы. Совсем недавно Гребнев показал своим знакомым новые 12 песен, которые он собирается включить в восьмой двойной альбом «Детей понедельника» — и именно они окончательно убедили меня в моих размышлениях.

Сергею Гребневу, одному из организаторов фестиваля, я задал несколько вопросов, касающихся проекта «Станция Сибирь».

— Как вы считаете, каково состояние авторской песни в стране и в нашем городе? Сохраняется ли еще жесткое разделение на бардов, исполнителей рока и туристской песни? Или при некоторых различиях это по большому счету одно движение поющих поэтов?

— К великому сожалению, существуют некие цеховые различия, так что нельзя считать, что все грани между этими жанрами стерты сегодня. Авторская песня есть, есть и шансон, в котором много ответвлений — от блатняка до нормального городского романса. Рокеры тоже существуют, они тоже все-таки поющие. Есть и барды, опять-таки. Поэтому, хотя, безусловно, грань стала незаметнее и стенки стали тоньше, но так называемый формат остался.

— Как возникла мысль провести такой фестиваль? Сейчас вот говорят, что, мол, и так ведь проводятся многотысячные фестивали авторской песни. Чем «Станция Сибирь» будет отличаться от тех, что уже существуют и, похоже, и дальше будут проводиться?

— «Станция Сибирь» родилась из идеи проведения большого фестиваля, из поездок и выступлений по фестивалям Сибири. Среди них, безусловно, есть большие проекты, есть небольшие, но нет настоящего гранд-фестиваля — объемом и масштабом сопоставимого с Грушинским. Это раз. А во-вторых, за Уралом достаточно много талантливых авторов и поющих менестрелей, поэтому у нашего проекта главный  акцент на формирование сборной Сибири! Каждый год состав участников будет меняться и лучшие будут направляться на фестивали России, ближнего и дальнего зарубежья! А главная цель фестиваля — популяризация великого русского языка, великой русской поэзии, великого русского романса. И авторской и бардовской песни.

Александр САВИН, специально
для «Новой Сибири»

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.