«Три вороны» будут прыгать, танцевать и разговаривать

0
1995

Международный фестиваль уличных театров устроит новосибирцам театр прямо на улице, а самых отчаянных увезет в поля. 

В СУББОТУ, 17 августа, в Новосибирске состоялось открытие Международного фестиваля уличных театров «Три вороны», инициатором и организатором которого выступает самая мобильная драматическая труппа города — «Первый театр». Старт форуму, сделавшему ставку на эксперименты под открытым небом и стихийную драматургию городских пространств, задал импровизационный пранк-променад. Далее по курсу сочинение историй про великих людей, выезд в поля, моцион с психотерапевтом, тет-а-тет с поэтическими текстами, перформанс на Расточке и эффектный финал на Михайловской набережной — с ходулями, водометами и живем огнем в пику революциям и тоталитаризму.

«Три вороны» впервые вышли на улицы Новосибирска десять лет назад, однако от нынешнего формата экзерсисы тех наивных птиц отличаются кардинально. Место бродячих артистов заняли концептуалисты и перформеры, локации переместились с проторенных парковых троп в незримые миру трущобы и дворики, а привычные интерактивные представления заменили перформансы и променады. В результате обновленные «Три вороны», затактом открывающие в августе театральный сезон, выступают логичным продолжением июньской лаборатории сайт-специфик «#ВПУТЬ», которой «Первый театр» прощался с минувшим репертуарным годом.

«Год театра позволил Новосибирску реализовать много необычных проектов», — рассказывает директор «Первого театра» и идейный вдохновитель фестиваля «Три вороны» Юлия Чурилова.

— В начале лета мы делали лабораторию сайт-специфик. Это был очень необычный опыт как для нас, так и для города. И в новый сезон мы выходим тоже из городской среды, продолжая в августе и сентябре начатый в июне путь. Логика фестиваля вообще близка нашему театру. Мы — самый мобильный театр нашего города. Не имея своего помещения, работаем на разных площадках и легко осваиваем совершенно несценические пространства. Мы, как и уличное искусство, присутствуем везде и одновременно нигде. Мы так же, как и уличные артисты, надеемся привлечь не театральную публику, а тех, кто, может быть, никогда в театр не ходит. Собирая программу, мы хотели представить новосибирской публике очень разных художников и при этом показать самое актуальное и доступное современное искусство улиц. Границы жанров сейчас стираются настолько, что то или иное действие очень тяжело атрибутировать. В результате в афише получилось много променадов, но по сути это совершенно разные, не похожие друг на друга спектакли и проекты.

Открыл фестиваль импровизационный пранк-променад «Неявные воздействия» столичного режиссера Всеволода Лисовского. Жанрово это необычное театральное путешествие определяется автором как «вождение обезьяны». Действо представляет собой плод совместных усилий двух равноправных участников — актеров и зрителей, которые имеют одинаковые возможности влиять на развитие сюжета. Действие происходит на улицах города, порядок и форма исполнения номеров определяются спонтанно, как и финал. Вектор развития сюжетной линии задают актеры, опираясь на классические философские и литературные тексты, поэзию прошлого и современную драматургию, собственные размышления и рассказы из личной жизни.

— Проект — эксперимент для смелых людей, которые готовы узнать новое о себе и о мире вокруг, попасть в непривычную обстановку и взять на себя ответственность за происходящее, — поясняет создатель спектакля Всеволод Лисовский. — Мы, так или иначе, неявное воздействуем друг на друга и на мир в целом. Мы хотим серьезно погрузиться в исследование этой темы и вовлечь зрителей в творческий процесс.

24 августа зрителей фестиваля ждет спектакль в поле с непроизносимым названием «В. м. и. п. с. с. ж. н. м. м. с. и. н. с.», посвященный «воззрениям Льва Николаевича Толстого на женскую и мужскую роль в создании и хранении мира». Соавторы спектакля — драматург Михаил Дурненков и режиссер Семен Александровский. Проект создавался специально для фестиваля «Толстой» в Ясной поляне, однако в рамках новосибирского фестиваля «Три вороны» будет играться в аутентичной обстановке — прямо в поле. «Мы создадим две группы: мужскую «группу Левина» и женскую «группу Кити», — описывает замысел спектакля режиссер. — Их маршруты начнутся в противоположных концах поля, а дальнейший путь будет зависеть от зрительского выбора. Встретятся ли они, согласно завету Толстого, или разминутся, пройдут мимо друг друга, будто чужие, — зависит от самих зрителей, от их ответов и от их участия в действии».

25 августа новосибирский режиссер Полина Кардымон приглашает на променад «Индивидуальные переживания» с текстами поэтов Андрея Жданова (Новосибирск) и Егора Зайцева (Москва). Это специальный проект фестиваля, который просуществует ровно 24 часа в пространстве между онлайном и офлайном. Для участия в променаде нужны мобильный телефон, удобная обувь и немного свободного времени. Никакого места сбора и совместных прогулок. Каждый зритель останется один на один с картой и текстом. Организаторы признаются, что поэтический променад устроен «обратным образом»: вместо совместных переживаний — исключительно личные, ведь такова природа поэзии, да и «нет ничего интимнее, чем твои отношения с поэтическим текстом». «Нам показалось неправильным ходить толпой и выстраивать четкий тайминг передвижений, — признается режиссер спектакля Полина Кардымон. — Мы хотим, чтобы зритель был свободен в выборе и передвижениях. Чтобы он сам решал, где сделать паузы и куда пойти. Поэтому мы сделали свободную прогулку, во время которой решили поразмышлять на тему поэтического героя со своей историей, переживаниями и мыслями и его отсутствия, когда текст конструируется от городской среды, от слова, с которым эта среда взаимодействует. Гуляешь, отдыхаешь и делишься своими впечатлениями».

В продолжение программы «Трех ворон» 31 августа состоятся спектакль-сторителлинг «Истории великих людей» и научная прогулка с психотерапевтом от информационного центра по атомной энергии «Science walk». 7 сентября запланировано повторение сайт-специфик спектакля «Первого театра» под названием «Точки на Расточке» — тотальное погружение в атмосферу легендарных городских кварталов, чья неблагополучная репутация стоит на одной строке со знаменитым «флорентийским ренессансом». Завершится фестиваль 14-15 сентября спектаклем «Свинополис» с участием самого известного польского уличного театра Teatr Biuro Podrozy. Постановка Павла Шкотака по мотивам притчи Джорджа Оруэлла станет самой традиционной (по форме) и вместе с тем самой зрелищной страницей фестиваля уличных театров. «Гротескные персонажи на ходулях, водометы и огонь, в свою очередь, вызывают ассоциации не только с сюжетами о революциях и тоталитаризме, но и с демонстрациями как таковыми, что резко актуализирует эту зрелищную анти- утопию», — сообщает журнал «Театр». Показы пройдут на Михайловской набережной, и предполагается, что масштабное зрелище смогут увидеть не меньше тысячи человек.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия КОСТРИКОВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.