Едва ли не главная задача декабря — завершить все начатое до наступления следующего года. Однако у театров свои отношения с кармическими заветами, поэтому многие коллективы предпочитают не закрывать, а открывать новые страницы и выпускать премьеры спектаклей, никак не связанные с праздничными забавами, зато с замахом на долгую жизнь в репертуаре. Пока в меню четыре названия, но каждое обещает удивить ингредиентами и подачей.
Первым на декабрьскую тропу премьер выйдет Сибирский камерный театр «13 трамвай» (ул. Д. Ковальчук 179/2), сменивший пару месяцев назад место дислокации. Для молодой команды, образованной незадолго до пандемического локдауна, это не первый переезд. Сначала артисты вынужденно меняли сцены и этажи в Доме Актера, затем покинули центровую локацию и перебралась в Заельцовский район. Лишившись дребезжащего трамвая под окнами, труппа все же осталась верна первоначальному бренду и выпустила первую премьеру, которая создавалась уже под параметры новой площадки. Старт сезону в новых интерьерах задает сатирическая комедия «Очевидцы», режиссером которой стала Дарья Догадова — выпускница НГТИ, регулярно сотрудничающая с труппой «13 трамвая».
В фокусе внимания — пьеса русского драматурга, сатирика и журналиста Бориса Гейера, вошедшего в историю отечественной словесности не только удачным переходом из бухгалтерии в публицистику, «непреодолимым отвращением к театральному шаблону» и «необычайными возможностями», но и нелепой смертью в самом расцвете творческих сил. В архивах Гейера есть городская сценка «Трамвай, маршрут № 27», однако команда «13 трамвая» взялась за менее символичные в нейминге «Воспоминания». Текст написан в 1910 году и по форме представляет шесть вариантов одного происшествия, как о нем вспоминают все его участники. В интерпретации камерного театра зрители станут свидетелями обыкновенного чаепития, которое сначала превращается в мелодраматическое сватовство, но постепенно оборачивается психологическим экспериментом, наглядно доказывающим, что любое событие изменчиво, стоит нам лишь поменять точку зрения. Убедиться в этом можно 4 декабря. Возрастная рекомендация 16+.
16 декабря на малой сцене театра «Красный факел» запланирована премьера мелодрамы «Ромео и Жанетта», рассчитанная на аудиторию 16+. Новую жизнь в пьесу известного французского драматурга Жана Ануя, каботировавшего в своей более чем 50-летней карьере от высокой драмы к абсурдистскому фарсу, вдохнет актер и режиссер Константин Телегин, в прошлых сезонах поставивший в камерном пространстве родного театра два репертуарных бестселлера — «Чудные люди» и «Мы идем смотреть “Чапаева”». Жанрово режиссер останется на успешно освоенной волне мелодрамы, которая на этот раз минует хеппи-энд, но преобразится в настоящий гимн любви.
Пьеса написана в 1945 году и, как нетрудно догадаться из названия, парафразирует великий сюжет Шекспира вместе с не менее великим постулатом: любовь побеждает смерть. Впрочем, никакой кровавой междоусобицы не будет, только неприступные этические принципы и конфликт между разумом и чувством. По сюжету, приехавший знакомиться с семьей будущей жены Юлии Фредерик влюбляется в ее эксцентричную сестру Жанетту и, разумеется, на укрепление отношений этот незапланированный дрейф работает не самым лучшим образом. Молодые люди не в силах бороться со своим чувством, и это переворачивает их жизнь и жизни их близких. Они не могут быть вместе и не могут быть порознь, разум и чувства вступают в неравную борьбу, которая стремительно идет к неумолимой развязке.
Новосибирский музыкальный театр проявил в этом сезоне выдержку настоящего стайера и выпускает первую премьеру в самом конце календарного года. Название, кажется, должно продать билеты само за себя: «Опасные связи» в мюзикловой версии московского композитора Романа Львовича. Сценическую версию популярного французского романа Шодерло де Лакло, побившего рекорды продаж во Франции 18 века и даже приговоренного к уничтожению «за оскорбление нравственности» на одном из особенно крутых поворотов истории, представит режиссер Дмитрий Отяковский — выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, победитель разнокалиберных конкурсов оперных режиссеров и мастер совмещения консервативного жанра с новейшими технологиями. В багаже режиссера и иммерсивные спектакли, и экспериментальные проекты, и исследования цифровой оперы, начиная с внедрения дополненной реальности и заканчивая оперой в компьютерной игре.
В мюзикловом жанре Дмитрий Отяковский скорее новичок. Труппа НМТ до нынешней осени с методом его работы не была знакома, а вот нравы при дворе французских королей и модные безумства высшего света благодаря извилистым тропам репертуарных названий знает не понаслышке. Впрочем, «Опасные связи» на музыкально-театральных подмостках не частый гость, а в изложении композитора Романа Львовича и вовсе прозвучат впервые. Главные герои нового мюзикла — известный сердцеед виконт де Вальмон и виртуозная интриганка маркиза де Мертей. Состязаясь в своих способностях владения человеческими душами, они тасуют людей, как колоду карт, нещадно передергивают и, конечно, обыгрывают свою наивную жертву. Коварство и любовь, доверие и ненависть, нравственность и порок столь тесно и столь опасно соседствуют в сюжете спектакля, что отличить одно от другого порой невозможно. Блестящий светский мир таит в себе смертельную опасность для каждого, кто, утратив бдительность, окажется в позолоченной паутине опасных связей. Оценить силу лживых тенет смогут с 23 декабря зрители от 16 и старше.
Последним в 2022 году премьеру представит новосибирский драматический «Старый дом». И, пожалуй, это будет весьма неожиданный лот в афише. Театр, щедро черпающий из всех уголков мировой литературы — от древних памятников письменности до современных бестселлеров, этой зимой заглянет в неизведанное. Впервые в России зрители увидят сценическое прочтение сборника рассказов Аллы Горбуновой «Конец света, моя любовь». Правда, с легкой руки московского режиссера и автора инсценировки Елены Невежиной спектакль получит другое название — «Тот самый день», но суть от этого не изменится: в «Старом доме» вновь интерпретируют новейшую русскую литературу, которая вышла из недр поэтического андеграунда и буквально «порвала» мейнстрим своей нездешней проходкой и космическим обаянием. В своих намагниченной реальностью 1990-х — 2000-х годов историях поэт, а теперь и прозаик Алла Горбунова выводит героиню, в которой каждый если не узнает себя, то непременно угадывает автора. Насколько эти домыслы релевантны, трудно судить. Рассказчик хитер, в определенном смысле ненадежен и возбуждает интерес мерцающими смыслами, точно блуждающими болотными огоньками. Гиблое место оборачивается то раем, то адом и вдруг выруливает туда, где дачное детство, отпетая юность, фантасмагорический мир снов, странные чувства, наивная данность и немножко животворящего макабра. Премьера запланирована на 28 декабря.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ, Евгения НИКИТЕНКО и из архивов театров