«Театр Надежды Ламановой»: Судьба русского модельера двух эпох

0
1094

Выставка, открывающаяся 22 февраля в главном здании Новосибирского краеведческого музея, рассказывает о жизни и творчестве знаменитого модельера Надежды Ламановой, стоявшей у истоков российской и советской моды XX века.

Портрет Надежды Ламановой работы Валентина Серова (1911)
Портрет Надежды Ламановой работы Валентина Серова (1911)

Надежда Петровна успешно работала и до революции, и при советской власти. В 1898 году ей было даровано звание «Поставщицы Ея Высочества княгини Елизаветы Федоровны», в 1904-м — «Поставщицы Двора Ея Императорского Величества Александры Федоровны». В 20-х годах она разрабатывала многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения, но одновременно занималась проектированием платья в традициях народного русского костюма. В 1919 году бывшую «поставщицу двора» арестовали и только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца освободили. В 1925 году ее серию костюмов, созданную совместно с Верой Мухиной, удостоили гран-при Всемирной выставки в Париже — «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».

Благодаря исключительному таланту и высокому профессионализму работы ее фирмы быстро завоевали признание и приобрели большую известность как среди московской и петербургской элиты, так и в театральном мире, в кругах русской интеллигенции. У нее одевались не только императрица Романова, княгиня Юсупова и коллекционер искусства Носова, но и многие артистки — в том числе знаменитая балерина Кшесинская.  Во времена СССР Ламанова не только конструировала модели для широких масс и жен высокопоставленных чиновников, но и костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова. Выставка познакомит посетителей с работами Ламановой для кино. Можно будет увидеть отрывки видео из фильмов «Александр Невский», «Аэлита» и «Цирк», костюмы для которых создавались в мастерской автора. Представлены реконструкции нарядов из коллекций художника-модельера разных лет, фото оригинальных костюмов, которые примеряют Лиля Брик с сестрой.

В 1901 году Ламанову пригласил в Московский Художественный театр Константин Станиславский, а с 1921 года она сотрудничала с театром Вахтангова. За сорок лет работы на театральных подмостках модельер создала костюмы к пятидесяти постановкам русских и зарубежных авторов. Ей удалось поднять искусство театрального костюма на высочайший уровень и убедить деятелей сцены, что театральный костюм — это неотъемлемый элемент сценического воплощения образа.

О долгих творческих взаимоотношениях Ламановой и Московского Художественного театра расскажут костюмы из коллекции Музея МХАТ, изготовленные модельером по эскизам знаменитых театральных художников Александра Головина, Владимира Дмитриева, а также эскизы костюмов, декораций к спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Школа злословия» и «Анна Каренина». Представлены макеты сценических костюмов, выполненные студентами Школы-студии МХАТ по эскизам Александра Головина.

В разделе, посвященном детству и юности Ламановой, представлены архивные фотографии и аутентичные швейные принадлежности — игольницы, отрезы кружев, нитки и прочее. Следующая часть выставки рассказывает о деятельности Ламановой как портнихи после переезда в Москву. Особенностью этого раздела станет реконструкция-инсталляция мастерской Надежды Петровны.

(0+)

Ранее в «Новой Сибири»:

Фестиваль дизайна в Новосибирске: от «Линии авангарда» до текстильной матрешки

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.