Радиостанция Muzkom стала актуальным связующим звеном между театром и зрителем.
У НОВОСИБИРСКОГО музыкального театра есть готовый ответ эпохе вынужденной социальной дистанции — собственное радио Muzkom. Проект выходит в эфир более десяти лет и создается маленькой командой энтузиастов при любых погодных условиях и эпидемиологических прогнозах. В эфире транслируются аудиоверсии спектаклей и концертных программ, проверенная временем классика, джаз, шедевры мирового музыкального театра, известные мюзиклы и оперетты, романсы и лучшие мелодии звукового кино. Формирует уникальный контент, покоряющий меломанов по всему миру, Вадим Кириченко — солист Новосибирской оперетты, автор идеи, основатель и главный редактор радио Muzkom. О том, куда приводят детские мечты и какое отношение имеет шляпная мастерская к интернет-радиостанции Вадим рассказывает в интервью газете «Новая Сибирь».
— Вадим, как родилась идея создать собственное радио?
— Тема радио для меня не нова. Я впервые оказался на радио в 15 лет и был поражен удивительной работой телецентра. В 1993 году прошел конкурс на радиостанцию «Ерматель». Сначала вел маленькую рубрику, потом стал ведущим утреннего эфира. Делал свои авторские вставочки между песнями. Информации тогда в свободном доступе, как сейчас, не было. Приходилось бежать в библиотеку, искать что-нибудь интересное в журналах, а параллельно учиться в театральном училище и позднее в консерватории. Я успел поработать на многих радиостанциях — радио «Мир», «Радио Сибири», радио «Новосибирск», ОТС. Вел программы «Репортер», «Музыкальный календарь», «Коробейники». Для студента это была идеальная работа. Прибежал, начитал текст, перекусил в столовой и обратно на учебу. Да и интересно было. Тогда, в 90-х, радио процветало. Ему, по сути, не было альтернативы. Это сейчас каждый может изложить свои мысли в интернете, а тогда дозвониться в прямой эфир и высказать свою точку зрения было очень «круто». Из тех юношеских впечатлений и родилась мечта сделать свое радио, которую я сейчас и воплощаю со своими коллегами.
— Кого вы считаете в плане работы на радио своим учителем?
— Мне посчастливилось поработать со многими мастерами радиовещания. Мне было чему и у кого поучиться. Я вспоминаю, как могла часами читать стихи Елена Алексеевна Батурина, беседы о музыке Владимира Михайловича Калужского, передачи Сергея Ивановича Кострикова и Владислава Луцко. Все, что я сейчас делаю, родом оттуда. Все, что было заложено в меня в детстве и юности, я сейчас пытаюсь продвинуть на радио Muzkom.
— Объясните как обывателю: как такое возможно — создать круглосуточный эфир усилиями одного-двух человек?
— Благодаря технике сегодня возможно все. Это раньше, когда работали в прямом эфире и наполняли его музыкой, записанной с пластинок или кассет, диск-жокей должен был находиться непосредственно в студии. Сейчас есть возможность автоматического вещания. Ты покупаешь место на хостинге и размещаешь там свой поток. Формируешь плейлист, программируешь, задавая определенный алгоритм звучания, и он автоматом выдает в эфир все заложенное. Прослушать можно любым плейером.
— Как вам удалось собрать такой масштабный музыкальный контент, чтобы его можно было выдавать радиослушателям день за днем и год за годом?
— Я коллекционер. За многие годы у меня скопилось огромное количество музыки. Большая коллекция пластинок. Сначала их собирала моя мама — советскую эстраду, классику, джаз. Потом инициатива перешла в мои руки: я не только серьезно пополнил архив, но и сделал огромную рок-подборку. А потом появилось желание не слушать все это самому тихонечко дома, а поделиться своей коллекцией с другими. Я стал оцифровывать архивы, набрасывать контент, создавать плейлисты. Сначала на час, потом на два, потом попробовал по кольцу крутить все это круглосуточно. На это ушел не один день. Десять лет работы. Что-то убиралось, что-то прибавлялось, неизменной оставалась только классика (Моцарт, Легар, Кальман) — она у нас звучит постоянно.
— Правда ли, что изначально вы вещали из дома?
— У нас даже сайта своего толком не было. Мы с женой (Любовью Кириченко, завлитом Новосибирского музыкального театра и бессменным редактором нашего радио) сделали маленькую страничку в Вконтакте, где опубликовали объявление: «Слушайте наше радио». Разместили музыкальный контент, затем начали создавать авторские рубрики и программки.
— Как вам удалось убедить руководство Новосибирского музыкального театра в том, что ваша мечта, ваше радио нужно театру?
— Леонид Михайлович Кипнис, директор нашего театра, оказался настолько дальновидным, что принял нашу идею без лишних вопросов. Он полностью нам доверяет. Не вставляет палки в колеса, не ведет тотальный контроль. Мы ориентируемся на свой вкус, и все, что у нас звучит, Леониду Михайловичу нравится. А когда в театр приезжают VIP-гости из других городов (на постановку или на фестиваль), директор всегда настаивает на том, что они должны побывать в нашей обновленной студии. Мы и раньше делали программы с приглашением гостей, но не имели возможности выпускать беседу в прямом эфире — довольствовались записью. С обретением студии такая возможность появилась.
— Вы вещаете десять лет, но собственной студией радио Muzkom обзавелось только в ноябре прошлого года. Отчего так сложилось?
— Здание нашего театра совсем небольшое. И своего помещения у нас не было просто потому, что его в принципе не было в театре. Когда же рядом построили модульное здание, цеха перешли работать туда, и место освободилось. В нашей нынешней студии располагался шляпный цех — здесь шили шляпки к спектаклям. Прежде чем въехать, мы сделали капитальный ремонт. Переделали все, вплоть до перекрытий и коммуникаций. Выполнили звукоизоляционные работы. Теперь можем выходить в эфир, записываться и даже устраивать квартирники. У нас очень удачное расположение — рядом сидят «звуковики», и это дает нам дополнительные возможности. Например, мы можем делать прямые включения с репетиций. Еще рядом есть небольшое окошечко, из которого отлично видна панорама сцены. Сейчас мы подумываем о том, что его можно использовать как площадку для тифлокомментирования. Вообще замечательно, что наша студия расположена в театре. Не нужно никуда бежать. Зато есть возможность заглянуть в перерыве между репетициями и поработать.
— Вы имеете какое-то представление об аудитории радио Muzkom? Кто эти люди? Откуда? Какие у них вкусовые предпочтения? Сколько их вообще?
— Определить количество наших слушателей невозможно. Хостинг находится в Москве, мы вещаем из Новосибирска. Мы даем один поток, а потом с него наши посредники могут делать раздачи на тысячи и даже десятки тысяч человек по всему миру. Сколько именно людей нас прослушало, просчитать невозможно. Мы можем только определить географию запросов, и, надо сказать, она обширна — Америка, Германия, Израиль, Испания, Италия, Канада и т. д. Я не знаю, слушает ли нас только русскоязычное население или среди слушателей зарубежных стран преобладают носители другого языка, но так или иначе мы вызываем интерес и за границей. Кроме того, мы хорошо охватываем города нашей страны (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Питер, Самара) — полный список займет много места. Определенные представления об аудитории мы составляем на основании отзывов. Но здесь следует понимать, что развернутые отклики пишут чаще всего люди среднего возраста. Молодежь предпочитает чаты, соцсети и краткие ответы в духе «нравится — не нравится».
— Каким образом выстраивается ежедневный контент?
— Тридцать процентов нашего эфира занимает театральная информация. Основная же доля приходится на музыкальный контент. Именно он привлекает внимание слушателей со всех уголков планеты. Причем музыка звучит самая разная — лучшее из опер и оперетт, шедевры музыкального театра, джаз, рок…
— То есть вы не ограничиваете себя в стилях и жанрах?
— На самом деле, у нас любая музыка имеет место быть, но только если это хорошая музыка. Если это два притопа — три прихлопа, то в нашем эфире такое не прозвучит. Мы не даем русский рэп, и попсы типа «Руки вверх», я вам точно говорю, никогда не будет на Muzkom’е. В остальном же мы выступаем за разнообразие и делаем ударение на шлягеры. Например, у нас есть рубрика «Знаменитые хиты ХХ века». Там звучит буквально все — Jethro Tull, ABBA, The Beatles, The Guess Who, Led Zeppelin, Deep Purple. Уже четыре года мы на безвозмездной основе размещаем программу «Хорошая музыка» наших единомышленников из Саранска — это совместный проект «Радио Мордовии» и «Столицы С». Они рассказывают про лучшее в музыке вне жанров. Звучат передачи о творчестве Эдиты Пьехи, Нани Брегвадзе, Нино Катамадзе, Queen, Леонарде Коэне. Чтобы наш разнообразный репертуар не звучал слишком эклектично, мы разбиваем эфир на блоки и даем слушателям перенастроить ухо информационными вставками.
— Судя по отзывам, большой популярностью на вашем радио пользуется авторский контент?
— Да, мы сейчас активно развиваемся в сторону авторских рубрик и программ. У нас есть «Открытая студия», куда мы приглашаем гостей. Есть новостной блок, где мы в формате развернутого сюжета рассказываем о событиях, репетициях и премьерах. Есть рубрика «Старые слова»: артист нашего театра Александр Лукан рассказывает историю создания известных песен. Есть программа «Мир мюзикла». Ее ведет Андрей Корчагин — тоже артист Новосибирского музыкального театра и большой знаток жанра мюзикла. Недавно мы запустили проект «Встреча с книгой», в рамках которого артисты читают фрагменты своих любимых литературных произведений. При этом каждый такой выход в эфир у нас превращается в маленький радиоспектакль. Наши артисты читают не в тишине, а на фоне звукового ряда, который индивидуально подбирается под каждое произведение. Созданные нами записи мы чередуем с записями из моего личного архива, где литературные произведения читают известные в прошлом дикторы и артисты Новосибирска.
— Откуда такое чудо?
— У этих уникальных записей разное происхождение. Есть профессиональные записи, сделанные на радио «Слово», — читает Елена Алексеевна Батурина, легендарный новосибирский диктор, с которой мне посчастливилось когда-то работать. Есть любительские записи, которые благодаря сегодняшним техническим возможностям можно «почистить». Например, сохранились работы Любови Борисовны Борисовой, моего мастера, выдающейся актрисы и без сомнения легенды Новосибирска.
— Знаете, звучит не скучно, а ведь когда-то форматом ориентированного на классику радио с его многочасовыми трансляциями пугали широкую аудиторию.
— Время изменилось, и подход к радиовещанию тоже изменился. С одной стороны, стало очень мало радиостанций, которые могут себе позволить выдавать в эфир не просто треп, а действительно оригинальные авторские программы, как, скажем, «Серебряный дождь». С другой стороны, существенно изменился подход к трансляции. Сегодня даже радио «Орфей» не пускает в эфир масштабные произведения целиком. Это в советское время объявляли, что прозвучит симфония Шостаковича, и выдавали его часть за частью с перерывом на комментарии музыковеда. В наше время в этом нет необходимости, потому что нет острого информационного музыкального голода. В интернете можно найти все что угодно и прослушать от и до при необходимости, поэтому радиостанции идут по пути затравки — включают только фрагмент произведения. Главная идея — намекнуть, заинтересовать и, конечно, развлекая, просветить человека. Но делать это надо мощно, интересно. Радио, как и сцена, — лобное место. Если ты не покажешь все, что умеешь, если не сделаешь серьезную заявку, то тебя ожидает провал. Если слушателя не зацепит в первые три минуты, он переключится на другую волну. Кстати, в том числе и поэтому я стараюсь подбирать для трансляции позитивную музыку. Еще люблю удивлять нашу аудиторию. Специально ищу редких исполнителей и редкие исполнения. Слушатель включает, слышит знакомую мелодию и поражается незнакомой аранжировке.
— У вашей маленькой, но гордой радиостанции есть вполне серьезные завоевания: премия Offstage Awards в номинации «Лучшее корпоративное издание театра», звание «Радио года». Вы получили творческую стипендию от Союза театральных деятелей России, регулярно в сети появляются положительные отзывы от блогеров и профессионалов. Когда вы задумывали проект, рассчитывали на такой результат?
— Этот проект начинался как эксперимент, и замечательно, что он «выстрелил». Мы давно поняли, что наша работа слушателям интересна, но особенно остро ощутили потребность в наших эфирах во время самоизоляции. Радио оказалось тем самым связующим звеном, которое сейчас осталось между театром и зрителем. В театре прекратились репетиции и показы спектаклей, но у нашей команды появилось время, чтобы достать из загашников архивы и наконец-то перелопатить их. Теперь мы каждый вечер выдаем в эфир адаптированные аудиоверсии спектаклей музыкального театра. Что касается наград, то, конечно, нам приятно. Мы, что называется, никого ни о чем не просили, но всегда очень трепетно относимся к тому, что нас замечают и ставят на одну ступень с крупными профессиональными радиостанциями. И, конечно, отдельная благодарность нашей аудитории. Когда с нами делятся впечатлениями от эфиров — это очень приятно. А когда я получаю отзывы, в которых слушатели пишут, что я их учитель, — это очень стимулирует. Поверьте, планов громадье. Было бы время.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ