Тиражированная графика, ставшая искусством

0
1649

В художественном музее начала работу выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе», на которой представлены плакаты немого кино и театральные плакаты из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 

ВЛАДИМИР Владимирович Маяковский, хоть и был назначен лучшим и талантливейшим поэтом эпохи, в отношении плаката все-таки не совсем прав, говоря про его «шершавый язык». Ведь плакат — не просто самостоятельный вид изобразительного искусства, это явление, которое нами до конца не понято и не прочувствовано. Ведь когда мы видим старый плакат, в нас не просто так просыпается что-то радостное и доброе, словно мы вспоминаем забытый детский сон.

То, что сейчас со всеми нами происходит, некоторые люди сравнивают с чумой. Рушатся экономики целых стран, рвутся многолетние связи, ломается привычный уклад жизни… И вот именно в это время Государственный музей истории Санкт-Петербурга отправляет в Новосибирск уникальную выставку «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе». И открытие этой выставки в Новосибирском государственном художественном музее — маленькая победа над коронавирусом, наглядно демонстрирующая, что «мирная» жизнь не просто налаживается или продолжается, а что жизнь непременно должна рано или поздно победить.

Куратор выставки Мария Терехова, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, поясняет, что  сотрудничество с Новосибирском продолжается достаточно давно, и она очень рада, что в этом году, несмотря на сложную ситуацию в стране, все же удалось привезти большую коллекцию и выставить ее в залах художественного музея.

— Выставка состоит из двух частей — киноплакат и театральный плакат. С одной стороны, материал, конечно, разноплановый, но с другой — все это тиражированная графика со своим визуальным языком, который помогает понять общую стилистику эпохи. Вот сейчас мы находимся в зале с театральными плакатами 60-х-70-х годов — это было время расцвета ленинградской плакатной школы, считавшейся ведущей в стране. И в лучших своих проявлениях работа художников достигала уровня пусть своеобразного (прикладного и специфического), но искусства.

Часто путают такие понятия, как плакат и афиша. Тут все просто: у афиши чисто шрифтовое решение, тогда как плакат — это синтетический продукт. Принцип размещения работ по залам у нас не хронологический, а тематический, соответствующий тем принципам, по которым строится схема плаката и формируется его язык, — это связано и с определенными стилистическими тенденциями. Театральные плакаты представлены работами, сделанными начиная с 50-х годов и заканчивая перестройкой.

Самые ранние киноплакаты у нас представлены периодом Первой мировой и Гражданской войны, ценность у них у всех совершенно разная. Но если на театральный плакат мы смотрим в первую очередь как на произведение графического искусства, то киноплакат (особенно ранний) очень ценен тем, что это очень важный исторический источник. Основная часть всех этих фильмов не сохранилась, и плакат оказался единственным оставшимся вещественным свидетельством эпохи. И это важно и интересно не только для киноведов.

Кому-то может показаться, что в киноплакатах времен оттепели и в 70-е годы присутствовало заимствование с западных образцов, но на самом деле, я думаю, это объясняется существованием какого-то единого эстетического пространства. Несмотря на все барьеры, возникала общая графическая мода: ведь плакат крайне восприимчив и чуток к новым веяниям, он реагирует гораздо быстрее, чем даже само кино. Поэтому и оттепель в плакате началась раньше, чем ее почувствовала более инертная кинематография. В этот период и произошло освобождение от всевозможных монументальных форм, пластический язык графики стал более свободным.

Плакатный язык вообще очень подвижен, поэтому яркие графические тенденции особенно заметно проявлялись в работах 70-х годов, когда была очень популярна эстетика такого, можно сказать, гиперреализма, который как раз начал входить в моду. Здесь очень заметна и тенденция к использованию «кислотной» психоделической эстетики, соответствующей духу времени, — некоторые плакаты выглядят по цветам и шрифтам как настоящая квинтэссенция эпохи.

А один из плакатов середины 50-х годов висит здесь на видном месте не благодаря своим художественным достоинствам, а по той причине, что его можно считать некой точкой отсчета — глядя на него, можно понять, как быстро все в стране изменилось.

Отдельный зал у нас посвящен Николаю Павловичу Акимову, театральному режиссеру, портретисту и книжному графику. Он выступил настоящим связующим звеном между театром и плакатом, а также смог объединить художников, появившихся во времена оттепели со «старой» графической культурой, — благодаря художественному очарованию своих работ.

Можно заметить, что на выставке отсутствуют плакаты конца 30-х годов и периода Отечественной войны: этот период оказался настоящим провалом — графический уровень художников того периода был очень низким, и хотя их произведения остаются своеобразным документом, художественной ценности все это не представляет. Совершенно неинтересны шаблонная перерисовка кинокадров, выверенная бутафорская идеологизированная эстетика.

Зато в период Первой мировой войны государству было явно не до гражданской цензуры — в те годы появилось огромное количество фильмов, которые успевали снимать буквально за один день. Соответственно, и киноплакатов было огромное множество. А снимали тогда в тех же жанрах, что и сейчас: хоррор, приключения, эротику. Разумеется, в экспозиции присутствуют два плаката к фильмам, в которых снималась звезда немого кино Вера Холодная.

***

Принципиальное свойство плаката — его демократичность. Он должен информировать и привлекать внимание прохожих. Советский (и прежде всего ленинградский) театральный плакат со времен хрущевской оттепели до перестройки — яркое явление графической культуры и дизайна. Возможно, советский театральный плакат в его лучших образцах был самым массовым живым искусством в городской среде.

Выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» проходит в рамках реализации национального проекта «Культура» и объединяет два блока с разным материалом — плакатами немого кино второй половины 1910-х и театральными плакатами 1950—1980-х годов. Показанные вместе, они дают возможность осознать зрелищный плакат как цельное культурное явление, при всей огромной специфике отдельных его видов. В экспозиции представлены работы ведущих художников ленинградской школы театрального плаката — Н. П. Акимова, О. А. Биантовской, М. А. Гордона, И. А. Иванова, Г. П. Корбут, Г. А. Кузова, В. К. Кундышева и других.

Сергей ТИХАНОВ, Петр ГАРМОНЕИСТОВ, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.