Театральный сезон в экстремальном режиме

0
1492

Газета «Новая Сибирь» рассказывает о том, что произошло в жизни новосибирских театров в уходящем году. 

Самый странный год в культурной жизни Новосибирска подходит к концу, и «Новая Сибирь» по традиции подводит итоги театральных свершений и потерь, которыми ознаменовался 2020-й. Главным событием, обусловившем все произошедшее, стал, конечно, ковид. Сложная эпидемиологическая обстановка нарушила все планы без исключения. К тому же впервые понятие «онлайн» стало не элементом дополненной реальности и делом добровольным, но объективной данностью и едва ли не единственной формой взаимодействия с публикой.

Петерс. Фото Виктора Дмитриева
Петерс. Фото Виктора Дмитриева

Со второй половины марта и вплоть до сентября театры города оказались в незавидном положении, когда распоряжением правительства Новосибирской области было строжайше запрещено не только проводить какие-либо мероприятия на зрителя, но и элементарно репетировать в очном режиме. Чтобы логично вписаться в новые условия, театральные команды города, вынуждены были заморозить выпуск премьер и ежедневный прокат спектаклей, и перейти в пространство интернета, где трудились кто во что горазд, лишь бы оставаться в профессии и информационном поле. Освоить виртуальное пространство удалось с переменным успехом, но изобретательности театрального сообщества можно было позавидовать. Театры пополняли медиатеки редкими записями, проводили прямые эфиры и творческие встречи, записывали радиоспектакли, участвовали в заочных фестивалях, читали детям книги по телефону, снимали клипы, предлагали мастер-классы, организовывали благотворительные марафоны в поддержку медиков и даже умудрялись вручать корпоративные премии в формате видеоконференций.

Заметим, все это без профессионального оборудования и дотаций. Лепили из того, что было, что называется, буквально на коленке, и иногда результат превосходил ожидания. Например, клип Новосибирского музыкального театра «Фуета», в котором артисты выделывали антраша на грядках и признавались в любви балету из собственных квартир, облетел рунет резвым галопом и, наверняка, стал для многих поклонников труппы ярким примером преодоления уныния и депрессии в сложившихся обстоятельствах. А в недрах театра «Старый дом» созрел первый в истории области цифровой спектакль под названием «Домой». Его создатели предложили обладателям смартфонов и тому подобных гаджетов прогуляться по Новосибирску (ногами или виртуально) маршрутом Янки Дягилевой. Послушать песни легенды сибирского панк-рока, узнать интересные факты биографии и обнаружить (это уже суровая реальность непредсказуемо вторглась), что дом, где Янка прожила всю свою сознательную жизнь, обнесен глухим забором, который сегодня может означать все, что угодно.

Самой больной точкой исковиженного года стали премьеры. Отнюдь не всем театрам подошел для репетиций Zoom (да и о существовании платформы многие коллективы узнали на изоляции впервые), а те труппы, что выжали из него все возможное, в один прекрасный момент столкнулись с тем, что, сколько видеосвязью не пользуйся, а без личного контакта спектакль на сцене не выпустишь. В итоге осенью город наблюдал как плановые премьеры, так и названия, которые должны были выйти еще весной.

Веселая вдова. Фото Дарьи Жбановой
Веселая вдова. Фото Дарьи Жбановой

Театр «Красный факел» один за одним выпустил два монументальных полнометражных полотна на большой сцене: «Дело» по пьесе Сухово-Кобылина в постановке Дмитрия Егорова и «Карьера Артуро Уи» — спектакль Глеба Черепанова по политической параболе Бертольта Брехта. В первом случае речь идет о беспощадной бюрократической машине, которая веками выдавливает из человека человеческое и, несмотря на смену времен и декораций, продолжает развивать бурную деятельность и множить преступления против личности. Во втором случае, на повестке дня оказывается откровенная и кровавая история восхождения «дьявола», читай — диктатора. В изощренном сюмболоне капустных трестов, акций, займов, разорившихся пароходств, непостроенных причалов и бандитских разборок третьесортный гангстеришка выпрастывается из кокона, расправляет крылья и при всеобщем молчаливом невмешательстве принимается топить мир в крови. Объединяет спектакли тот печальный факт, что обе истории удивительным образом резонирует с сегодняшним днем и порождают неконтролируемое поле зрительских ассоциаций. Явленный градус безумия настолько высок, что к новому году «Красный факел» даст зрителю перевести дух и выпустит музыкальную премьеру «Безумный день Фигаро». Пьесу Бомарше в духе нашего времени реинтерпретирует режиссер Денис Азаров, в начале декабря выпустивший премьеру на сцене «Старого дома» и умудрившийся за время новосибирского вояжа стать главным художественным руководителем московского Театра Романа Виктюка.

Что же касается премьеры в «Старом доме», то спектакль Дениса Азарова и драматурга Ольги Никифоровой «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» также рождался в продолжительных судорогах ковида, ни раз менял концепцию, жанр, модальность и физическое выражение и в итоге вырос в незатейливый и немного печальный разговор о любви на фоне города и людях, которые так похожи в своих любовях и разлуках, что зритель легко узнает в персонажах самого себя. И все же главным спектаклем сезона для открытой к эксперименту труппы стал «Петерс» в постановке главного режиссера театра Андрея Прикотенко. Скромный по объему рассказ Татьяны Толстой художественный лидер «Старого дома» превратил в параллельную вселенную, где находит себе пристанище все видимое, невидимое и даже трудно представляемое. В центре огромного жизненного шара оказывается маленькая «сострадательная» фигура, тихий мечтатель и фантазер, рохля и «дундук эндокринологический», который жаждет влиться в эту «прекрасную, прекрасную, прекрасную» жизнь, но так и не решается «купить лотерейный билетик». За него это успешно делает творческая команда, превращая до безобразия скучную биографию неудачника в бесконечный калейдоскоп смыслов и мыслей, где случайные сплетения оказываются мозаикой логических событий, неповторимость — иллюзией, а лабиринт препятствий — вполне себе судьбой.

«Первый театр» в уходящем году, оправдывая немного хулиганский статус молодежного, не только с головой окунулся в эксперименты, отправив своих зрителей по «Грибы» вместе с новосибирским режиссером Полиной Кардымон, что сулит весьма пикантный опыт встречи с новой пьесой, но и показал фигу в кармане всем продавцам и покупателям счастья в спектакле Александра Андреяшкина «Теория счастья и свободы (практика неудачников)».

Чайка_по имени...Фото Виктора Дмитриева
Чайка_по имени...Фото Виктора Дмитриева

Перед новым годом зрителей от шестнадцати лет ожидает экшн-антиутопия (что это такое, даже страшно представить) под названием «Неzнайка. Лунный эпизод». Режиссер Павел Южаков и драматург Екатерина Гилева кардинально переформатируют известную повесть Носова и отправят коротышку в канареечных штанах на планету, где его ждет тюрьма, предательство и общество, жаждущее денег и власти. Если на Луну лететь страшно, то можно посмотреть выпущенные в октябре «Мультики» режиссера Георгия Суркова, где все тоже самое только приправлено советским кичем и образцово крышесносным сюром от Михаила Елизарова.

Театр «Глобус» пережил в этом году, пожалуй, самую знаковую перемену. 91-й сезон еще один новосибирский молодежный театр встретил с новым старым директором Татьяной Людмилиной, инициировавшей глубокой осенью экстренное проведение двух театральных фестивалей и пообещавшей во второй половине сезона премьеру мюзикла «Cabaret» («Кабаре»). Для театра это продолжение «традиции выпуска легендарных бродвейских мюзиклов на сцене “Глобуса”», а для публики новый опыт знакомства с режиссером Алексеем Франдетти.

Первую половину нынешнего сезона театр реализовывал планы, сверстанные еще предыдущим руководителем, и выпустил три спектакля — крепкую документалку о женщинах в тыловом Новосибирске во время Великой Отечественной войны («Танго морген, танго пли», режиссер — Анастасия Патлай), ориентированный на тинэйджеров «Доклад о медузе» (и здесь хочется отдать должное режиссеру Ольге Обрезановой: у молодого постановщика пока не получается соблюсти энергетический баланс и справиться с сюжетными объемами литературной основы, зато выходит первой взять в работу прозаические тексты, которые делают биографию и без сомнений отвечают запросам современного юного зрителя) и пластическую версию повести Ричарда Баха «Чайка по имени…» в исполнении артистов Студии пластики.

Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева пережил за время пандемии очередную перезагрузку труппы, кажется, сдвинул с места вопрос с реконструкцией кинотеатра «Пионер», куда авторскому театру завещано переехать через несколько лет, если, конечно, у здания вновь появятся крыша и внутренние интерьеры, и выпустил две премьеры. В декабре художественный руководитель коллектива вместе со своей ученицей Анастасией Неупокоевой представил «винтажную комедию» «Три невесты старика Чмутина» по пьесе Александра Галина «Ретро», в пространстве которой звездам театра удается, как говорится, оторваться по полной, — и для поклонников ГДТ это самый любимый и самый ценный «аттракцион». А в сентябре еще один ученик мастера — Олег Лукашов — живописал «Приключения Айболита и его друзей», произведя на свет очередной среднестатистический костюмированный спектакль с фонограммами и самопродаваемым названием.

Новосибирский музыкальный театр перенес премьеру детского мюзикла, что, конечно, печально, но приобрел шоу-кабаре по мотивам легендарных мюзиклов «Огни большого города» (режиссер — Светлана Цирюк), где труппа с переменным успехом осваивает мюзикловую хореографию и уж точно покоряет новые для себя вокальные вершины, и неувядающую классику. Оперетта Франца Легара «Веселая вдова» взошла на сцену экс-музкомедии в пятый раз (режиссер версии 2020 — Владимир Подгородинский), примерила на свои хрупкие плечики новое либретто и имеет все шансы стать самым визуально эффектным решением мирового шедевра в истории новосибирского театра.
Однако все это обретения. Случились в уходящем году и потери. Пожалуй, самая серьезная неудача постигла театральные юбилеи. Академический театр «Красный факел» готовился вместе со зрителями разменять свое второе столетие и подготовил к круглой дате спектакль «Мой „Красный факел”» в постановке главного режиссера Тимофея Кулябина. Из-за эпидемиологических всплесков, лишивших широкую публику и важных гостей возможности почтить юбиляра своим присутствием, премьера трижды переносилась, пока окончательно не нашла себе место в афише 2021 года. А в рамках юбилейного года театру пришлось ограничиться запуском подземного перехода, тематическим кинофестивалем (трансляция видеозаписей спектаклей на большой экране) и выпуском документальной ленты, что тоже немало и потребовало серьезных ресурсных вложений.

Обошелся без юбилейного вечера и Молодежный театр «Глобус». Свое 90-летие труппа планировала отметить live-программой под названием «Без десяти сто», сведя на одной сцене историю, современность, музыку, песни, капустник, а также судьбы людей, которые служили, служат и будут служить театральному искусству. Реализовать замысел не удалось по понятным причинам. Возможно, весной тему поднимут вновь, однако, готов ли новосибирский зритель к двукратному увеличению потока культурной информации — вопрос серьезный и открытый. Пока театры с трудом продают в большие залы и обусловленные ограничениями 50 процентов билетов. Изменится ли ситуация кардинально к марту-апрелю — не ясно.

Остались зрители 2020-го и без «Парадиза». Главную, потому как единственную, профессиональную театральную премию Новосибирска благоразумно решили не вручать, ибо перекопанный ковидом год не позволил городским театрам реализовать премьерные планы сезона и наполовину. И, бросься организаторы афишей на амбразуру, сформировать даже видимость конкурентноспособной среды, увы, бы не получилось. Предполагается, что выпущенные еще до локдауна премьеры войдут в конкурсную программу следующего сезона, однако и в этом театральное комьюнити города терзают некоторые сомнения, ибо внутреннему устройству «Парадиза» требуются перемены, а финансовой помощи и продюсерских амбиций на это пока не находится.

Весьма скромной в уходящем 2020-м оказалась фестивальная история театрального Новосибирска и без того сосредоточенная более на нечетном годе. Весной править бал предполагалось «Ново-Сибирскому транзиту» — одному из самых атмосферных и стратегически важных для театров Сибири, Урала и Дальнего востока форумов. Оргкомитет успел презентовать афишу из 18 названий, сформировать солидную судейскую коллегию и даже пообещать всем выход в открытый космос, однако запуск космического корабля перенесли на май 2021-го. Директор фестиваля Александр Кулябин искренне надеется, что календарный сбой не помешает реализовать планы в задуманном объеме, а команда готова работать на полную катушку, чтобы в 2022 году провести еще один фестиваль — в заложенное первоначальным графиком время. Но пока до планового витка дойдет дело, внеплановому фестивальному туру придется составить конкуренцию россыпи театральных форумов, которые на законных основаниях ждут своей очереди и лучших времен, — фестиваль театров кукол «Перекресток», Международный фестиваль актуального театра «Хаос», Рождественский фестиваль искусств ect.

Впрочем, нескольким фестивалям удалось свершиться и без всяких планов и графиков. «Старый дом», «Первый театр» и «Красный факел» объединили усилия для проекта «Внезапно», в рамках которого поговорили об интерпретации классики и новой литературе на примере новосибирских постановочных тенденций, а театр «Глобус» провел ориентированные на профессиональную антрепризу «Новосибирские сезоны». В истории города эти истории вряд ли оставят глубокий след, но тяжелую осень своим движением скрасили, за что почтение и благодарность: собрать зрительные залы в эти дни и увлечь своими идеями — почти что подвиг.

Случились и фестивально-гастрольные выезды. Новосибирский областной театр кукол не только выпустил на стационаре трогательную и атмосферную премьеру из жизни собачей под названием «Собака Пес» (режиссер — Ролан Боннин), но и принял участие в онлайн-фестивале «Соломенный жаворонок в сети», а также успел побывать на гастролях в Костроме. «Первый театр» взял главные призы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург). И, наконец, «Красный факел», посетил культурные столицы, присовокупив к своим сокровищам «Золотую маску»: показ спектакля «Дети солнца» в Москве проходил под эгидой конкурсной программы Всероссийской театральной премии-фестиваля и принес лауреатство заслуженному артисту России Андрею Черных. Через неделю после объявления результатов «Золотой маски 2020» оргкомитет главной театральной премии страны объявил лауреатов следующего сезона, и в номинантах оказались Новосибирский музыкальный театр (рок-мюзикл «Фома», девять номинаций) и «Старый дом» (драма «Идиот», одиннадцать номинаций) — шикарный послевкусие сложносочиненного сезона и уж точно та самая история, у которой будет продолжение.

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.