Театр «Старый дом» вырыл «Котлован» в Петербурге

0
665

Артисты «Старого дома» стали участниками театрального фестиваля LOFT, который проходил в Санкт-Петербурге и представил в своей афише нашумевшие спектакли из России и стран ближнего зарубежья. Новосибирцы сыграли на сцене Театра на Васильевском спектакль главного режиссера Антона Федорова «Котлован» ‒ этого показа столичная публика ждала с большим нетерпением, раскупив билеты в считанные дни за полтора месяца до показа.

LOFT впервые появился на культурной карте России в 2019 году стараниями петербургского Театра на Васильевском. За архитектурно-интерьерной аббревиатурой фестиваля скрываются вполне театральные реалии ‒ Ленинградский областной фестиваль театров. Впрочем, размах смотра, который нынешней весной вышел на пятый виток развития, простирается далеко за пределами региона. В программе, как утверждают организаторы, лучшие спектакли последних лет, созданные в России и странах ближнего зарубежья. Иноземными гостями LOFT’а стали театральные команды из Узбекистана и Белоруссии, отечество представляли Москва, Санкт-Петербург, Выборг, Лодейное Поле, Омск, Красноярск, Астрахань и Новосибирск.

Фестиваль не конкурсный, а презентационный, с популярным мотивирующим бонусом ‒ режиссерской лабораторией и показом эскизов на публику. В афише LOFT’а нашумевшие спектакли по произведением классиков и тексты современных авторов, созданные как мэтрами, так и молодыми режиссерами. Спектакль «Котлован» новосибирского «Старого дома» ловко вписался в это театральное поле по всем статьям. С одной стороны, фигура Антона Федорова ‒ пожалуй, главного представителя нового поколения российской режиссуры, чьи художественные высказывания далеки от публицистичности и актуальной повестки и все же предельно точно ставят диагноз нам сегодняшним, шокируя на уровне приема и проникая в душу визуально-эмоциональными образами. С другой стороны, более чем удачная попытка прочтения прозы Андрея Платонова вне советского контекста и перевода повести на интеллектуально-рефлексивный театральный язык. И, наконец, яркая труппа, чьи творческие возможности живо интересуют всю страну, но до сих пор не демонстрируют своего предела.

«Театр “Старый дом” стал одним из самых ожидаемых гостей фестиваля LOFT, билеты на наш спектакль были раскуплены за считанные дни, — рассказывает директор новосибирского театра «Старый дом» Татьяна Ильина. —  Самым большим переживанием для дирекции фестиваля была проблема рассадки всех желающих попасть на спектакль. Известный факт, что умная и интеллигентная питерская публика довольно сдержанна на проявление эмоций. Но “Старый дом” на то и “Старый дом”, чтобы ломать стереотипы. Атмосфера в зрительном зале была потрясающей: внимательная тишина и погруженность на протяжении всего спектакля, мгновенные и верные эмоциональные реакции на происходящее и продолжительные очень теплые аплодисменты после финала. Зал встал, что, как говорят организаторы фестиваля, случай исключительный. Мы очень довольны нашими питерскими гастролями, удобная и комфортная для нашего формата площадка основной сцены Театра на Васильевском, артисты и все службы отработали идеально. Планируем и в дальнейшем сотрудничать с фестивалем LOFT».

Впервые побывавший в Петербурге «Котлован» ‒ самая бесспорная премьера прошлого сезона для театра «Старый дом». Дебют Антона Федорова на посту главного режиссера и финальный аккорд минувшего репертуарного года. У спектакля, связавшего воедино смысловые нити повести Платонова с психосоматикой сегодняшнего дня, аншлаговые залы в родных стенах, увесистая, авторитетная и исключительно положительная критика, участие во Всероссийском Пушкинском театральном фестивале (Псков) и Международном Рождественском фестивале искусств (Новосибирск), а также почетное место в лонг-листе «Золотой маски» среди самых заметных премьер России 2022—2023.

«Мы рассказываем некую поэтичную историю о том, что настоящего у нас нет, а есть только манящее, великое и пугающее будущее, — рассказывает режиссер спектакля «Котлован» Антон Федоров. — Мы проживаем всю жизнь в состоянии “нас непременно ждет что-то очень хорошее”, но при этом абсолютно нивелируется твое “здесь и сейчас”. Никто не знает ответа на вопрос: “A как выглядит хорошее настоящее?”, потому что никто не дошел и не дожил до этой точки. Наше сознание постоянно прокручивает картины будущего, чтобы не фиксировать себя в настоящем. Это история о том, где сейчас находится наше сознание, чего мы ждём от жизни и каковы наши цели, когда вдруг сняты все социальные шоры, а человек искренно и честно смотрит в мир?»

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и из архива фестиваля LOFT

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.