В краеведческом музее открылась очень необычная выставка новосибирского фотохудожника Эдуарда Левена
ИНОГДА в искусстве случаются ситуации, когда концепция оказывается интереснее, чем сам результат, — тогда некий глубинный смысл остается понятным только самому автору, а неподготовленный зритель никаких откровений в его работах углядеть не в состоянии. Но даже в подобной ситуации достойна уважения попытка рассказать о чем-то более важном, чем обычно принято. Разумеется, идеальная ситуация — это когда «игрушка» начинает «работать» и втягивает в игру зрителей.
Как говорит фотограф-профессионал Евгений Иванов, у нас в городе есть не только фото-графоманы, но и вменяемые творческие люди, которые относятся к фотографии как к методу самопознания. И действительно, Эдуард Левен использует в своей работе очень своеобразный метод: мистическо-философский, медитативный, метафизически-медитативный. Можно даже сказать, трансцендентный. И такой метод вполне можно назвать системным подходом к художественному творчеству, который мало кому под силу, хотя бы только потому, что он сложный.
Новосибирский фотохудожник Эдуард Левен предлагает зрителю порассуждать о том, что на сегодняшний день, в век цифровых технологий, в большей степени влияет на мировоззрение людей, на нашу картину мира. Три части выставки «Солнцеворот», «Звездопад. Зеркала судьбы», «Пастбище ярких рыб. Пришествие Маниту» раскрывают три ключевых фактора, выделенных автором: религия, астрология и цифровая реальность.
Эдуард Левен скептически относится к использованию компьютерных технологий в фотографии, для него ближе классический подход к съемке. Он увлекся фотографией после того, как решил поступить во ВГИК на операторский факультет. Работал в студии, снимал портреты, натюрморты, репортажи — черно-белая природная фотография стала его любимым направлением в творчестве. Важную роль в этом сыграло и знакомство с Горным Алтаем, который он фотографирует уже не один десяток лет: ведь именно на Алтае впрямую сталкиваешься с природными стихиями — простыми и вечными.
Эдуард, по его словам, не любит бывать на своих выставках, и однажды он даже признавался, что очень бы хотел вообще отмежеваться от личного авторства, поскольку это мешает ровному, спокойному существованию. Поэтому и свои фотографии он часто никак не называет, только тематические проекты.
Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»