В Новосибирске поставят два варианта мюзикла «Кошка, которая гуляла сама по себе».
В ПРЕДДВЕРИИ весенних каникул сразу две театральные площадки столицы Сибири позаботились о досуге своих юных зрителей, и по внезапному стечению обстоятельств их вкусы оказались схожи. Мюзикл петербургского композитора Владимира Баскина «Кошка, которая гуляла сама по себе» пропишется на сцене Новосибирского музыкального театра 21 февраля, а в стенах Учебного театра НГТИ — 9 марта. В случае профессионалов жизнь доисторических тропиков плотно соприкоснется с современными каменными джунглями. Студенты же встанут на путь «универсального солдата» и станут самыми молодыми представителями сценической животной фауны в городе.
Пристальное внимание к мюзиклу на киплинговские сюжеты в Новосибирске, конечно, не более чем совпадение, но вполне занятное. Оба коллектива — и мастера музыкального жанра, и студенты — взялись за произведение прошлой весной, и оба попали в тиски пандемии. В театральном институте ребята дошли до премьерного показа, а команда музыкального театра остановилась на презентации режиссерской концепции. На этом пересечения заканчиваются и начинаются две абсолютно разные, но наверняка счастливые истории.
На сцене НМТ спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» ставит молодой режиссер Василий Заржецкий. С новосибирской труппой постановщик санкт-петербургского музыкального театра «Зазеркалье» сотрудничает впервые, а вот мюзикл Владимира Баскина знает хорошо: десять лет назад, еще студентом, он наблюдал, как работает над подготовкой всероссийской премьеры «Кошки» его режиссер-педагог. Впрочем, повторять спектакль учителя Василий Заржецкий не собирается и акценты в тандеме с художником Еленой Вершининой планирует расставить иначе. Сказка в его интерпретации превратится в философскую повесть для семейного просмотра, магистральной темой станет отсутствие взаимопонимания, а джунгли превратятся в современный город.
Хореографом-постановщиком спектакля выступит Антон Дорофеев — балетмейстер, воплотивший на сцене Новосибирского музыкального театра в 2020 году пластическое решение спектаклей «Любовь и голуби», «Огни большого города» и «Веселая вдова». Антон три года проработал главным балетмейстером Санкт-Петербургского государственного детского драматического театра «На Неве» и получил прекрасную возможность не только заниматься профессией, но и пристально наблюдать за зрительным залом: «Я часто сидел в зрительном зале, что мне очень нравилось, и подмечал, какие моменты работают на детей, на что они отвлекаются, что захватывает их внимание. Поэтому мне детская публика не страшна. Я знаю, как и на что будут реагировать дети, и каким образом материал правильно преподнести. У детей сейчас клиповое мышление. Они иначе, нежели мы, взрослые, воспринимают увиденное и считывают информацию быстрее, чем мы. В одну секунду они могут очень много воспринять и понять. А если не поняли, то сразу же теряют внимание и интерес к происходящему на сцене».
Ставить детский спектакль, признается хореограф «Кошки», намного сложнее, нежели создавать зрелище для взрослой аудитории, но отечественная театральная индустрия отнюдь не всегда хочет это признавать и вкладывать силы и средства в спектакли детского репертуара. «В наших театрах есть такое заблуждение, что зрелищу для детей достаточно быть только ярким и красочным, и сделать такое шоу постановщикам нужно как можно быстрее, особо не задумываясь о качестве, — констатирует Антон Дорофеев. — Но это не так. И современный кинематограф, как и западная театральная индустрия, дает нам пример правильного понимания. Вспомните «Властелина колец», «Гарри Поттера», мультфильмы студии «Дисней». Это мировые шедевры, в которые вкладываются большие деньги. Везде есть композитор, художник, хореограф, везде проработаны детали и характеры. А у нас чаще встречаются примеры обратного, когда приходишь на детский спектакль и не понимаешь, что происходит на сцене. И, главное, ребенок рядом с тобой тоже не понимает».
Рецепт успешного спектакля, по мнению Антона Дорофеева, — это «эффектно, мощно, сильно, театрально, динамично, а также очень качественно в исполнении и продуманно в плане подачи». Последнему пункту форма «Кошки» способствует сама собой.
ДЕЛО в том, что для своего детского мюзикла композитор Владимир Баскин выбрал такой жанр, как музыкальное антре. Сложные финалы и прологи в «Кошке» заменены эффективной бродвейской схемой: подводка — диалог — выход героя. «Я сталкивался с разными композиторами, писавшими для детей, — признается хореограф спектакля. — Отчего-то многие из них думают, что детская музыка должна быть примитивной. Но есть же примеры бродвейских мюзиклов, где в музыкальном плане ткань произведения очень сложно и серьезно устроена. В нашем случае Баскин тоже создал очень качественную музыку, прописал характеры и задал очень верную форму. У него практически нет номеров больше двух минут. Не знаю, делал ли он это специально, но две минуты — это идеальный размер для того, чтобы дети замерли и сидели с открытыми ртами. Если номер длится дольше, то в плане зрительского внимания он проседает, и постановщикам нужно делать дополнительные эффекты и трюки, чтобы это внимание вернуть».
Кстати, вокальные номера в мюзикле артисты Новосибирского музыкального театра исполняют в образах представителей животного мира. При этом никаких сомнительных преображений и переодеваний в ростовые куклы в спектакле не будет. «У нас очень непростой спектакль, и решение тоже очень непростое, — полагает Антон Дорофеев. — У нас не совсем животные. У нас в спектакле люди с повадками животных или животные, в которых можно разглядеть людей. Мы принципиально отказались от идеи делать из людей животных. В конце концов мы — люди. У артистов есть руки, ноги и рты, которыми они говорят и поют. Передать животные повадки и сохранить при этом самого себя — это самое сложное. С этого начинается обучение в театральных вузах. И хотя все проходят через эти этюды на первом курсе, дальше начинаются мечты о Гамлетах, и все наработанные наблюдения деваются непонятно куда. Хорошо, когда в театре имеется репертуар, в котором эта благодатная тема поддерживается».
Чтобы погружение в дебри доисторического леса прошло с максимальной пользой, Новосибирский музыкальный театр сопровождает премьеру конкурсом детских рисунков. Победителей ждут выставка в фойе, уникальные театральные сувениры и приглашение на спектакль. Претендентов на победу уже более двухсот, и это еще не окончательная цифра.
Курс, замахнувшийся на мюзикл, драматический, что таланту, разумеется, не преграда. Тем более что многие из учащихся уже выходят на профессиональные подмостки и активно осваивают разные направления и жанры прямо на поле боя. «Современный артист должен быть синтетическим и уметь все: петь, танцевать, самовыражаться по-разному и так далее, — акцентирует Александр Лебедев. — Думаю, для ребят будет важен опыт такого спектакля. Конечно, поначалу, когда я объявил студентам, что буду ставить, курс вздрогнул. Но очень быстро все влюбились в мюзикл и приступили к репетициям, которые длились три или четыре месяца. Теперь нас ждет премьера на новой сцене в ДК «Энергия», а зрителей — два по-хорошему конкурирующих состава».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Дарья ЖБАНОВА и из архива НГТИ