«Тувинское время» развернулось вспять на «ВерховьЁ» и «Устуу-Хурээ»

0
22

Нынешним летом в Туве друг за другом прошли два музыкальных форума, которые несмотря на принципиальную разницу контента, свидетельствуют о выходе фестивального движения в республике на принципиально новый уровень. Проходивший в двух селах на реке Малый Енисей, где пару веков назад осели русские старообрядцы, фестиваль «ВерховьЁ» формально был сосредоточен на русском фольклоре во всем его разнообразии, в то время как стартовавший следом музыкальный форум «Устуу-Хурээ» на западе Тувы оставался верен принципу только живого исполнения музыки, когда любые фонограммы неприемлемы. Но одновременно оба фестиваля показали, что фактически нащупали свою особую специфику, которая серьезно отличает их от аналогичных мероприятий в России. Если на «ВерховьЁ» всё более особую роль приобретает этнографическая площадка, где культивируется исполнительская манера староверов, то «Устуу-Хурээ» становится местом притяжения коллективов, исповедующих рок с тувинской национальной спецификой, а практика показывает, что именно в этом синтетическом жанре российские исполнители рок-н-ролла наиболее востребованы в мире.

Портал в разные измерения

«Э-э-э-эй, Енисей! — раздавалось с переправы на Малом Енисее (Каа-Хеме), что налажена между селами Эржей и Сизим. — А-а-а-ай, Энесай».

На небольшом пароме реакционного типа, который для перемещения использует исключительно мощь течения быстрой реки, оттачивалось исполнение песни про великую сибирскую реку из репертуара Людмилы Зыкиной. Процессом репетиции с гармонью в руках руководила создательница детского ансамбля «Октай» Надежда Пономарева. Она не знала пределов совершенствованию, доводя исполнение до автоматизма. Так на переправе через Малый Енисей хит народной артистки СССР с особым педалированием тувинского названия Енисея превращался в гимн этому своеобразному порталу, соединяющему два близких, но все-таки разных мира русского фольклора.

«Фестиваль «ВерховьЁ» не случайно имеет две концертные площадки, — объяснял председатель жюри Андрей Котов логику музыкального форума. — У нас даже критерии оценки коллективов на площадках разные».

Председательство Андрея Котова, известного исследователя аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен, само по себе стало показателем высокого уровня музыкального форума. Выпускник Академии им. Гнесиных начинал в ансамбле Дмитрия Покровского, творчество которого на рубеже 70-80-х годов прошлого века дало тектонический толчок «этнографическому направлению» отечественного фольклора. Признанный одним из самых «потрясающих исполнителей духовных стихов в России», Андрей Котов в 1989 году создал ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», бессменным художественным руководителем которого он является до сих пор.

Левый берег традиции советских времен

На фестивальной площадке в селе Сизим царила традиционная русская народная песня. «Еще с советских времен народная песня представляло собой сценическое искусство, где к стилю предъявляли четкие требования, — подчеркнул Андрей Котов. — Они связаны не только с чистотой интонации, но и с особенностью хоровой партитуры. Кроме того, исполнителям предстояло транслировать ощущение себя как часть всего народа, а их творчество не могло быть привязано к какому-либо конкретному диалекту русского языка».

Не будет преувеличением сказать, что на главной сцене фестиваля «ВерховьЁ» собрались все самые заметные исполнители и музыкальные коллективы, работающие в жанре русской песни не только в Туве, но и в соседних регионах Хакасии и Красноярского края. Конкуренция оказалась довольно жесткая: некоторым музыкантам вообще удалось выступить только в рамках «свободного микрофона», а такой любопытный ансамбль казачьей песни «Раздолье» из Шушенского жюри было вынуждено сразу вывести за скобки из-за отсутствия пения «а капелла». Поэтому совсем не удивительно, что два первых места в номинации «Народное пение: коллективы» уехали в Абакан, доставшись ансамблю «Воскресение» и хору им. М. Шрамко, а третьим призом был отмечен коллектив «Ирбинушка» из Красноярского края.

Правый берег реконструкции забытых нюансов

Правый берег Каа-Хема, где находилась этнографическая фольклорная площадка, — полная противоположность левому. В усадьбе детского ансамбля «Октай» в селе Эржей строгая камерная атмосфера: исполнителей и музыкальных коллективов немного при почти полном отсутствии звукоусиливающей аппаратуры и пафоса.

«Тут ценится образ конкретной песни, не связанной с каким-то регионом России или с каким-то диалектом. Интонация пения порой может даже не соответствовать современному гармоническому языку, — подчеркивал Андрей Котов, рассказывая об особенностях аутентичного пения. — Исполнители не просто поют песни, а осмысляют материал как реконструкторы, уделяя внимание каждому нюансу, как какой-нибудь ниточке или пуговке».

У каждого участника фестиваля был свой путь к фольклору. Александр Рупасов из Нижневартовска признает, что попал три года назад в ансамбль казачьей песни «Отрада» совершенно случайно после сложных перипетий личной биографии. Работая машинистом электровоза в Сургуте, в середине нулевых он неожиданно не прошел медицинскую комиссию по слуху. Позже врачи, а выяснилось это не сразу, диагностировали у него невриному слухового нерва, что сразу поставило крест на его прежней профессиональной деятельности. Но сейчас он, не имея даже начального музыкального образования, стал одним из самых заметных участников ансамбля, удивляя публику своим низким тембром.

Сибирская этнографическая контрреволюция

Площадка в Эржее впервые заработала на прошлом фестивале «ВерховьЁ», который состоялся еще до пандемии. Впрочем, в летние месяцы местная усадьба детского ансамбля «Октай» традиционно была местом отдыха, куда съезжались друзья коллектива, созданного Надеждой Пономаревой.

Призовые места конкурсной программы достались самым известным этнографическим коллективам Сибири. Второе место в конкурсной программе отдали фольклорной студии «Купно» из Новосибирска под руководством Любови Суровяк, а первое — фольклорному ансамблю «Родник», более 80 лет существующему в Бурятии. Ведомый харизматичным Виктором Ивановым музыкальный коллектив из Забайкалья хранит традиции переселенных в XVIII веке с территории Речи Посполитой «семейских» старообрядцев, женщины которых до сих пор носят яркие сарафаны, налобные бисерные повязки и массивные бусы из янтаря.

Третье место вполне логично досталось ансамблю «Октай», а в номинации «солистов» победителем стала Майя Аникина: воспитанница фольклорно-этнографического коллектива из Кызыла, ныне проживающая в Подмосковье, всегда удивляла своими неповторимыми выступлениями. Несколько поколений детей столицы Тувы сменилось в этом мирового уровня музыкальном коллективе, они впоследствии стали известными музыкантами, певцами, артистами театров, художниками и культурологами. Появление «Октая» в Москве и Питере 35 лет назад сейчас называют «культурной революцией». «Когда они выходили на сцену, их воспринимали на «ура», хотя они были просто дети, которые правильно проживают то, что они поют, — вспоминал Андрей Котов времена, когда еще работал в ансамбле Покровского — У них не было этнографической зашоренности. Они пели очень точно с точки зрения традиции, свободно и естественно».

Сокровища морского контейнера

Подтаёжные места в предгорьях Саян созданы для аутентичности: когда-то здесь довольно компактно обосновались староверы довольно консервативного «часовенного согласия». В дни фестиваля в сельской школе Эржея была организована выставка уникальных старинных головных платков, поясов, украшений, русского женского костюма староверов не только сибирского, но и из центральных регионов страны. Основой экспозиции стала собранная Надеждой Пономаревой и ее супругом, художником Юрием Ахпашевым, коллекция, которая настолько велика, что для ее хранения пришлось приобретать морской контейнер. «Мы просили москвичей привезти для этой экспозиции, но инициатива там восторга не встретила, — сообщила руководитель Центра русской культуры им. И.Г. Сафьянова в Кызыле Вера Лапшакова. — Все знают, что коллекция в Эржее самая крупная в стране».

Отдельной экспозицией выставки стали авторские работы Юрия Ахпашева и двух призеров конкурса мастеров народно-художественных промыслов фестиваля: тувинская керамистка Эмма Ганаширина, будучи инвалидом по зрению I степени, создает художественные образы из глины, передающие жизнь и быт тувинского народа, а скульптор из Купинского района Новосибирской области Татьяна Бернякович продолжает традицию создания детских игрушек — «чинюшек», которых в качестве оберегов когда-то стали лепить на озере Чаны. Реплики Татьяны Бернякович народного промысла, зародившегося на острове Чиняиха («новокупинские чинюшки»), были признаны на фестивале «самыми очаровательными» глиняными игрушками.

Сказ о потерянном «тувинском времени»

«Заметьте, что все мероприятия фестиваля шли с небольшим опережением, — заметил организатор фестиваля «Устуу-Хурээ» Игорь Дулуш, — а былое словосочетание «тувинское время» исчезло из оборота».

Лет двадцать назад гостям республики внушали, что в Туве якобы действует некий особый часовой пояс. За словосочетанием «тувинское время» никто особо не скрывал горькой иронии от бессилия добиться в республике хоть какого подобия пунктуальности. Казалось, что «пофигизм» тувинцев, за которым скрывалась их повальная необязательность, стал их неизлечимой болезнью. Но сегодня, судя по «Устуу-Хурээ-2025», преодолеть ее республике удалось, кажется, даже не напрягаясь.

Нынешний фестиваля сразу стартовал с Хоро — торжественного шествия до буддийского храма Устуу-Хурээ, что в переводе означает Верхний монастырь. Пеший поход к нему всегда было одним из ключевых событий одноименного музыкального фестиваля в городе Чадане. В другие годы он обычно проводился на второй день фестиваля: тогда организаторы сбивались с ног, собирая участников в путешествие в урочище Чайлаг-Алаак, где расположен храм. Но на последнем фестивале лагерь собрался в путь на удивление по-военному быстро. И дело очевидно было не в том, что в нынешнем году Хоро приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а в настрое участников, которым без эксцессов удалось пройти почти 15 километров в 42-градусную жару.

Осколок Империи Цинь

Сейчас признано, что построенный в 1905—1907 годах храм Устуу-Хурээ стал своеобразным местом сбора тувинского народа, готовящегося выйти из подчинения китайской династии Цинь. Точкой притяжения монастырь оставался весь XX век, хотя был взорван в 1937 году. Все это стало особенно очевидным в 1999 году, когда в Чадане прошел первый одноименный музыкальный фестиваль, давший начало движению за восстановление храма. Сегодня деятельность буддийского монастыря возрождена в полной мере, хотя развалины старого храма Устуу-Хурээ решили оставить в неприкосновенности, как в неприкосновенности остается одноименный фестиваль, несмотря на достигнутую цель.

Примечательно, что в нынешнем году власти Тувы признали музыкальный форум в Чадане «местом притяжения всех самых талантливых музыкантов республики и выдающихся исполнителей мирового уровня». Во всяком случае об этом заявил глава Тувы Владислав Ховалыг, направив приветствие в адрес участников фестиваля. Он заметил, что все самые лучшие музыкальные исполнители республики когда-нибудь принимали участие в музыкальном форуме в Чадане, а фактически руководитель республики констатировал, что «Устуу-Хурээ» стал фестивалем № 1 в Туве, где вообще-то сегодня существует немало музыкальных форумов. Вот только фестивальную поляну в Чадане за двадцать с лишним лет успели потоптать все тувинские музыкальные коллективы мирового уровня, среди которых не только легендарные «Хун-Хурту» и «Ят-Ха», но и группы «Алаш», «Чиргилчин» и «Хартыга».

Секрет притягательности «Устуу-Хурээ» кроется в том, что он позиционирует себя как фестиваль «живой музыки и веры», где нет места исполнителям, использующим фонограмму. Четверть века музыкальный форум кидало из стороны в сторону, а доминирующие жанры менялись как перчатки: в разные годы на фестивальной поляне блистали то джазмены, то рокеры, то исполнители этнической музыки. Были годы, когда фаворитами форума становились исполнители академической музыки, хотя концерты в формате open-air проводились порой в сложных погодных условиях. Но принцип живого исполнения оставался неизменным.

Рок со вкусом этно

В нынешнем году хэдлайнерами фестиваля формально были британский джазовый певец Рой Янги и аккордеонистка Мария Селезнёва, не скрывающая, что работает в жанре эстрадной инструментальной музыки. Однако, выступая вместе с известным «Тува Джаз Бэндом», они, как оказалось, добавили лишь дополнительных красок фестивалю, где главным направлением уже второй год подряд остается рок-музыка, изрядно сдобренная этникой. Показательно, что свое творчество в этом синтетическом жанре продемонстрировали все четыре лауреата конкурсной программы музыкального форума — группы «Акустические волны» и «Духов день» из Красноярска и коллективы «Эреге» и «Буура» из Кызыла и Шагонара. Порой довольно существенно расходясь друг с другом по степени мастерства, все эти коллективы, в той или иной степени настойчиво продолжали доказывать, что этнический рок до сих пор остается актуальным направлением, а весь этот компот оказался весьма качественным разогревом для настоящих профессионалов.

Во всяком случае у многих это был повод убедиться, что группа «Хартыга», уже давно и далеко выйдя из рамок джаз-рока, может творить удивительные чудеса в весьма жесткой манере. Исполнив легендарную песню «Энесай» (Енисей), Альберт Кувезин с группой «Ят-Ха» и певицей Сайлык Оммун, лишний раз показал, насколько тувинский фольклор органичен и естественен в стилистике рок-музыки. Но особых оваций заслужила группа «МалышОК», ставшая в этом году хэдлайнером «Устуу-Хурээ», что не удивительно. Созданный в 1966 году в школе №7 города Кызыла коллектив сейчас превратился в полноценный бренд, под зонтиком которого теперь сошлись едва ли не лучшие музыканты и аранжировщики республики (Владимир Симчит, Алексей Саая и Начын Чореве), работавшие в самых лучших ансамблях за почти полувековую историю легендарной тувинской рок-музыки.

«Можно сказать, что сегодня «тувинское время», казавшееся затянувшимся недугом, развернулось вспять, — считает Игорь Дулуш. — Впрочем, наши подлинные мастера никогда не знали, что это такое».

Виктор ТИТОВ, специально для «Новой Сибири»

Фото предоставлено автором и организаторами фестивалей

Ранее в «Новой Сибири»:

Оксана Выхристюк: Чувства в фольклоре — самое главное

Фестиваль «Гравитация»: Услышать притяжение и увидеть лучшие спектакли

Почти 50 тысяч человек посетили фестиваль науки и искусства «ТехноАрт» в центре Новосибирска

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.