На культурной карте Новосибирской области появился новый театральный фестиваль. На смену нашумевшему «Хаосу», стабильно открывавшему зрителю актуальные формы сценического искусства, пришла притягивающая все лучшее в свою орбиту «Гравитация». Форум сменил название и частично ‒ команду, получил свежее философское наполнение и продолжил курс на ведущие театры современности, работающие в разных художественных и организационных системах: государственных и частных, драматических и пластических, а также связывающих себя с идеями современного искусства.
«Гравитация» ‒ новый фестивальный бренд запущенный новосибирским «Старым домом». С 2019 года театр провел два полномасштабных международных фестиваля «Хаос» с широкой географией мероприятий. За годы работы форум набрал творческую силу и нашел свою нишу, утвердившись в статусе крупнейшего события в сфере культуры не только на региональном, но и на федеральном уровне. Теперь его место заняла «Гравитация», ставшая естественным продолжением хорошо зарекомендовавшей себя фестивальной стратегии.
Автор логотипа «Гравитации» ‒ дизайнер Нино Чагалидзе. Если первые образы фестиваля актуального театра, проходящего на площадке театра «Старый дом», запоминались хаотичными разноцветными элементами, то для выражения нового концепта было выбрано сдержанное и однотонное решение, в котором потенциальные зрители будто наблюдают последние секунды собирания мелких объектов в единую устойчивую геометрическую форму. Это сила притяжения, которую возводит в слоган, идею и modus operandi новый фестиваль, в действии. Таким образом, как полагает команда «Гравитации», реинкарнированный форум остается местом притяжения и вдохновения для театрального сообщества, значимых театральных проектов, зрителей, единомышленников в самом широком смысле, важных и нужных идей.
На фестивале «Гравитация», который пройдет в Новосибирске с 18 по 31 октября 2023 года, будут представлены более десяти знаковых спектаклей со всей России, три из которых театр «Старый дом» привозит в партнерстве с Российской национальной театральной премией и фестивалем «Золотая Маска». Реализация проекта осуществляется при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в рамках Национального проекта «Культура».
В научном смысле, гравитация, как подчеркивают идеологи новорожденного фестиваля, ‒ это сила, притягивающая тела друг к другу. Подобно ей, театр ‒ та же мягкая фундаментальная сила, которая сплачивает и транслирует общечеловеческие ценности, определяя наше содержание. «Фестиваль “Гравитация” – это отбор самых интересных и важных спектаклей современности, которые, несмотря на свою новизну и эстетическую разнообразность, транслируют вечные фундаментальные ценности искусства и человеческого бытия, — рассказывает арт-директор фестиваля Оксана Ефременко. — Форум и в новом формате останется междисциплинарным и ориентированным прежде всего на связь театра и современной философии, гуманитарных, точных и естественных наук, которые дают возможность человеку отрефлексировать свою природу и роль в меняющемся мире. Зрители “Гравитации” – уже не только молодые и готовые к любым экспериментам зрители, но и опытные, искушенные и эстетически зрелые люди. Обновленная команда фестиваля сохраняет преемственность проектов на уровне связи театра и науки, а потому и новое название выбрано из парадигмы академических терминов – гравитация. Это не только сохранит связь между фестивалями, но и даст ощущение, что идея экспериментального “Хаоса” оформилась и сложилась в идею более зрелого в художественном аспекте фестиваля».
Программа первой «Гравитации» складывается из четырех направлений — превью-программа (лекции, прогулки, выставки), пластическое искусство, драматический театр и густонаселенный ивентами событийный ряд. «Важной особенностью афиши 2023 года станет большое количество пластических спектаклей, что восполнит ощутимый в Новосибирске пробел в области современного танца, — поясняет концептуальную задумку директор театра «Старый дом» Татьяна Ильина. — Появление в афише части из них – а именно спектаклей танцевальных компаний Ксении Михеевой и Vasilevadanceco – стало возможным, благодаря фестивалю “Золотая Маска”, который в очередной раз представляет новосибирцам возможность увидеть лучшие театральные события последних лет. Именно в пластических и танцевальных спектаклях, где актеры обращаются к зрителю не с помощью слов, а с помощью движений, и возникает то универсальное взаимодействие между сценой и залом, зримо воплощающее все основные понятия и характеристики нового фестиваля – гравитация, притяжение, взаимодействие».
ДВИЖЕНИЕ, ПЛАСТИКА, ПЕРФОМАНС / В ПАРТНЕРСТВЕ С «ЗОЛОТОЙ МАСКОЙ»
«Последнее чаепитие». Проект Ксении Михеевой, Санкт-Петербург
Сцена – непроницаемый аквариум, сквозь который зритель следит за нелепой и абсурдной жизнью героев. Люди прозябают в этом аквариуме. Кто-то инфантильно прячется за игрушечными человечками, а кто-то за пустыми чаепитиями, за которыми они постоянно ведут пустые разговоры ни о чем. А жизнь в этот момент идет, развивается и трещит по швам. В один момент пространство снаружи взрывается и цепляет их маленький мир. Каждый оказывается на пороге нового и не знает, что с этим делать и как с этим жить. Премия «Золотая Маска» 2021 за «Лучший спектакль в современном танце».
«Место, которого еще не было». Проект Ксении Михеевой и СТД РФ, Санкт-Петербург
С помощью минимальных художественных средств авторы спектакля попытались размышлять о могуществе слова, поиске коммуникации между людьми, о возможности и одновременно невозможности выразить эмоции и о внутренних конфликтах из-за этого. Слова могут сделать людей несчастными, но они же способны вернуть душевный комфорт. Премия «Золотая Маска» 2023 за «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшую работу художника по свету».
«Адам и Ева». Проект «Vasilevadanceco», Санкт-Петербург
Пять номинаций на Премию «Золотая Маска» 2023: современный танец / спектакль, работа балетмейстера-хореографа, работа художника, женская роль, мужская роль. В этой постановке, утверждает автор проекта Ольга Васильева, мне было интересно работать с поиском чувственного движения. Рассказать историю образами. Соединить романтизм и бытовую простую линию. Я ставила перед собой задачу пройти через концепцию, драматургию, опыт и оставить ощущение легкости, наивности, чистоты в исполнении. Мое воображение рисует: кто были эти первые люди? Сколько им было лет? Как они разговаривали? Что они чувствовали? Мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. Мы смертны и знаем об этом, но продолжаем делать, творить, думать, любить, учиться, искать смысл своего существования, предназначения.
ДВИЖЕНИЕ, ПЛАСТИКА, ПЕРФОРМАНС
«Материя» от Context, Diana Vishneva
Что есть бесконечность внутри человека и человек в бесконечном мире? Есть ли душа в этом всепоглощающем движении, которое объединяет людей, место и время? «Материя» существует на разных гранях современности. В ней молодые и яркие хореографы, работающие в разных направлениях современного танца и определяющие тенденции его развития, выбирают для своих высказываний сочинения молодых композиторов, показывающие равноправные лица актуальной музыки. Таким образом «Материя» — разнообразие стилей современного танца, подходов к работе и хореографических языков. Спектакль-путешествие от макровселенной к микровселенной объединяет вопросы времени и связей.
SAK-SOK. MOÑ. Нурбек Батулла, Казань
Перформанс создан хореографом и его командой для «Конкурса молодых хореографов – 2020» под руководством Дианы Вишневой. Сюжетная основа — древний татарский баит о братьях Саке и Соке, которые поссорились из-за наконечника стрелы, были прокляты матерью и превращены в птиц. Но спектакль, конечно, не об этом. Вернее, не только об этом. Сумасшедший рейв и медитация. Каин и Авель. Сотворение мира или столкновение тектонических плит. Интерпретация Нурбека Батуллы далеко выходит за рамки отдельно взятой легенды. Сюжетная схема тает. Стальные нити драматической конструкции обнажены. Минуя десятки слоев условностей, «Sak-Sok» дает смыслы почти непосредственно. Пластическое существование — почти выпрыгивание из тела.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «ГРАВИТАЦИЯ»
«Двенадцатая ночь, или как угодно», У. Шекспир. Режиссер Юрий Муравицкий. Никитинский театр. Воронеж.
Спектакль был представлен на премию «Золотая Маска» в 2022 году в трёх номинациях – «лучший спектакль малой формы», «работа режиссера» и «работа художника по костюмам». Каждая новая сцена здесь может произойти, а может внезапно прерваться, как и наше, по сути, бренное существование. Это удивительно бьющаяся конструкция, перелетающая с места на место в ловких руках жонглеров/актеров. И дико интригующая, начиная с внезапной жеребьевки ролей в начале спектакля и заканчивая последними нотами финальной песни. Зрителя приглашают поучаствовать в игре, и он охотно соглашается, а если вдруг засыпает, будят. Ведь каждая следующая сцена — вызов, выход на игрушечный ринг. Смотреть этот актерский пинг-понг можно бесконечно, пока «Двенадцатая ночь» не будет выучена наизусть. Эдакий ликбез современного театра, притворившегося жутко древним и архаичным.
«Ребенок», Ю. Фоссе. Камерный театр. Режиссер Антон Федоров.
Лауреат Премии «Золотая Маска» в 2023 году в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма». Фоссе – автор, который дает тебе свободу, свободу для поиска и для разговора. Его пьеса «Ребенок» – это коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора – объемный срез жизни. Персонажи пьесы находятся в измененном состоянии сознания, с самого начала. В каждой сцене драматург задает все больше и больше вопросов – только в существующих бытовых обстоятельствах ответы на них найти невозможно. Его персонажи остаются наедине с пустотой, которую пытаются хаотично заполнить. Происходит столкновение с «ничто», и именно здесь возникает особенное пространство, которое располагает к поиску нового, непривычного способа существования как для актера, так и зрителя».
«Саша, привет!», Д. Данилов. Театр Наций. Режиссер Марат Гацалов. Москва.
В основу спектакля лег известный роман-антиутопия писателя Дмитрия Данилова. В главных ролях звёзды российского театра и кино: Игорь Гордин и Наталия Вдовина. В своем спектакле Гацалов следует киношной, сценарной поэтике текста Данилова, нащупывая наилучшую форму для выражения своей мысли. Он укладывает развернутую метафору о переживаемом человеком экзистенциальном кризисе в полупустую комнату, поперек которой скотчем отмечена черная линия – по ней осужденный должен совершать свою прогулку перед расстрелом, по сути, это и есть зримое выражение границы между жизнью и смертью. Сам текст не предполагает однозначной трактовки, оставляя зрителю свободу для размышлений на самых разных уровнях: от соответствия наказания степени общественной опасности преступления до влияния установленных социальных механизмов на личностные отношения между людьми.
«Где ты был так долго, чувак?». Пространство «Внутри». Режиссер Антон Фёдоров. Москва.
Один из самых топовых спектаклей Москвы в 2023 году, неизменно собирающий восторженные зрительские отклики. В главных ролях – звезды российского театра и кино: Роза Хайруллина, Дмитрий Куличков, Наталья Рычкова и Сергей Шайдаков. Режиссер Антон Федоров предлагает театр поломанной логики и почти интуитивной эмоциональной восприимчивости. Федоров разрабатывает свой режиссерский код, декодировать который способны только единомышленники: они и под «Джимми, Джимми, ача, ача» станцуют, и поймут, отчего тоскует Чебурашка. В какой-то момент зритель перестает искать логику, больше не стремится распознать все ингредиенты и довольно быстро начинает получать удовольствие от их неочевидного сочетания.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Возрастное ограничение: 16+
Фото Леши ФОКИНА, а также предоставлены пресс-службой фестиваля «Гравитация»