Новосибирские театры предпочитают отдыху работу и строят масштабные фестивальные планы на лето. Театр кукол попытается покорить Казань, познакомив жителей Татарстана с горячей сибирской версией популярной ирландской пьесы. Лаборатория современного искусства заглянет в детство графа Толстого и сделает из этого флешбэка далеко идущие художественные выводы, а молодежный театр «Глобус» откровенно расскажет соседнему Красноярску о том, как даже в самых мирных сферах жизни прорастают семена фашизма.
Первым к чужим фестивальным берегам отправится Областной театр кукол. На днях труппа из Новосибирска переберется в Казань, где с 21 по 28 июня пройдёт IV Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest». Форум, стремящийся представить все многообразие кукольного жанра в постановках для детей и взрослых, проводится в столице республики Татарстан с 2013 года. Режим работы «Шомбай-fest» ‒ биеннале. За это время в гостях у казанских зрителей успели побывать более 50 театров из разных регионов страны, а играть им пришлось не только на обычных сценических подмостках, но и под открытым небом, поскольку фестиваль традиционно уделяет большое внимание уличной программе.
В этом году в «Шомбай-fest» примут участие 14 театров кукол из России и Беларуси. Команды, работающие в разных системах, техниках и направлениях, покажут зрителям 18 спектаклей. Каждое выступление оценят члены жюри, в состав которого войдут ведущие театральные критики России. Новосибирские артисты сыграют на казанской земле свою недавнюю «взрослую» премьеру ‒ спектакль «Королева красоты из Линейна» ‒ первую и пока единственную кукольную интерпретацию популярной пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха. «В “Королеве красоты” мы видим отношения 40-летней дочери и ее 70-летней матери, — рассказывает режиссер спектакля Эльмира Куриленко. — Отношения сложные. И история из тех, с которыми все так или иначе сталкиваются: старики, старея, становятся обузой, навязчиво лезут в личную жизнь, препятствуют счастью, а давно взрослые дети больше не хотят играть роль детей. Таких ситуаций в жизни много. И хочешь не хочешь, мы их в спектаклях Макдонаха узнаем».
В июле фестивальную эстафету у кукольников примет Лаборатория современного искусства. Команда молодого новосибирского режиссера Полины Кардымон отправится в Тульскую область, где с 8 по 10 июля в музее-усадьбе «Ясная Поляна» пройдёт Шестой театральный фестиваль «Толстой», посвященный спектаклям по текстам Льва Толстого. В этом году магистральной темой именного смотра станет «Детство». Выбор устроители аргументируют двумя юбилейными датами: 170-летие со дня публикации одноимённой повести, дебютной для будущего классика, и 160 лет со дня венчания Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Фестиваль «Толстой» имеет сложное внутреннее устройство. В афише ‒ променады, мастер-классы, обширная детская и музыкальная программа, опен-эйр-показы спектаклей и специальные проекты, созданные в рамках резиденции «Сила слова», куда, собственно, и была приглашена творческая группа режиссера и художницы Полины Кардымон. Резидентам лаборатории современного искусства предстояло продолжить исследование народной песенной традиции в ее диалоге с современностью и выпустить третью главу аудиального перформанса «КОРОМЫСЛИ».
Первая глава «КОРОМЫСЛЕЙ» — колыбельные, свадебные, погребальные фольклорные песни, разложенные на несколько голосов. Вторая глава аудиального перформанса, номинированная в прошлом году на премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент», обращается к экзистенциальным вопросам и обрядам русской традиции. Третья часть перформанса изучает понятие детства в русской традиции, какие песни пели тогда, как обращались с ребенком и что происходит с ним после семи лет. Это работа не о Толстом, а о крестьянском народе и его традициях и обрядах. Именно через песни, полагают перформеры, дети развивали когнитивные способности, открывали реальность, узнавали свое тело, а через игры — усваивали свои гендерные и социальные роли.
Если верить синопсису, создатели перформанса обращаются к фольклору и возможности его существования в современности, а также продолжают толстовскую традицию интереса к народу и народной культуре, ощутимую в Ясной поляне. Не говоря напрямую о Толстом, они пытаются говорить, как Толстой, или, точнее, — о том, что было для него важно.
В «Ясной Поляне», где в дни фестиваля будут представлены все главы аудиального перформанса «КОРОМЫСЛИ», команда Полины Кардымон оказалась задолго до старта публичной программы. Чтобы глубже погрузиться в мир Льва Толстого и создать свой новый спектакль, творческая группа изучала архивы, взаимодействовала с работниками музея и общалась с семьей писателя. «Я убеждена, что разнообразие современного российского театра создает независимый сектор, — полагает куратор резиденций «Сила слова», театральный менеджер и продюсер Евгения Петровская. — На резиденцию мы пригласили несколько независимых команд из Москвы и регионов. Это те, кто создает разнообразие современного российского театра. Мы пытаемся отойти от классической театральной формы “сцена–зал” и сделать так, чтобы усадебное пространство и зрители были не сторонними наблюдателями, а соавторами театрального проекта».
В августе фестивальная лихорадка охватит театр «Глобус». Мюзикл Cabaret в режиссуре Алексея Франдетти примет участие в IV Фестивале театра юного зрителя «Язык мира», который пройдет в Красноярске с 19 по 31 августа. Для новосибирской версии знаменитого мюзикла Джона Кандера ‒ это будет первый фестивальный вояж, хотя прошлом году спектакль, не выезжая за пределы родной площадки, стал лауреатом фестивалей «Парадиз» и «Музыкальное сердце театра».
Фестиваль «Язык мира» — один из главных проектов Красноярского ТЮЗа. Программа форума ориентирована на спектакли для семейной и молодёжной аудитории разных жанров: от драмы и мистерии до оперы и мюзикла. Зрители увидят самые резонансные спектакли театров из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Новосибирска и будут не без азарта следить за очаровательной Салли Боуллс и другими обитателями кабаре «Кит-кэт», которые предаются безудержному веселью в то время, как на мир надвигается глобальная катастрофа.
«Перед нами концепт-мюзикл, сложносочиненная пьеса, где есть и линейное повествование, и номера-комментарии, — рассказывает о своем видении Cabaret режиссер-постановщик Алексей Франдетти. — Но, несмотря на всю визуальную красоту, обилие перьев, лампочек и страз, это не совсем легковесный спектакль. Мюзикл — это вообще не всегда весело и забавно. Зачастую в нем говорится понятным языком о сложных и непонятных вещах. Для нас Cabaret ‒ именно такой мюзикл. Это история тревожного времени зарождения фашизма, разобщенности людей и их чрезмерной слепоты перед последствиями своих действий».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Александры БОГОМОЛОВОЙ и Юрия БОГОМАЗА