«Старый дом» продолжает отстаивать рекордогиннессовское звание «Самого гастролирующего коллектива Новосибирска». Апрель команда драматического театра посвятила Москве и фестивалю «Золотая маска», а май отдала Санкт-Петербургу и Международному театральному фестивалю «Радуга», в основной программе которого представила спектакль «Анна Каренина» ‒ самую громкую премьеру нынешнего сезона в постановке режиссера Андрея Прикотенко, вызвавшую ажиотаж в театральных кругах Северной столицы.
Для режиссера Андрея Прикотенко, урожденного ленинградца, выпускника Санкт-петербургской академии театрального искусства, а ныне главрежа новосибирского «Старого дома», «Анна Каренина» стала третьим из поставленных им спектаклей, которые в разные годы оказались в программе «Радуги». Чуть обширнее история взаимоотношений петербургского фестиваля с новосибирским театром: в совместном активе четыре спектакля, включая привезенную в этом году авторскую интерпретацию романа Льва Толстого. Интерес к работе сибирской труппы удачно наложился на пристальное внимание к работам хорошо знакомого Петербургу режиссера Прикотенко и вылился в аншлаг, к которому так и хочется добавить раздражающий граммар-наци префикс «пере». Пожалуй, воздержимся, хотя факт остается фактом: вместо привычных 160 мест на родной площадке в Новосибирске в Питере спектакль играли для 218 зрителей, согласно официальной справке, и яблоку вокруг несчастливых по-своему семей на сцене буквально негде было упасть.
«Фестиваль идет только семь дней, и спектакли большой формы мы в крайне редких случаях показываем по два раза, потому что нам важно, чтобы каждый день на большой сцене появлялась новая работа, — отметила после единственного петербургского показа «Анны Карениной» исполнительный директор Международного театрального фестиваля «Радуга» Мария Наймарк. — Я очень надеюсь, что все, кто очень хотел посмотреть ваш спектакль, его увидели ‒ стоя, сидя, вися, лежа или из-за угла. Это ли не признак вашей популярности, которая бежит впереди вас? Нам же со своей стороны приятно, что популярность сопровождается достойным уровнем постановки. Даже те, кто смотрел спектакль в самой неудобной позе, был счастлив и получил реальное эстетическое удовлетворение. Спектакль прекрасно встроился в нашу площадку».
Площадка, на которую так удачно взошел подиум «Анны Карениной» в связке с креслами для зрителей, ‒ большая сцена Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева ‒ устроителя театрального фестиваля «Радуга», в двадцать третий раз принимавшего в своих стенах спектакли из разных стран. В этом году свои постановки привезли театры России, Турции, Сербии и Армении, дополнили показы которых творческие встречи, лекции, обсуждения и драматургическая лаборатория.
«Я благодарю фестиваль “Радуга” за возможность показать в моем родном городе то, что мы делаем сейчас с театром “Старый дом” в Новосибирске, — подчеркивает режиссер спектакля «Анна Каренина» Андрей Прикотенко. — Мы с удовольствием всегда приезжаем в Петербург, и мне понравилось, как спектакль встал на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева. Уже на репетициях нам показалось, что спектакль должен пройти хорошо, и все задуманное нами состоится. Наша «Анна Каренина» не сразу сложилась такой, какой представлялась нам. А сейчас у спектакля наступил такой приятный период, когда артисты поймали ощущение того, как должно быть, и держат его ‒ цепко и стабильно. И фестивальные поездки только способствуют этому внутреннему соединению: ведь самое главное, когда ты едешь в другой город и выходишь на новую сцену ‒ встреча со зрителями».
Сверять ощущение по зрителю в разных городах ‒ обязательная глава фестивально-гастрольной жизни. Однако встреча со зрителем в Городе на Неве, с которым так плотно переплелась судьба труппы из Города на Оби, ‒ история особая. В зале не только гости форума и поклонники театрального искусства, но и близкие люди. Друзья, однокурсники, родственники, наставники. «Мне было очень интересно, — рассказывает после показа театральный режиссер и педагог, мастер курса, на котором учился создатель новосибирской «Анны Карениной», Вениамин Фильштинский. — Спектакль большого эпического размаха, своеобразия и сочетательности. Очень большое впечатление на меня произвели режиссура, сценография, костюмы и, конечно, труппа. Она просто замечательная! Какие мастеровитые и интеллигентные артисты. С каким самообладанием и пониманием в любой сцене они работают. Я поражен и пойду домой гордый. Несправедливо, что вы играете этот спектакль один раз. Но приятно, что вы показали его в театре, где я десять лет проработал».
«Анна Каренина» ‒ премьера нынешнего сезона. Первые показы прошли в сентябре в Новосибирске, а первые гастроли случились в апреле в Москве, где парафраз романа Толстого был представлен в рамках внеконкурсной программы премии-фестиваля «Золотая маска». Северная столица стала третьей точкой на карте спектакля «Старого дома», и сложно не заметить в этой смене локаций некий символический флер: ведомые фестивальным движением артисты будто повторяют путь, который проделала главная героиня романа Толстого.
«Приезжая на фестиваль «Золотая маска», всегда испытываешь гиперответственность. Вот и для меня в Москве волнение перекрыло все. И никакого образного мышления в голове не возникло. Задача была просто не упасть на сцене и отыграть свой спектакль, — признается исполнительница роли Анны Карениной, актриса театра «Старый дом» Альбина Лозовая. — В Петербурге, еще в самолете появилось ощущение того, что я лечу в место действия романа. Я буду ходить по улицам, по которым ходила Каренина, буду есть, как Каренина, жить, как Каренина, дышать, как Каренина. И это чувство не отпускало. Да, Анна ‒ трепетная натура. Волнение, рефлексия, постоянная тревога – это ее букет, но мы, наконец, вышли с ней на новый уровень взаимоотношений. У нас были разные времена. Мы не понимали друг друга, будучи очень разными людьми. Но спектакль менялся, реставрировался и в конце концов мы пришли к симбиозу, в котором Анна многое получила от меня. У нас очень интимный спектакль. Но чувства, эмоции, характер и темперамент у Карениной – это я. И сейчас мне с моей героиней очень комфортно».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото ТИМОФЕЯ МАМЛИНА и Василия ВАГИНА