На VI Транссибирском арт-фестивале состоялась вторая по счету мировая премьера.
СРАЗУ после исполнения «Концерта для виолончели с оркестром № 1 ми бемоль мажор» Дмитрия Шостаковича прекрасным бразильским виолончелистом Антонио Менезесе на сцену вышел художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Он должен был исполнить с оркестром второй четырехчастный концерт для скрипки с оркестром известного современного композитора Александра Раскатова — ведь именно ему эта работа и была посвящена. Отчасти по той причине, что саму идею написания этого концерта предложили Раскатову Вадим Репин и последовательный сторонник современной музыки эстонский дирижер Андрес Мустонен.
Концерт получил свое название «…Ex oriente lux… »/«…с востока свет…» не случайно. Во-первых, премьера состоялась в Новосибирске, что уже отчасти отсылает к Востоку, а во-вторых, есть в этом и культурологический аспект: ведь в сегодняшней Европе огромное количество информации уже начинает приводить к «дезинформации» слушателя. «Я думаю, что Восток как обобщенный способ мышления может внести в развитие музыки ту свежую струю, которой сейчас так не хватает», — поясняет свою концепцию Раскатов.
Ощущение от концерта оказалось устойчивым с нарастающим послевкусием. Он интересен, атмосферен, местами свинговый, местами хулиганский. Ну а как иначе это назвать — когда виолончелисты крутят и вертят свои инструменты, как завзятые музыканты из джаз-бэнда, когда «птицы чирикают, хлопушки хлопают», а Вадим Репин ставит финальную точку в этом музыкальном шоу молодецким свистом прямо внутрь своего инструмента — да так, что слышно даже в зрительском фойе.
Судя по всему, у этого концерта хорошая исполнительская перспектива. А за арт-фестиваль можно порадоваться еще и по той причине, что он развивает важную традицию — каждый год представляет премьеры современных композиторов. За первые несколько лет это — Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдер, Б. Юсупов, а в прошлом году с большим успехом показали свою работу новосибирский композитор Андрей Молчанов и живой классик София Губайдулина.
Завершила вечер Пятая симфония Бетховена. С учетом того, что дирижер Андрес Мустонен помимо увлечения авангардом прослыл самобытным интерпретатором классики, прозвучала она свежо и очень мощно, совершенно удовлетворив и тех зрителей, для которых приход на концерт — событие достаточно редкое: после абсолютно непонятного для них первого отделения первые же такты симфонии Бетховена укрепили их в мысли, что настоящую музыку они все же понимают.
Ну а для постоянных слушателей академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии, который, несмотря на чрезвычайно плотный график, вновь показал высокий исполнительский класс, вчерашний вечер стал очередным глотком свежего воздуха, наполненного прекрасной музыкой.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»