«Великан Бобов» дорос до кросскультурного проекта

0
1184

Театр «Глобус» и автономная  некоммерческая организация «Культура Сибири» завершили работу по реализации кросскультурного проекта «Великан Бобов», направленного на исследование творчества Даниила Хармса сквозь призму его личности. Мультижанровая лаборатория по мировозренческому преображению «абсурдного чудотворца» и главного авангардиста прошлого столетия получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив и включила в себя создание спектакля, public talk с амбассадорами проекта и серию просветительских подкастов.

Даниил Хармс ‒ уникальная фигура, оказавшая при всей своей кажущейся несерьезности самое серьезное влияние не только на ландшафт советской литературы, но и на искусство XXI столетия. Всего 36 лет на земле и много больше ‒ целое восьмидесятилетие ‒ в открытом космосе человеческой памяти, окончательно стершей различия между сновидением и реальностью, шизофреническим психозом и расчетливым эпатажем, действительностью и будущим, безумием и яркой индивидуальностью, лексическим хаосом и синтаксической несоразмерностью.

Разрушитель традиций, ниспровергатель рамок и шаблонов, легендарный фрик и лукавый мистификатор, эксцентрик и лайфартист, художник, преобразовавший странное и трагическое мироощущение нового века в продуктивную и плодовитую поэтику абсурда, которой охотно пользуются наши современники. Сегодня «наивная» мифологическая картина мира Хармса имеет интерпретаторов, эпигонов, исследователей и последователей. Языковая игра, тот самый «юродский язык» обретает новый сакральный смысл, а сам поэт превращается в «памятник нерукотворный», стилевой ориентир, знаковый культурный феномен и, пожалуй, самую индексальную персону раннего русского андеграунда. Даниил Иванович Ювачев, сменивший при жизни более тридцати псевдонимов, трижды родившийся, сделавший говорение главной формой жизни и, точно ластиком, стертый жерновами отечественной истории, смотрит на нас с крафтовых кружек, фасадов зданий, книжных закладок и модных шопперов. Его произведения активно издаются и превращаются в литературную основу музыкально-драматических спектаклей. Цитаты, изъятые из поэтической реальности, преобразуются в анекдоты, мемы и песни. Образы формируют большой культурно-мифологический контекст. А зияющая пустотами и многоточиями биография становится бесценным источником для патографического анализа, литературоведческих штудий и творческих открытий.

Об этом и многом другом вспомнили участники public talk’а «Что такое Хармс?» в рамках кросскультурного проекта «Великан Бобов» ‒ учащиеся общеобразовательных школ, студенты лицеев, колледжей и вузов, собравшиеся 21 апреля на площадке Новосибирской областной научной библиотеки. Эксперты (поэт, член Союза писателей России Антон Метельков и практикующий психолог, организатор научно-популярных лекций и конференций Екатерина Затримайлова) рассмотрели личность Хармса в контексте времени и проанализировали «театральность» его текстов. Провели параллели с классиками русской литературы и поразмышляли о духовной интеграции Хармса в наши дни. Поговорили о героях и темах произведений обэриута. Порассуждали о том, насколько применимо понятие психической нормы к гению и почему искусственно повторить «мыслетворчество» Хармса, увы, невозможно. «Я бы голосовала, хотя это точно нельзя установить, за то, что Хармс не был шизофреником. Потому что все его произведения сделаны очень искусно, — отметила приглашенный спикер проекта «Великан Бобов» Екатерина Затримайлова. — Потому что если мы погружаемся в исследования его текстов, его поведения, его перформанса (ведь вся жизнь его представляла один сплошной перформанс), то мы там логику увидим. Скорее мы увидим взлом – обыденного, слишком логичного, протест против той исторической ситуации, в которой он был, чем безумие. И зачем это нам нужно сейчас? Почему об этом интересно говорить? Потому что это есть путь и доступ к творческой реализации для любого человека любой эпохи – находить способы слышать свое бессознательное, находить способы говорить на этом языке, находить способы конструировать это так, чтобы оно могло в исторической перспективе обрести какую-то форму».

Смысловым центром кросскультурного проекта стал спектакль «Великан Бобов», поставленный на малой сцене театра «Глобус» новосибирским режиссером Полиной Кардымон. Премьера «детской комедии» прошла 23 марта 2022 года, а сборы от первых показов были направлены на благотворительность и перечислены детям Донецкой и Луганской народных республик. Литературную ткань спектакля составила пьеса московского автора Егора Зайцева, сотканная из текстов Даниила Хармса, фрагментов его художественной системы и современных стилизаций, выполненных драматургом столь мастерски, что разобрать, где заканчивается Хармс и начинается Зайцев, оказывается делом почти безнадежным. При этом словотворчество постановочной группы выходит за рамки произнесенных текстов, обретая продолжение в графическом и звуковом оформлении спектакля. Художник Анастасия Юдина и композитор Владимир Бочаров ловко манипулируют поэтикой Даниила Хармса, благодаря чему визуально-аудиальные миры «Великана Бобов» оборачиваются и заметками на полях, и сюжетной тайнописью, и двойным кодированием, и оптическими алогизмами, и буквальными иллюстрациями.

Команда спектакля ставила перед собой задачу не только объединить в одном сценическом действе обычно существующую в разных ментальных локусах «взрослую» и «детскую» поэзию Даниила Хармса, но и добиться органичного сосуществования философии абсурда со стихией чистого смеха. В итоге получилось игровое, интерактивное зрелище, работающее на самую широкую возрастную аудиторию, к тому же полное юмора, драйва и транслирующейся в зал сумасшедшей энергии. Вполне в духе Хармса – противоречивого, эпатирующего, тонкого, безапелляционного, проникающего в суть явлений, безошибочно угадывающего в самых приземленных «мелочах жизни» экзистенциальный смысл, превратившего пограничные состояния психики в творческий метод и манифест.

Вселенная «Великана Бобов» не подчинена привычным законам логики и поражает нашествием смыслов ‒ двоящихся, троящихся, выворачивающихся наизнанку, расплывающихся, переворачивающих все вокруг вверх дном, разбегающихся по полу легионом анилиновых шариков и раскладывающихся на внезапно получившие независимость составные части. Главный герой ‒ Хармс, Чармс, Шандарм и даже ввернувшийся козьей ножкой в название Великан Бобов (Роман Исаченко, Арина Литвиненко, Элина Зяблова, Анна Замараева, Алина Юсупова, Иван Зрячев, Станислав Скакунов) ‒ хоть различается речевыми характеристиками, манерами, внешностью, возрастом, внутренним миром и психологическим статусом, все же един в семи лицах и ведет свою «регистрацию мира». За семь дней, подобно всем известному творцу, этот «гений бреда» создает свою галактику, где бал правит происшествие, случай ‒ сплошь нелепый и парадоксальный, извечно ассонирующий, вскрывающий на излете абсурдность мира и тем самым вызывающий смеховой эффект. Если метафизическая пустота обычной человеческой жизни только съедает время, то уникальная черная дыра Хармса фонтанирует событиями и девиациями, превращая языковые фантомы в новую реальность, а жизнь ‒ в искусство.

Камерное пространство спектакля населяют странные личности и еще более странные объекты: надкусанные луны, гигантские рыбины, двойники, антропоморфные существа, мутирующие буквы, шарики-сударики, абрисные портреты, отделившиеся от целого части человеческого тела и ожившие предметы мужского гардероба. Они действуют по прихоти фантазии. Падают, выпрастываются, взлетают, появляются и исчезают. Читают «нелепые» стихи и издают чудные звуки. Танцуют, толкаются, кривляются, «засыпают кувырком». Нарушают физические законы, меняют театральные и взаправдашние маски. Жонглируют человеческой логикой и «здравым разумом». Издеваются над элементарными бытовыми действиями и постигают ценность «неделания». Балагурят и балаганничают. Вступают в беседу с залом и бурно выясняют отношения между собой. Выступают субъектами и объектами тотальной символической игры. Сдвигают реальность со своего индивидуального места и заставляют ее парить в туманном «нигде». Однако в центре этого гигантского пузыря всегда оказывается он ‒ человек, который вырос из рыбьей икры, умел смотреть на мир «голыми глазами», выдумывал себе родственников, надевал в театр фальшивые усы и, не заметив сгустившейся атмосферы, умудрился стать классиком детской поэзии и вместе с тем одной из самых трагических фигур взрослого литературного Олимпа.

Резюмировала кросскультурный проект презентация семи просветительских подкастов, в записи которых приняли участие артисты, занятые в спектакле «Великан Бобов». Семеро смелых читают произведения Хармса, транслируют интересные факты из жизни писателя, рассказывают о своем личном восприятии «гения абсурда» и делятся подробностями репетиций. Контент доступен на сайте и в социальных сетях театра «Глобус».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Дмитрия ЯЦЮКА и Виктории МАРКОВОЙ

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.