Театр «Старый дом» объявил о сдаче самого известного долгостроя в мире

0
1295

Новосибирский «Старый дом» продолжает реализовывать самые амбициозные проекты — на этот раз в истории человечества. 18 марта в театре пройдет премьера спектакля «Вавилон» в постановке Елизаветы Бондарь. В тандеме с драматургом Екатериной Августеняк известный московский режиссер обещает превратить сцену в зеркало, спровоцировать зрителей на диалог со своим отражением и даже воззвать к древним шумерским богам, которые на время показа станут нашими современниками.

В начале был миф. Или легенда. Или библейское предание. Но совершенно точно речь в нем шла о «городе и башне», которую потомки Ноя, расселившиеся по всей земле, хотели возвести высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Вавилонская башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, однако что-то пошло не так. То ли «сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел», то ли богу не понравилась идея разделить небо с простыми смертными, но господь сошел и расторг все языки, а башню поверг на землю. История, по всей видимости, оказалась столь возмутительной, что до сих пор не забыта и регулярно терпит множество интерпретаций во всех рукотворных жанрах искусства. Вот и новосибирский «Старый дом» решил укрепить дух павшего сооружения своими сценическими материалами и исследовать человеческую природу через оптику вавилонского столпотворения.

В центре строительной площадки окажется искусственный интеллект из проекта «Вавилон», который дерзновенно пытаются запустить герои спектакля. Конечно, внешне они предельно далеко ушли от своих предшественников с южной оконечности древней Месопотамии, перебрались в офисы и сменили сандалии и бахрому на динамичный кэжуал и чего похлеще, но, если капнуть, остались все тем же чудаковатым народцем, который умеет гениально мыслить, широко мечтать и трещит по швам от собственной успешности и амбиций. Так что снять напряжение, возникшее между древними вавилонскими богами и современными земными тварями, которые вновь покусились на Тайное Знание, никак не получится.

«История первого мегаполиса для творческой команды спектакля – один из предлогов для антропологического путешествия в психологические глубины человеческого социума, где со времён вавилонских богов ничего, по большому счёту, не изменилось, — рассказывают создатели спектакля. — Люди потребляют услуги, тщеславно считают себя центром вселенной и живут в информационном пузыре собственных представлений о мире, оставаясь к нему глухим. И неважно, как тебя зовут – богиней Инанной или условной Машей, – от перемены слагаемых ничего в мире не меняется: мы по-прежнему бродим в зеркальных лабиринтах, принимая свои отражения за других людей».

Зная «Старый дом», нетрудно догадаться, что для погружения в глубины вавилонского зиккурата команда нового спектакля не могла быть хоть сколько заинтересована в дословном цитировании мифа. На основе засиженных интерпретациям сюжетных руин драматург Екатерина Августеняк создавала собственное произведение и обжигала кирпич за кирпичом под палящим солнцем репетиций.

«Это в прямом смысле “живой текст”: отдельные сюжетные ходы выписывались во время репетиций – с учётом состояния коллективного психологического поля, которое на них возникало, — рассказывает активно использующий в своем творчестве методы экспериментальной драматургии автор. — Мы корректировали текст, а финал до определённого репетиционного момента был открытым».

Повезет ли строителям вавилонской башни несколько тысячелетий спустя после попытки номер раз, зрители узнают 18 и 19 марта. Режиссер обещает никаких туманов вокруг сдачи объекта в эксплуатацию не напускать, хотя актерской команде, сжившейся в процессе рождения «Вавилона» со своими героями, очень бы хотелось изменить ход событий и, может быть, даже повернуть вспять русло жизни всего человечества. «Работа с командой “Старого дома” идёт очень гладко, но мне кажется, что сейчас начнутся проблемы, — шутит Елизавета Бондарь, закружившая два сезона назад новосибирский театр до «Золотой Маски» в ритме «Танцующей темноте». — Мы дойдём до финала, и какая-то часть труппы обязательно спросит: “Лиза, ну когда будет счастливый и прекрасный финал?”. А я им отвечу: “Какой ещё счастливый финал? Этим людям уже ничем не помочь”».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Полины ДАВЫДЕНКО

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.