В Новосибирске стартовал Фестиваль актуального театра «Гравитация», взявший на себя миссию знакомства зрителей с лучшими образцами современного сценического искусства. Насколько задача оказалась выполнима, покажут итоги форума, пока же организаторы фонтанируют идеями, рвут новостную повестку и свято верят в терапевтическую силу театра.
Для города созданный театром «Старый дом» фестиваль «Гравитация» ‒ знакомый незнакомец. С одной стороны, третий по счету. С другой стороны, явленный Новосибирску впервые. Впрочем, некоторое двоемирие, отражающееся в образной парадигме художественного мира фестиваля, вполне объяснимо: за новым брендом, который нынешней осенью зовет новосибирцев в космические дали актуального театра, стоит старый добрый «Хаос», адаптированный сегодняшней командой «Старого дома» к изменениям творческого рынка, аудитории и представлений о прекрасном. Трансформация произошла добровольно, безболезненно и по вполне естественным причинам, поэтому организаторы, запустив другую историю, сохранили за собой прежнюю веру в волшебную силу искусства и жажду информации, которая передается адептам «Гравитации» не только как свежее знание, но и как очевидное удовольствие. Имя этим большим и маленьким театральным радостям октябрьского фестиваля ‒ легион.
Навигация по «Гравитации» устроена хитро и сложно. Отказавшись от привычного «Хаосу» формата превью-программы, рассредотачивающей события фестиваля во времени и пространстве, нынешний форум собрал все жанры, локации и форматы в одной точке. А это ‒ нон-стоп действие, начинающееся с утренних прогулок с актерами, где любой желающий может «почувствовать себя внутри жизни другого человека» ‒ посидеть в любимой кофейне Софьи Васильевой или пройтись по маршруту Александра Шарафутдинова, и заканчивающееся бурными ночными afterparty, которые правят музыканты и аудиовизуальные художники с манким призывом «чилить, медитировать, танцевать, наслаждаться космическим звуком и видеорядом».
Магистральное направление «Гравитации» ‒ показ драматических и пластических спектаклей от ведущих российских театров и независимых театральных компаний. «Не бывает театров взаимоисключающих друг друга. Есть смыслы, которые пересекаются», — утверждают организаторы, зашивая в две фестивальные недели разные виды сценического искусства: драму, на которую новосибирские зрители расхватывают билеты в первые дни продаж, и театр движения, к которому публика не приучена и до сих пор, увы, воспринимает как загадочное и инородное явление. Но именно яркая мультижанровая программа отвечает за фестивальное реноме и станет тем крючком, за которым в следующие годы наверняка последуют поклонники.
Открыли «Гравитацию» устроители фестиваля. Артисты «Старого дома» сыграли «Котлован» ‒ первый спектакль, поставленный Антоном Федоровым на посту главного режиссера театра. «Была удивительная атмосфера, потрясающий зал, реагирующая на каждый нюанс, интонацию и реплику публика, — рассказывает директор Фестиваля актуального театра «Гравитация» Татьяна Ильина. — Потом было продолжительное атмосферное обсуждение спектакля. Чувствовалось, что зрителей задело, зацепило. Душевный получился разговор. Сложилось ощущение прекрасного, очень теплого, очень легкого старта. Дай бог, также весело полетим дальше».
Гастрольную программу фестиваля запустил спектакль «Идиот» петербургского театра «Приют комедианта», вытаскивающий из плотной канвы романа Достоевского нити для нового питерского сюжета. Режиссер «сна в трех действиях», семикратно номинированного в этом году на премию «Золотая Маска», ‒ Петр Шерешевский ‒ хорошо знаком новосибирским зрителям по спектаклям, поставленным в «Красном факеле». Сейчас в репертуаре идет его «Тайм-аут», где используется схожий «Идиоту» прием соединения театра и кино, когда зритель не только ловит невооруженным глазом стандартный общий план, но и видит крупные планы, которые выводятся в режиме онлайн на экран.
«Совершенно несложно приехать в Новосибирск, когда здесь нас ждут такие друзья, — отмечает художественный руководитель театра «Приют комедианта» Виктор Минков. — Раньше фестиваль назывался “Хаос” теперь “Гравитация”. Два года назад мы играли на сцене “Красного факела” мюзикл “Дорогой мистер Смит”, четыре года назад привозили в “Старый дом»” “Преступление и наказание” Константина Богомолова. В этом году показываем спектакль “Идиот” ‒ хэдлайнер сезона, в котором занята классная команда опытных мастеров и молодых, но уже известных артистов. В Петербурге этот спектакль идет с аншлагами. Но, нужно понимать, что это не совсем Достоевский. Режиссер написал потрясающую пьесу, которая максимально приближена к сегодняшнему дню. Несмотря на время, в котором мы живем, я абсолютно уверен, что у творца должна быть некая свобода в реализации своих замыслов».
Пересекает главное театральное действие просветительский контент, складывающийся из самых разнокалиберных встреч с филологами, историками, философами, психотерапевтами и театроведами. Так, показ петербургской версии романа «Идиот» дополнила лекция доктора филологических наук Юрия Шатина, раскрывающая сценический потенциал романа Достоевского, умение писателя воплощать в диалогах суть художественного произведения. А накануне дня, фокус которого будет сосредоточен на театре движения, танцевальный критик и историк Тата Боева расскажет, как при помощи тела в разные времена справлялись с болью ‒ и почему именно современный танец можно считать выразителем личных и общественных болевых точек.
Театральный критик Марина Шимадина в своей лекции расскажет, как современный театр реагирует на окружающую реальность и находит новые смыслы своего существования: ведь в сложные времена он становится местом силы и соборности, где можно размышлять о том, что волнует всех. Театровед Анастасия Паукер в свою очередь исследует «Театр на грани нервного срыва», расставив реперные точки на кризисных для театра эпохах ‒ от античных войн и средневековой эпидемии чумы до Третьего рейха и французского бунта 1968 года.
Двойной сплошной сквозь стремительно летящие спектакли (в общей сложности заявлено 14 театральных проектов из разных городов России) проходит фестивальный продакшн. На «Гравитации» за это отвечает лаборатория, курируют которую хореограф, танцовщик и перформер из Казани Нурбек Батулла, драматург Дина Сафина и музыкант Ислам Валеев. Участниками эксперимента становятся актеры театра «Старый дом». Им предстоит в четыре дня создать и представить зрителям полноценное пластическое высказывание.
«Нурбек со своей командой делает у нас лабораторию, а итоговый показ и зрительское обсуждение покажут, каких ребята достигнут результатов. Возможно, эта работа со временем перерастет в спектакль, — поясняет директор фестиваля «Гравитация» Татьяна Ильина. — Лично мне было приятно, что Нурбек, увидев наших артистов на сцене, сказал: “Мастера здесь не только мы”».
Еще один опыт погружения в фестивальную реальность случился в рамках пластического спектакля «Я танцую, пока ты смотришь на меня» театральной компании «немхат». Действо было заявлено как экспериментальный балет, где нет поставленной хореографии, но есть человек, траектория его тела и потребность в движении. Для участия организаторы заранее пригласили шесть новосибирцев, которые вышли на сцену вместе с профессиональными перформерами и танцевали под любимые треки, стремясь трансформировать свой персональный опыт в честный Я-разговор и зримую коммуникацию со зрителями.
Впереди у новорожденной «Гравитации» десять дней, за которые фестивалю предстоит впервые встретить Театр Наций, увидеть воронежскую версию романа «Господа Головлевы» от Никитинского театра, познакомиться со спектаклями Антона Федорова, поставленными далеко за пределами Новосибирска, посетить мастер-класс танцовщицы Любавы Белько по импровизации и созданию спонтанной хореографии, узнать себя в многоликой «Материи» вместе с фестивалем современной хореографии Context Дианы Вишневой и попробовать на вкус читку с погружением в роман «Свидетельства обитания» Дениса Безносова.
«Для меня наша читка — попытка вместе со зрителями и актёрами разобраться не только в сложном и цепляющем языке романа Безносова, но и в происходящем. Это просьба о любви, о здоровой эмпатии, просьба повернуться друг к другу, посмотреть в глаза и увидеть нашу схожесть», — рассказывает режиссер читки Джемма Аветисян.
Подробности и рефлексии на каждый прожитый фестивальной командой день регулярно выкладываются в соцсетях. И это отдельное представление, в котором интеллигентные голоса программной дирекции пересекаются с безбашенными персонажами, решающими задачи попадания в топ зрительского внимания и новостные ленты популярных сайтов. Поэтому всем, кому не хватает высокого искусства, могут присоединиться и поймать хайп. Финал 31 октября.
(16+)
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Василия ВАГИНА, Виктора ДМИТРИЕВА, Ильнара САЛАХИЕВА