В июне драматические театры Новосибирска завершили театральный сезон и ушли в долгожданный летний отпуск. Однако первые планы на следующий репертуарный год уже появились и сулят зрителям любопытные перспективы. Если кратко, то у публики появится веский аргумент в пользу того, чтобы перечитать классику, вспомнить о «молодежной фантастике» и по-новому взглянуть на жанр исторического анекдота.
Главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый планирует обновить репертуар следующего сезона спектаклем «Генерал и его семья» по мотивам исторического романа Тимура Кибирова. Премьера на малой сцене назначена на 9 сентября. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Творческая команда спектакля обещает лирическую и вместе с тем бурлескную, изящную и ерническую, историко-документальную и одновременно вымышленную историю с вечным сюжетом на тему отцов и детей.
Действие происходит в 1970-е годы. Генерал-майор Василий Иванович Бочажок, командир военного гарнизона городка Шулешма-5, воодушевлен приездом любимой дочери Анны. Жизнь его давно налажена: карьера блестяща, быт устроен, а вера в советские идеалы непоколебима. Однако, несмотря на этот железобетонный фундамент, встреча двух поколений одной семьи становится началом больших перемен и ведет к поиску нового пути, а, значит, выбору, поступку и принятию. Генерала сыграет заслуженный артист России Илья Паньков, а в роли его дочери выступит дебютантка нынешнего сезона – Анастасия Белинская. Жанр спектакля режиссер трактует как анекдот, но не в общепринятом пародийном понимании этого слова.
«Наш герой – генерал-майор Василий Бочажок – великий человек, — признается Алексей Крикливый. — Так складываются обстоятельства, что он вдруг, неожиданно для себя, начинает идти против системы. Человек, получивший от государства звание, блага, единственный начальник в маленьком военном городке вдруг делает свой выбор. И этим поступком он совершает подвиг во имя счастья дочери и внука. Безусловно, герой понимает, на что идет: вся его прежняя жизнь, вера, все, к чему он шел и за что боролся, – перечеркнуты безвозвратно. Автор мощно «льет на эту мельницу», вплетая в сюжет и документальные, и выдуманные истории. Бочажок – персонаж вымышленный, конечно. Но он собран из ткани большой любви. И как любопытно наблюдать за эволюцией отношения автора к своему герою – от жесткой иронии в начале до безусловной любви в конце».
«Старый дом» на исходе сезона приступил к репетициям спектакля «Анна Каренина». Роман Льва Толстого, как известно, необъятен в плане тем, сюжетов и героев. И для того, чтобы приспособить его к драматической сцене, нужно как минимум сделать инсценировку. В случае спектакля на площадке «Старого дома» художественный лидер театра Андрей Прикотенко идет дальше. Он выступает не только режиссером, но и автором текста и создает на основе романа самостоятельное произведение, как было с «Гамлетом» Шекспира и «Идиотом» Достоевского. Новая «Анна Каренина» не только интерпретирует сюжет с точки зрения современности, но обещает открыть зрителям удивительные моменты прочтения. Режиссер перенесет действие в другое время, сократит список действующих лиц и придумает ход, который сделает главную проблему героини — невозможность расторжения брака — вновь актуальной и неразрешимой.
«Текст переписан, то есть со Львом Николаевичем мы решили поступить также, как поступили с Федором Михайловичем, — признается режиссер спектакля «Анна Каренина» Андрей Прикотенко. — Не знаю, что из этого получится, но репетируют артисты очень интересно. Необычным образом будет решено и пространство. Вы опять увидите «Старый дом» таким, каким его еще никогда прежде не видели. Мы в буквальном и переносном смысле развернем историю по-новому. Весь роман построен вокруг сюжета, которого нет в нашей сегодняшней жизни, – нерасторжимости официальных брачных связей. Отсюда и все возникающие на пути главных героев сложности. Но у нас возникла по этому поводу некая идея. Мы переносим действие не в настоящее, а в будущее время, и обнаруживаем очень важные обстоятельства, связанные с брачным законом».
Витающие в театральном воздухе флюиды толстовской героини привлекли внимание не только творческой команды «Старого дома». Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева стал одним из получателей грантов Правительства Российской Федерации на реализацию творческих проектов в 2021 году. Для участия в конкурсном отборе было подано 203 заявки от театральных и 89 заявок от музыкальных коллективов и организаций. Новосибирский театр заинтересовал экспертный совет своим спектаклем-дилогией «Анна» и «Левин» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Режиссером выступит Сергей Афанасьев. Премьера должна состояться в ноябре. По задумке, это будет два самостоятельных спектакля, объединенных общим художественным решением. Каждый из них будет исследовать свою сюжетную линию, поэтому главные герои из одного полотна станут второстепенными персонажами в другом. В первом спектакле в фокусе режиссерского внимания окажутся Анна Каренина и Алексей Вронский, во втором – Кити Щербацкая и Константин Левин. Скорее всего спектакли будут играться в один вечер, вступая между собой в живой диалог.
«Первый театр» планирует открыть 14-ый в своей истории сезон в августе, а к пополнению репертуарной копилки приступит уже в сентябре. Стартовым названием станет «Парень из преисподней» братьев Стругацких. Это будет совместная работа с театральным проектом «Детки и предки». Поставит произведение культовых советских писателей режиссер Петр Зубарев, знакомый поклонникам молодежного театра по спектаклю «Леля и Минька». Художественное оформление осуществит Александра Ковальская (Санкт-Петербург). «С одной стороны, Стругацкие — наши великие классики, с другой, их произведения редко идут на сцене, — поясняет выбор литературной основы главный режиссер «Первого театра» Павел Южаков. — Мы остановили внимание на фантастической повести для детей старшего возраста, в которой рассказывается о юном жителе планеты, где долгое время идет война и господствует милитаристская идеология».
Театр «Красный факел» перед тем, как закрыть 101-й сезон и отправиться на гастроли в Нижний Новгород, объявил о начале работ над двумя осенними премьерами. Большую сцену в сентябре ждет «Невозможное чудо» – так называется новая пьеса донецкого драматурга Алексея Куралеха, уже знакомого зрителям театра по спектаклю «Перемирие». А сотворит это чудо не менее известный в «Красном факеле» режиссер Владимир Золотарь. Спектакль получит название «Достоевский. Miracle Impossible». В сценографии будущей постановки художник спектакля Наталья Зубович соединила лаконичность черно-белого павильона с буйством красок в духе немецкого экспрессионизма. Эскизы костюмов приближены к стилю XIX века, в котором и происходит действие. Центральными персонажами спектакля станут Федор Михайлович Достоевский и вторая супруга писателя и мать его детей Анна Григорьевна Сниткина. Как обещают в «Красном факеле», быт, муки творчества, болезнь, отношения с близкими и другие аспекты жизни великого писателя зрители увидят глазами его любящей жены.
«Не только бессмертные произведения – сама личность Федора Достоевского уже давно превратилась в интереснейший предмет для художественного осмысления, — гласит анонс. — Мучительные поиски Бога, отголоски каторжного прошлого, усмирение внутренних бесов, болезненное переживание неудач, размолвки с близкими, приступы падучей и, наконец, смерть детей – ему выпал путь, полный испытаний, опорой в котором стала родная и любящая душа. Пьеса Алексея Куралеха, основанная на дневниках и воспоминаниях второй жены и преданной помощницы Достоевского – Анны Сниткиной – предлагает взглянуть на биографию писателя с непривычного ракурса. Через частную историю знаменитой супружеской пары режиссер Владимир Золотарь исследует темы жизни с гением и жертвенной любви. Ведь быть женой великого творца – это не только гордиться, но и терпеть, не только восторгаться, но и страдать, не только вдохновлять, но и спасать. И еще сотни разных «но» – которые, однако, не в силах перечеркнуть абсолютное, всепрощающее, поистине искупительное чувство».
Юлия ЩЕТКОВА.
Фото Тимофея МАМЛИНА и из архивов театров.