ТЕМА ГОДА: Русский академический оркестр отдает дань памяти Владимиру Гусеву

0
175

Имя Владимира Гусева известно каждому, для кого народное искусство, национальная музыкальная культура не пустой звук. Вся его жизнь, все многочисленные дела и обязанности были направлены на ее сохранение, развитие, приумножение. Более полувека он был связан неразрывными узами с Русским академическим оркестром, который, собственно, при нем и обрел такое яркое энергичное имя взамен невыразительного Оркестра русских народных инструментов. Да и звание «академический» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, которое носят всего четыре коллектива страны (три из них, понятно, столичные), было присвоено оркестру благодаря ему. И переход из системы Гостелерадио в семью Новосибирской филармонии свершился именно благодаря воле и энергии Владимира Поликарпович. Так что добрая половина истории Русского академического оркестра, стоящего на пороге 100-летия, создавалась во-многом талантом и умениями его художественного руководителя и главного дирижера.

Фото: ВКонтакте
Фото: ВКонтакте

Наверное, не будет преувеличением сказать, что практически все выступления оркестра  в этот нелегкий год посвящались ушедшему лидеру, были овеянывоспоминаниями о наставнике, не говоря уже о прямых посвящениях и приобщениях. Так VI Международный фестиваль оркестрови ансамблей народных инструментов, проходивший в  апреле 2024-го в Новосибирске, носил посвящение Владимиру Гусеву, которому и был обязан своим появлением на свет. Впервые за всю десятилетнюю историю он проходил без своего основателя, ключевой фигуры в мире оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.

Каждый из концертов неизменно был обращен к личности, мастерству, таланту выдающегося музыканта. Практически для всех участников форума главным источником вдохновения была возможность совместного музицирования с Русским академическим оркестром, радость сотворчества. Как сказал один из гостей фестиваля: «Приехать в Новосибирск, этот центр народного творчества, высокой,подлинной оркестровой игры, — уже счастье».

Сегодня оркестр возглавляет прекрасный дирижер Рустам Дильмухаметов, начинавший путь в профессию в классе профессора Гусева. Есть и еще один дирижер, также выросший внутри коллектива — Владимир Ефимов. Под их руководством выступает оркестр в документальном фильме «Осиротевший» (ОТС LIV), презентация которого прошла в филармоническом концертном зале 14 декабря, в годовщину ухода из жизни Владимира Гусева.

В этой ленте оркестр удивляет зрителей своими необычными локациями: играет на высоте птичьего полета, восседая на крыше филармонии, в парке «Арена», на Монументе славы и даже под башнями технопарка, создавая уникальную атмосферу. Значительная часть фильма рассказывает о 1960–1980-х годах, когда коллектив был на пике популярности, приподнимает завесу над некоторымиее секретами. Картина включает интервью, съемки выступлений оркестра на радио и телевидении, знакомит с его удивительной историей, формами и методами работы, с уникальной библиотекой, моментами создания новых произведений, а главное — говорит  о царящем здесь духе творчества.К примеру, домбрист и композитор из Москвы Александр Цыганков рассказывает, как рождались заново, как по новому звучали в оркестре его сочинения. «Вместе с партнерами устроили первое за 20 лет выступление музыкантов в прямом эфире на телевидении, и эти кадры тоже вошли в фильм», — комментирует режиссер проекта Ирина Белкина.

Премьера фильма о Владимире Поликарповиче Гусеве и Русском академическом оркестре в зале филармонии была дополнена концертом,  которыйтеперь уже не в «киношном», а в живом звучании раскрыл командный и сольный мощный артистический потенциал коллектива, представил его солистов и основные группы инструментов. Звучала русская классика, начиная с великого Глинки, она сменялась произведениями современных авторов, в том числе и сибирских. «Вечорошный пляс» Владимира Лямкина завершал концерт, а в точке золотого сечения оказалась совсем недавно написанная нашим земляком, композитором Григорием Зайцевым пьеса «У русла ледяной Оби», посвященная Гусеву.

После премьерного показа фильм «Осиротевший» трижды демонстрировался с режиссерским представлением и обсуждениями со зрителями в Центре культуры и отдыха «Победа» в рамках кинофестиваля «Герои и смыслы». Осиротел ведь не только оркестр, но и Новосибирская филармония, культура Новосибирской области и всей России. Масштаб легендарной личности Владимира Гусеваневозможно переоценить. С этим именем связана целая эпоха в истории культуры всей нашей большой страны.

Каким был последний год без Гусева для его родного коллектива, рассказывает концертмейстер оркестра, народный артист России балалаечник Андрей Гуревич.

— Практически у всех музыкантов оркестра, я это знаю, у всех до сих пор некий шок. Понятно, что оркестр работает, продолжает традиции, заложенные нашим маэстро. У оркестра достаточно активная жизнь, большое количество концертов. Успешно прошли наши гастроли на Урале: в Челябинске и Екатеринбурге, большое количество проектов здесь, и детский абонемент хорошо у нас проходит. То есть оркестр работает, активно и, надо сказать, продуктивно. Но при всем этом, конечно, нам не хватает его. Можно смело, без преувеличения назвать его великим музыкантом, ведь как до сих пор как симфонический оркестр называют «кацевским», так и при жизни Владимира Поликарповича наш оркестр назывался «гусевским». И до сих пор его называют именно так, и это правильно. Вот не хватает его не только как музыканта, а и как человека — очень порядочного, доброго, открытого, душевного, веселого, да, он очень дружил с юмором. Не хватает его именно не только как музыканта, но и как человека, и это ощущает весь оркестр.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

ТЕМА ГОДА: Возвращение Кехмана и триумфы Стародубцева

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.