«Транссиб-2023»: Рахманинов ничуть не потеснил Чайковского

0
1386

В Новосибирске юбилейный Транссибирский арт-фестиваль завершился непредсказуемыми премьерами. 

События юбилейного Транссибирского арт-фестиваля в Новосибирске завершились совершенно эксклюзивными выступлениями. Симфоническая музыка соседствовала с камерной, с джазом и этникой, музыкально-поэтические вечера выстраивали своеобразную арку даже к балету… Ориентацию на самое высокое качество подтверждали топовые исполнители и исполняемая музыка: старые знакомые перемешивались с новыми именами, признанные ожидаемые шедевры — с буквально только что рожденными произведениями, премьерами новой музыки. Не говоря уже об образовательных программах — мастер-классах именитых музыкантов и педагогов.

«Транссиб» проводился силами нескольких сотен участников из шести стран, хотя, несомненно, как все это десятилетие, главным базовым его коллективом был Новосибирский академический симфонический оркестр, и главным персонажем, как водится, — основатель и художественный руководитель фестиваля Вадим Репин, выступивший в доброй половине состоявшихся в зале имени Арнольда Каца концертов.

Результативная концепция фестиваля, соединившего Запад и Восток, налаживающего многоходовые связи, позволила ему выстоять, даже когда музы вынужденно замолкли, и лишь одинокие фигуры появлялись на сценах пустых залов.

Композиторы-трагики и Дух трагедии

В этом году фестиваль отметил 150-летие Сергея Рахманинова, часто именуемого «самым русским композитором», в двух концертах звучала его музыка разных лет: в концерте открытия и специальном «Гала-Рахманинов», вышедшем в день рождения композитора 1 апреля. Два пианиста высочайшего класса (куда ж без них в юбилей величайшего пианиста-композитора) — Вадим Руденко, дважды лауреат конкурса имени Чайковского, и приехавший из Швейцарии экстравагантный Константин Лифшиц, уже в пятый раз фестиваливший в Новосибирске, исполняли соответственно Рапсодию на тему Паганини и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, представляя каждый «своего Рахманинова». В содружестве с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Димитриса Ботиниса.

Лифшиц, поразивший однажды фестивальную публику особым «беллетристичным» исполнением баховских циклов с тончайшей проработкой каждой детали, на этот раз сыграл полный драматизма и ностальгии по безвозвратно утраченному концерт Рахманинова, предполагающий и мощь звучания, и бесконечное дыхание, и кульминации, от которых щемит сердце. Вызвал восторги одной части публики и, возможно, разочарование другой, не совпавшей с чувствами исполнителя. В ответ на аплодисменты он продолжил свой диалог с композитором, сыграл необычный «бис» — пару лирических срединных вариаций из рахманиновского цикла «Вариации на тему Коррелли».

Финал Гала-концерта — «Симфонические танцы», последний опус Рахманинова 1940 года — пронизанный, как и Рапсодия на тему Паганини, средневековой секвенцией Dies irae (День гнева, символ смерти) в интерпретации дебютанта фестиваля — главного дирижера Новосибирского филармонического оркестра — с акцентом на словно застывшую навсегда красоту и нереальность танца, заставлял вспомнить эталонное исполнение этой музыки Арнольдом Кацем.

***

Пусть и не юбиляр, но еще один трагик — всегда ожидаемый и принимаемый с восторгом Чайковский — присутствовал в пяти из 19 программ. Его Пятая симфония прозвучала дважды в Новосибирске и Бердске, сначала в исполнении Новосибирского симфонического оркестра под управлением Димитриса Ботиниса, затем — Московского государственного симфонического оркестра, дирижер Иван Рудин.

Закрывала фестиваль Четвертая симфония Чайковского, которую выбрал для своей программы молодой дирижер из Венесуэлы Мануэль Лопес-Гомес — он впервые, так уж вышло, продирижировал русской музыкой в России.

— Музыка Чайковского была в моей жизни еще с детства, — признается дирижер и высказывает слова благодарности в адрес оркестра. — Я счастлив выступать с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, это прекрасный коллектив, очень гибкий, музыканты постоянно ищут нужное звучание. Кажется, мы нашли общий язык…

Серенада Чайковского для струнного оркестра вошла в программу выступления «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова. И, конечно, не стал исключением в этом смысле и сам худрук фестиваля скрипач Вадим Репин. Превосходно исполненные пьеса «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» и пропетое как бы из сердца скрипичное сопровождение арии Ленского из оперы «Евгений Онегин»: «Что день грядущий мне готовит» с Камерным оркестром Новосибирска — это еще не все. В финале фестиваля прозвучал концерт Чайковского для скрипки с оркестром, продирижированный Мануэлем Лопес-Гомес.

С новосибирским оркестром скрипач играл его не менее трех десятков лет назад, находясь тогда еще в ранге молодого дарования, и сейчас, готовясь к этому событию, отыграл концерт на сценах Европы: это исполнение одного из красивейших и виртуозных сочинений Вадим Репин посвятил юбилею своей мамы — Галины Георгиевны. Да, пожалуй, все же Чайковский был представлен на фестивале преимущественно светлой стороной своего творчества, но… кто же не слышит в его музыке трагических нот...

В тройку самых трагедийных композиторов, преподанных фестивалем, наряду с Чайковским и Рахманиновым вошел также Дмитрий Шостакович, чья музыка (яростная и беспощадная) звучала в исполнении Новосибирского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета в музыкально-поэтической композиции «Гамлет» (с участием Евгения Миронова). Его же Камерную симфонию «Памяти жертв фашизма и войны» исполнили «виртуозы» Владимира Спивакова. И не только это. Его же, Шостаковича, влияние нельзя было не ощутить и в самой новой музыке, рожденной менее года назад, — скрипичном концерте Михаила Плетнева, чью мировую премьеру провели с Российским национальным симфоническим оркестром, бывшим оркестром Плетнева Вадим Репин и итальянский дирижер Алессандро Кадарио.

Изобретательное и страстное искусство джаза

Трагедийный дух на фестивале успешно оттенялся джазовой легкостью и изобретательностью. Уже с самого начала во второй концерт фестиваля ворвалась джазовая стихия, неотделимая от имени Джорджа Гершвина, чья Summertime для многих — символ джаза. Рапсодию в голубых тонах или в стиле блюз, совершившую революцию в музыкальном мире, представили пианистка Екатерина Мечетина и Новосибирский симфонический оркестр под управлением Андреса Мустонена, затем последовала сюита Александра Цфасмана и — в завершение симфо-джазовой программы — к оркестру присоединились Вадим Эйленкриг и группа Eilenkrig Crew.

К сожалению, выступление в Новосибирске Андреса Мустонена, создателя и руководителя ансамбля Hortus musicus, было воспринято на его родине с осуждением, теперь ему запрещены концерты в Эстонии.

В последовавшем концерте под названием «Пряный джаз» мэтр российского джаза Игорь Бутман и его знаменитый квинтет развили и упрочили джазовую свободу и изобретательность, сдобрили шутками и даже откровенными хохмами. Лидер квинтета совмещал виртуозную игру на саксофоне с конферансом — остротами, танцем, пением… Он завел аудиторию так, что вместо запланированного первого отделения вышел настоящий полноценный концерт — с бессмертным «Караваном», бесстрастно пропетым в финале пианистом Олегом Аккуратовым. Объявив, что дальше будет еще интереснее, Бутман и его команда покинули сцену, не примкнув к появившимся гостям из Индии, как это произошло парой дней позже на концерте в московском зале «Зарядье».

***

И здесь действительно развернулось необыкновенное действо. Его организовал для новосибирцев артист, известный во всем мире, — Лакшминараяна Субраманиам, универсальный музыкант, для которого музыка — это язык, понятный каждому. Скрипач, композитор, дирижер, доктор Субраманиам (как он сам себя называет, хотя действительно изучал в свое время искусство медицины) — своего рода охранитель сакральной и светской традиций южно-индийской музыки, не в музейно-законсервированном виде, а в виде живой ветви, вступающей во взаимодействие с другими видами культур. Он записывал карнатическую музыку (индийскую классическую музыку, сохранившуюся преимущественно на юге Индии), западную классику, был композитором и дирижером крупных оркестров, сочинял музыку для фильмов и балетов, сотрудничал с целым рядом выдающихся музыкантов различных жанров: джаза, западной музыки, джугалбанди (дуэта солирующих исполнителей), этническую музыку и этно-фьюжн.

В 1980-е он не раз приезжал в СССР, выступал в Москве, записывал пластинки на фирме «Мелодия», выступал на Центральном телевидении, в том числе вместе со знаменитым скрипачом Иегуди Менухиным, который и познакомил Вадима Репина с индийским музыкантом.

Недавно Вадим Репин участвовал в фестивале доктора Субраманиама, совершал гастрольный тур по Индии. И нынешнее выступление стало ответным визитом. Конечно, нельзя назвать впрямую джазом выступление индийских музыкантов: это сплав, смесь мировых музыкальных культур — джаза и рок-музыки, индийской раги и европейского симфонизма. Это поиски некоего синтеза, что, собственно, практикует и фестиваль Вадима Репина. Ансамбль объединяет европейскую и национальную традиции, и это проявляется и в костюмах музыкантов, и в инструментарии: половина музыкантов группы в индийских нарядах, хотя остальные одеты вполне универсально. Индийские таблы звучат здесь вместе с вполне европейской ударной установкой, гитарами и клавишными. И все же оригинальные ритмы и тембры в потоке импровизации дают особую привлекательность концептуальной музыке — глобал-фьюжн, которую пропагандирует и создает наш гость. Для него не так уж важно, откуда музыканты, главное — что им нравится вместе играть, творить, наслаждаться музыкой.

***

Участницей концерта стала также внучка доктора Субраманиама, также со скрипкой в руках, она должна была помочь знаменитому деду в исполнении композиции альбома «Диалоги», записанному совместно со Стефаном Граппелли, и в этом ему действительно помогла. А затем на сцену вышла и его супруга — Кавита Кришнамурти — титулованная исполнительница закадровых песен индийского кино, единомышленница своего мужа, столь же неутомимо пропагандирующая синтез музыкальных традиций Востока и Запада.

Лишь незадолго до полуночи, в половине одиннадцатого, публика, наполненная «пряным джазом», прибывшим из Индии, начала расходиться.

Впервые в Новосибирске и в мире

Каждый очередной выпуск фестиваля неизменно знакомит с новинками скрипичной музыки, да и не только, кстати сказать, скрипичной: здесь всегда найдется то, что нам еще не доводилось слышать. Вот и на этом фестивале дирижер из Венесуэлы познакомил слушателей с музыкой своего соотечественника, продирижировав сочинением одного из крупнейших венесуэльских композиторов XX века Эвенсио Кастелланоса. Это яркая, праздничная, напоенная солнцем и народными танцевальными ритмами симфоническая сюита Santa Cruz de Pacairigua была написана в 1954 году и принесла автору национальную премию в области музыки.

Что касается «обязательной программы» Транссиба — это ежегодное представление новой музыки для скрипки с оркестром. Мировая премьера уже стала брендом фестиваля, для него и для Вадима Репина специально были написаны произведения Софии Губайдулиной, Беньямина Юсупова, Леры Ауэрбах, Ильи Демуцкого, Александра Раскатова и не только… Нынешний год представил даже два совершенно новых сочинения. Конечно, бывали случаи и не единственной фестивальной премьеры, но чтобы появились сразу два концерта для скрипки с оркестром — такого еще не было. Тем более что авторы этой новой музыки для многих оказались совем неожиданными. Например, Полад Бюльбюль оглы — посол Азербайджана в России, известен как певец, актер, композитор-песенник, автор киномузыки. Видимо, эта связь с киномиром и определила выбор дирижера программы «Шелковый путь», где состоялась первая фестивальная премьера. Им стал Сергей Скрипка, чье творчество связано с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии: он воспринял и исполнил новую композицию как продолжение классического концерта, написанного на основе народных интонаций. Для Вадима Репина, представившего впервые новый концерт сначала в Баку, затем в России — с Новосибирским симфоническим оркестром, важна ассоциация с голосом. Все же автор — самобытный известный певец, «золотой голос», а скрипка так близка к человеческому голосу, что тоже может петь.

Очень красива и выразительна средняя — медленная часть нового концерта. Изначально эту небольшую пьесу композитор подарил своему другу, а через некоторое время она оказалась в центре более масштабной композиции, дав старт скрипичному концерту нового времени.

***

Уже через неделю «Транссиб» представил свою вторую премьеру — Концерт для скрипки с оркестром Михаила Плетнева. Выдающийся пианист и дирижер практически неизвестен как композитор, хотя у него немало своих сочинений, которые весьма редко исполняются, и предназначены они в основном для инструмента, которым он владеет сам.

Вадим Репин пригласил его войти в этот мир, где господствует скрипка, он неоднократно говорил, что хотел бы исполнить что-то, созданное Плетневым. Прошли годы, и вот в 2022 году пришло сообщение, что написан новый концерт, посвященный другу и соратнику маэстро Алексею Бруни, до недавних пор бессменному концертмейстеру РНО. Первое исполнение автор доверил именно Вадиму Репину, находящемуся, к слову сказать, в блестящей исполнительской форме. Важно и то, что в представлении новой музыки Плетнева участвовал и так называемый «плетневский» оркестр. Это сцепление придает мировой премьере дополнительные качества, как это бывает у поддерживающих друг друга строительных конструкций. Для проведения премьеры концерта Вадим Репин пригласил молодого итальянского дирижера из Милана Алессандро Кадарио и не ошибся. Он же провел и московскую премьеру 9 апреля: оркестр и солист, настроенные на одну волну, понимали друг друга, что называется, без слов, как это бывает между родными людьми. Вадим Репин, сравнивший новый концерт с некой музыкальной исповедью, блестяще сыграл его — так, будто сам написал.

Все это — напряженные драматические коллизии, пусть даже с элементами юмора, а то и сарказма — немногие мгновения радости и счастья, и постепенное нарастание трагедии, приводящей к ее универсуму... О новом концерте уже говорят как о самом значительном и глубоком сочинении Михаила Плетнева, повествующем о времени и о себе. Возможные цитаты, отсылки к произведениям Дмитрия Шостаковича, гения, творившего в трудные времена, неизбежно считывают те нравственные посылы, которые заложены в его не терпящей компромисса музыке.

Этот скрипичный концерт также наполнен аллюзиями, намеками на любимую и постоянно исполняемую музыку его создателя: конечно же, Чайковского, Стравинского… Даже элемент настройки оркестра, обязательный предконцертный ритуал, Плетнев включил в свой опус, фиксируя моменты автобиографичности. Вадим Репин продумал и место для исполнения новой музыки в новосибирском концерте РНО: он сыграл это сразу после Концерта Прокофьева для скрипки с оркестром, создав некую скрипичную марафонскую дистанцию, с трагической, все обрывающей кульминацией на финише.

Просто ли общаться со звездой

Это просто — утверждает, обещает и выполняет свое обещание Транссибирский арт-фестиваль. Образовательная программа «Просто общайся со звездой» действует пусть и не с самого начала фестивальной жизни, но далеко не первый год, принося свои радостные результаты. Мастер-классы проводит и Вадим Репин, и его многочисленные гости. Только в этом году участвовали в фестивальных программах 30 солистов, 8 дирижеров — не каждый, но многие из них с удовольствием общались с юными музыкантами, провели девять мастер-классов. Вадим Репин даже рассказывал, какое на него однажды произвело впечатление появление в оконном проеме аудитории головы любопытного мальчишки, заинтересовавшегося: что же здесь такое происходит? — И вот, как оказалось, он уже просит родителей отвести его в музыкальную школу...

Конечно, это далеко не все главные фестивальные события, восхищавшие и удивлявшие. Например, на одном из концертов, названном «Юбилейная рапсодия», Вадим Репин взял в руки дирижерскую палочку, не оставляя, правда, и скрипку: так в двух ипостасях и провел этот незабываемый концерт с Филармоническим камерным оркестром и несколькими солистами. Посмотрим, что будет на следующем фестивале, какие сюрпризы еще преподнесет нам Вадим Репин и его «Транссиб».

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.